sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Categories:

Г.Е. РАСПУТИН: ПОСЛЕДНИЕ СНИМКИ И РИСУНКИ (часть 16)


Г.В. Дерюжинский. Одалиска. Бронза.

Разными дорогами

Вместе с князьями Юсуповыми Г.В. Дерюжинский намеревался перебраться в Европу. Вероятно, так оно и случилось бы: Юсуповы, как мы уже писали, в апреле 1919 г. отплыли из России в свите вдовствующей Императрицы на британском крейсере «Марлборо». Злую шутку с ним сыграла, однако, его любовь к античным древностям. Весьма некстати Глеба Владимiровича заинтересовали раскопки греческого порта Херсонес, и он отправился в Севастополь.
Впечатления его от увиденного оказались такими сильными, что даже много лет спустя они отразилось в его скульптуре. Тем не менее, вернуться к своим благодетелям он так и не смог: наступление красных отрезало Кореиз от Севастополя. Там же в Ялте осталась и его жена Паллада Олимповна.
Глебу Владимiровичу пришлось бежать в Новороссийск, где в то время находились войска генерала А.И. Деникина. Тут он едва не угодил под мобилизацию, от которой ему едва удалось освободиться по слабости здоровья.
В царившей в городе неразберихе Глеб Владимiрович неожиданно сумел найти друзей, которые весной 1919 г. смогли устроить его гардемарином на судно «Владимiр», отправлявшееся в США с грузом руды.
В Нью-Йорке на пропускном иммиграционном пункте на острове Эллис в устье Гудзонат он рассказал о своем дяде А.Ф. Дерюжинском, бывшем российском консуле в Сан-Франциско, о брате Борисе Владимiровиче, служившем в Русской миссии в Копенгагене.
Сюда же в США прибыл позднее и шурин Глеба – капитан второго ранга Н.М. Коландс, вырвавшийся из Крыма в феврале 1921 г. и обосновавшийся затем в Нью-Йорке.
А вот отец Глеба, профессор Владимiр Федорович Дерюжинский не смог преодолеть океан: вскоре после эвакуации из Крыма он скончался от разрыва сердца в турецком лагере для русских беженцев на Босфоре…
Иммиграционный судья, выдававший Глебу Владимiровичу вид на жительство, спросил, чем тот собирается заниматься. Последовал ответ: «Я буду скульптором и очень скоро пришлю вам приглашение на выставку».



Г.В. Дерюжинский у одной из своих работ на выставке в Нью-Йорке.

Так всё и произошло: через два года в Нью-Йорке действительно прошла первая выставка его работ.
К нему быстро пришел успех. Ныне Г.В. Дерюжинского называют «выдающимся американским скульптором».
Наиболее известные его работы – скульптурные портреты композиторов С.В. Рахманинова, А.Т. Гречанинова и С.С. Прокофьева, пианиста А.И. Зилоти, художника Н.К. Рериха, писателя Рабиндраната Тагора, американских президентов Теодора и Франклина Рузвельтов, Дж. Кеннеди.



Г.В. Дерюжинский. Фигуры из дерева.

В конце 1923 г. состоялась встреча Глеба Владимiровича со своим старым гимназическим товарищем.
В ноябре князь Ф.Ф. Юсупов с супругой прибыли в Нью-Йорк с целью выгодной продажи полотен Рембрандта, вывезенных им из России не без помощи Г.В. Дерюжинского, записавшего, как мы уже писали, безценные полотна сверху для того, чтобы не привлекать к ним излишнего внимания.
На портовой набережной, вспоминал Ф.Ф. Юсупов, собралась целая толпа любопытных репортеров. Однако тут произошла одна неожиданная неувязка. По его словам, ему сообщили, что «американские власти противятся моей высадке, так как по американским законам убийцам въезд в Америку запрещён…»
Так в США аукнулось ему преступление на Мойке…



В мастерской Г.В. Дерюжинского.

При каких обстоятельствах состоялась сама эта встреча, неизвестно. На этот счет имеются лишь скупые свидетельства Ф.Ф. Юсупова: «Русская колония в Нью-Йорке была достаточно велика. Встретили мы старых знакомых. Оказались тут друзья наши… товарищ мой по гимназии Гуревича, талантливый скульптор Глеб Дерюжинский, сделавший в ту пору прекрасные скульптурные бюсты, Ирины и мой».
Что касается цели поездки (продажа полотен Рембрандтов), то она была достигнута. Картины продали за огромную по тем временам сумму: 225 тысяч долларов. Ныне они находятся в Национальной галерее в Вашингтоне.



Глеб Владимiрович Дерюжинский.

