
Цесаревич Алексий Николаевич и Великая Княжна Ольга Николаевна в каюте парохода «Русь». День 7/20 мая 1918 г. Последняя фотография. Фото Ч. Гиббса.
«Какое счастье выпало на мою долю. Сегодня я видела Детей…»
Оставшаяся в Тобольске часть Царской Семьи (Наследник Цесаревич Алексий Николаевич, Великие Княжны Ольга, Татьяна и Анастасия Николаевны) со слугами в начале мая 1918 г. отправились в Екатеринбург к Родителям.

Дядька Наследника Климентий Григорьевич Нагорный (1886†1918) – крестьянин Киевской губернии, матрос Императорской яхты «Штандарт». Сопровождал Царственных Мучеников в Тобольск, а затем Августейших Детей в Екатеринбург, где в Ипатьевском доме был арестован вместе с И.Д. Седневым. Расстрелян в окрестностях Екатеринбурга (29.5.1918 н.ст.). «…Этот простой матрос, – писала М. Старк, – был до последней минуты своей жизни верный в своей любви к Царской Семье. Ничто его не поколебало: и в Екатеринбурге он был все таким же, все так же презрительно, резко отвечал красноармейцам и советским комиссарам и не раз его простые слова заставляли замолкать советчиков. Они чувствовали, что этот матрос как-то выше, чем-то сильнее их и они боялись и ненавидели его. Не случайно он был расстрелян одним из первых». Участвовал в церковных службах в Тобольске. Почитается Русской Православной Церковью Заграницей как мученик Климент.
Дневниковые записи П. Жильяра позволяют уточнить хронологию этого переезда:
(7/20 мая): «В половине двенадцатого мы уезжаем из дома и садимся на пароход “Русь”. Это тот же пароход, который восемь месяцев тому назад привез нас вместе с Их Величествами. […] Мы покидаем Тобольск в пять часов».
(9/22 мая): «Мы приезжаем утром в Тюмень».

П. Жильяр, доктор В.Н. Деревенко и Ч. Гиббс.
И на этот раз, как и несколько месяцев назад (в августе 1917 г.), Царские Дети проплывали мимо села Покровского. Свидетельство этого события – фотография, сделанная с борта парохода «Русь» Ч.С. Гиббсом.

Село Покровское, сфотографированное 8/21 мая 1918 г. Ч. Гиббсом.
Наконец в Тюмени произошла последняя встреча Царственных Мучеников с домашними Царского Друга. Об этом повествуют две дневниковые записи М.Г. Соловьевой, урожденной Распутиной.

Трап с парохода «Русь», на котором Царские Дети с прислугой прибыли в Тюмень. Утро 9/22 мая 1918 г. Снимок Ч. Гиббса.
(9 мая): «Какое счастье выпало на мою долю. Сегодня я видела Детей, случайно совершенно. Пошла на пристань за билетами, вижу стоит пароход, никого не пустили. Я пробралась к кассе чудом, и вдруг в окне парохода Настя [графиня А.В. Гендрикова] и Маленький [Цесаревич Алексий] увидели меня, страшно были рады. Это устроил Николай чудотворец, сейчас я и Боря едем в Абалак».

Графиня Анастасия Васильевна Гендрикова (1886†1918), фрейлина Императрицы. Отбыла с Царской Семьей в Тобольск, где преподавала Царским Детям историю, а потом последовала с ними в Екатеринбург, где сразу же по прибытии, 23.5.1918, на вокзале была разлучена с Царственными Узниками и заключена в тюрьму, в больничную камеру. 20 июля (н.ст.) была отправлена в Пермь, где в составе группы из 10 человек на ассенизационном поле за городом была зверски убита (4.9.1918 н.ст.). Почитается Русской Православной Церковью Заграницей как мученица Анастасия.
На фотографии Ч. Гиббса графиня А.В. Гендрикова снята в Тобольске.
(10 мая): «Вчера проезжали мимо нас, наши все были на берегу. Тяжело было с ними расставаться. Я плакала очень. Не успели слова сказать, т.к. пароход остановился на одну минуту. Берега здесь ужасно скучные, природа скудная. Дождь идет, ветер. Живу мысленно с моими дорогими. Как жалко, что их там нету в Т[обольске]».
Продолжение следует.