Скульптуры Г.В. Дерюжинского можно увидеть ныне в весьма престижных собраниях: музее Метрополитен (Нью-Йорк), Смитсоновском институте, Национальной портретной галерее в Вашингтоне, Музее современного искусства в Нью-Йорке, музеях Сан-Диего, Толедо, Питтсбурга, Филадельфии, музее Центра имени Линкольна, коллекции Уитни «Русское искусство XX века» и т.д.
Личная жизнь скульптора оказалась непростой. Он был дважды женат, оба раза на своих соотечественницах… Одна из них, Александра Николаевна скончалась в 1956 году в Нью-Йорке.
Сын Г.В. Дерюжинского, Игорь – модный фотограф.



Г.В. Дерюжинский рядом со скульптурным портретом киноактрисы Лилиан Гиш. 1960-е годы.

Что касается первой супруги Глеба Владимiровича, оставшейся в 1919 г. в Ялте, то в ее биографии на сегодняшний день существует множество пробелов и белых пятен.
«Кажется, году в 23-м, – вспоминала ее петербургская знакомая, – Паллада вернулась из скитаний по югу. Туда, в аристократическое бегство в Крым, она попала с Дерюжинским, скульптором. Брак этот был настоящим, с венчаньем. Дерюжинский был дружен с Феликсом Юсуповым, у Паллады остались в альбоме от этого полуострова “Цитеры” стихи за подписью ФЮ. Но в эмиграцию Дерюжинский жену не взял. Жила Паллада тогда главным образом гаданьем по руке и на картах, меняла мужей и вернулась сюда, нося фамилию Педда –? – “акростих из фамилий моих последних пяти мужей”» (Л.В. Шапорина «Дневник». Т. 1. М. 2017. С. 203).
Автор этой дневниковой записи, несомненно, держала этот самый альбом в руках. Не так давно эта страничка была опубликована потомками его владелицы: https://www.instagram.com/p/BnsbeA3h30K/
Вот начало самого этого стихотворения, записанного в альбом рукою князя Ф.Ф. Юсупова (орфография подлинника):
Живи Паллада
Утеха ада
Олимпа дочь.
Исполнись яда
Любви отрада.
Померкни ночь.
Собачья дочь.

(Зачеркнутый в альбоме эпитет – отсылка к участию Паллады в петербургской «Бродячей собаке».)
Длинная (в два столбца) стихотворная запись подписана:
«Ф.Ю.
Крым
1918».
В это трагическое время у Паллады как раз появился другой знакомый – безымянный «прекрасный принц»: сын петербургского профессора, офицер Императорской армии, адъютант авантюриста С.Н. Булак-Балаховича, красный офицер, кавалер ордена Красного Знамени, комендант ГПУ.
Но последние «подвиги» будут уже потом, а в 1918-м Паллада в восхищении: «Да, да, ангел. И я так за него боюсь – он такой безрассудный. Хочет в Сибирь ехать, устраивать побег Государя. Долго ли погибнуть!»
А потом кончился и этот роман…
В 1920-1930-х годах Паллада Олимповна жила в Царском Селе, а затем перебралась в Ленинград. Именно она в январе 1937 г. свела двух сводных братьев – сыновей своего прежнего знакомого поэта Николая Степановича Гумилева: Льва Гумилева и Ореста Высотского, дав последнему адрес А.А. Ахматовой.



Одна из последних известных на сегодняшний день фотографий Паллады Олимповны. Из дневника В.А. Судейкиной (5 сентября 1918): «…На ввалившихся после болезни щеках два ярко румяных пятна – накрашенных. Умирающая в чахотке обезьяна, карикатура на издыхающую Сару Бернар, с которой у нее есть сходство».

Последним мужем Паллады Олимповны Был, как считали, Виталий Федорович Гросс.
«Информации о нём почти нет, – пишет петербургский некрополист К. Карчевский. – Известно что он родился в 1890 году в Колпино, в семье генерала инженера-механика, начальника Адмиралтейских Ижорских заводов (1895–1908) Федора Христофоровича Гросса (1855–1919).
Был разносторонним человеком, творческой личностью. Писал стихи, рисовал, музицировал. А ещё говорят, что в молодости влюбился в цыганку и ушёл в табор, и отец очень осерчал и отказался от него.
Член Российского Теософского общества. Работал у Адолия Роде, подбирал цыган для выступления на “Вилле Роде”. Участвовал в фальсификации двойников Распутина».



Встреча интеллигенции Петрограда с Гербертом Уэллсом. Адолий Роде (1879–1930) крайний справа во втором ряду. Дом ученых. Осень 1920 г. Наиболее подробная его биография содержится в нашей книге «Дорогой наш Отец» (М. 2012. Комментарий № 139).


Ресторан «Вилла Родэ» (Строгановская ул., 2) с отдельными кабинетами, хорами и оркестрами, появился в Петербурге в 1908 г. До сегодняшних дней «Вилла Родэ» не сохранилась; на ее месте построили станцию метро «Черная речка».


Банкет биржевиков в «Вилла Роде». 20 мая 1912 г.


Кафешантан и кабаре «Вилла Роде» (Павильон «Кристал»). Вид снаружи и внутри.




С начала 1920-х гг. А. Роде тесно сотрудничал с советскими спецслужбами. С личного одобрения Ленина в 1922 г. вместе со своим другом Горьким организовал в Берлине клуб для приезжавших туда из России ученых. Позднее пытался открыть в Париже кафешантан «Вилла Роде».

Продолжим прерванную цитату из очерка К. Карчевского о Виталии Федоровиче Гроссе:
«После революции работал на внешнюю разведку Коминтерна. Работал в США, Франции, Германии. Возможно, когда-нибудь мы узнаем из открытых архивов внешней разведки – более точную информацию».
Был у В.Ф. Гросса еще и брат Евгений (1897–1972) – советский физик-экспериментатор, член-корреспондент АН СССР (1946), в последние годы работавший в Институте полупроводников.
Однако на самом деле, как удалось установить, супругом Паллады Олимповны был Виталий Николаевич Гросс (1903/1900–1935) – историк комсомола, художественный критик, заведующий отделом искусств «Вечерней Красной Газеты».
С полной несомненностью это устанавливает дневник уже упоминавшейся нами художницы Л.В. Шапориной (супруги композитора), написавшей его портрет и оставившей несколько записей о некоторых аспектах его деятельности:

https://sergey-v-fomin.livejournal.com/369418.html
Наиболее обширная из них датирована 21 ноября 1935 г.
«После моего возвращения из Парижа [в 1928 г.] и переселения в Детское, – пишет она в ней о своей строй знакомой Палладе, – застала ее уже здесь. За это время она женила на себе двадцатилетнего Гросса, “заимела” (как теперь говорят) от него ребенка и превратилась в домохозяйку. Но какую! Прислуги у нее менялись каждую неделю, уходили со скандалами, драками, убегали в форточки. Грязь дома невероятная. Гросс работал, как вол. Служил, писал, таскал кули из города. Тащил булки, керосин, картошку, вс`. А Паллада дралась с прислугами, ходила по гостям, волоча за собой измученного четырехлетнего Фитика, и сплетничала, сплетничала. Сплетни носили часто возмутительный характер. Про Стрельникова она пустила слух, что он служит в ГПУ; про Тиморевых, чудесную Юлию Андреевну, что они у нее украли белье! Которого у Паллады вообще не было. Мне ее болтовня доставила честь быть вызванной в ГПУ [в 1931 г.]. Там дознавались, что я знаю о ген. Суворове, эмигранте. О моем знакомстве с Суворовым знать никто не мог, т.к. собственно и знакомства-то не было, но он был мужем Натальи Романовны, двоюродной сестры Паллады, с которой я встречалась у брата Васи, где она с мужем играла в карты и от которой привезла привет Палладе» (Л.В. Шапорина «Дневник». Т. 1. М. 2017. С. 203-204).
Собственно, эта дневниковая запись была вызвана кончиной В.Н. Гросса: «Умер Гросс. Мне его очень жаль. Жаль так рано сгоревшей жизни, так обидно заезженной этой старой отвратительной бабой.
В 31-32-м годах мы были прикреплены к писательскому кооперативу, я встречала его с кулями, булками и ужасалась: “Зачем это вы, Виталий Николаевич, сами все таскаете, вам вредно”. На что всегда был один ответ: “Это совершенно случайно, Палладочка сегодня не могла, прислуга тоже не могла…”, и эта “случайность” повторялась ежедневно. Булки, керосин, картошку – все тащил он на себе в Детское.
Я зашла к ним перед пасхальной заутреней, зная, что ему плохо. Он лежал. Ему хотелось бросить службу и перейти на инвалидность, т. к. сил на ежедневную езду больше не хватало. Дома же он мог бы статьями зарабатывать.
Паллада вмешалась в разговор: “Но ведь ты понимаешь, что на 150 рублей мы прожить не можем”. Она заставила его работать до тех пор, пока перо не вывалилось из рук» (Там же. С. 202).



Могила П.О. Богдановой-Бельской на Киновеевском кладбище Петербурга. Фото автора проекта «Петербургский некрополь» К. Карчевского.

Что касается самой Паллады Олимповны, то скончалась она, пережив революцию, гражданскую войну, большой террор и блокаду, в 1968 г. в Ленинграде в возрасте 83 лет.
Похоронили ее на Киновеевском кладбище. Лежит она под одним камнем с сыном Эрнестом Витальевичем Гроссом (1925–2000).
Ряд небезынтересных снимков и документов из ее архива было опубликовано недавно ее потомками:

https://www.instagram.com/explore/tags/паллада_олимповна/


Продолжение следует.
Tags: Распутин в Петербурге, Распутин: портреты и фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments