
Николай Дмитриевич Тальберг.
Последние мысли его были о работе. Когда он умирал в больнице, в «Православной Руси» продолжала печататься его работа о евлогианском расколе.
Теме парижского раскола митрополита Евлогия (Георгиевского) Тальберг издавна уделял особое внимание. Еще в 1927 г. им была выпущена книга «Возбудители раскола». В этой публикации содержится немало материалов для размышлений об одном из церковных расколов, до недавнего времени остававшегося как бы в тени, а в настоящее время даже приукрашиваемого умелыми гримерами.
Сравните дневниковую запись 31.12.1945/18.01.1946 митрополита Мануила (Лемешевского, 1884–1968): «Угнетает меня та легкость снятия многолетнего запрещения, которое некогда митр. Сергий [Страгородский] наложил на митр. Евлогия и всю заграничную организацию. Отсюда вывод опасный. Что бы мы ни делали в запрещении священнодействия и т.д. – все это единым росчерком пера ликвидируется со всеми вытекающими из сего запрещения последствиями» (Митр. Мануил (Лемешевский). Божий виноградник. СПб. 1999. С. 55).

Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Снимок М.А. Аксаковой, урожденной Гершельман. Архив автора очерка.
Весьма характерны выдержки из книги митрополита Евлогия «Путь моей жизни» (Париж. 1947): «Из Чехословакии о. Владимiр Соколов явился ко мне в Париж и просил принять его в мою юрисдикцию» (с. 551); «...на общем собрании приходов моей юрисдикции в Лондоне» (с. 620); «Когда возник у меня конфликт с митрополитом Сергием» (с. 519); «В этом году я сделал о. Алексия протоиереем» (с. 536); «Можно связать без преувеличения: наши девочки своими ножками вытанцевали – выстроили чудный храм в Рабате» (с. 551).

Кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
Приводящий эти цитаты в своей статье епископ (в то время еще протоиерей) Митрофан (Зноско-Боровский) справедливо подчеркивает, что «в этих выражениях ярко и предельно точно отражена бездуховность создателя церковного раскола» (Прот. Зноско-Боровский Митрофан «В защиту правды: Статьи 1952-1977». Нью-Йорк. 1983. С. 95).
Подробнее о том, кем и на какие деньги создавался парижский раскол, кто писал воспоминания владыки Евлогия см. в наших комментариях к кн.: Игумен Серафим (Кузнецов) «Православный Царь-Мученик». Сост. С. Фомин. М. 1997. С. 506, 528-530.

«Могила Н.Д. Тальберга на общем кладбище близ Свято-Троицкого монастыря. Снято 17.8. 1994 г.». Фотография М.А. Аксаковой. Архив автора очерка.
В 1934 г. в Белграде сам митрополит Евлогий признавался: «Вы не понимаете, в какое время мы живем: не мы рулем управляем, а те, кто сильнее нас». Приводящий эти слова о. Митрофан свидетельствует: «Пишущий эти строки сидел все время у левой руки м[итрополита] Евлогия» (Указ. соч. С. 95-97).
Что касается труда о евлогианском расколе, то Н.Д. Тальберг почти довел ее до конца, но так и не успел завершить. По свидетельству близких ему людей, «его последние указания за несколько часов до смерти» были о том, как завершить этот труд для печати.

Николай Дмитриевич Тальберг.
Лишь через четверть века после кончины Николая Дмитриевича Тальберга наследие его начало свой трудный путь возвращения домой.
К сожалению, несмотря на уже вышедшие его книги. труды Тальберга остаются у нас все еще неведомыми. И в такой невостребованности нет ничего удивительного: истина всегда идет трудными путями. Но приходит всегда. Даже если мы этого, по малодушию, и не желаем.
* * *
Только читая такую историю, можно осознать всю бездну нашего нынешнего падения. Только осознавшего грех и покаявшегося в нем простит Господь...
ПЕРЕД ПОРТРЕТОМ СЕМИ ЗАМУЧЕННЫХ
Когда гляжу на памятный портрет
Погибшего священного семейства,
Таинственный, родной и вечный свет
Мне говорит: «Пусть лиц их с нами нет,
Но образ победил само злодейство».
И кто трагичней этого отца,
Не знавшего от Родины пощады,
Кто отдал честь законного венца,
Склонив главу пред замыслом Творца,
Не получив от нас и гроб дощатый.
Он ради сына отдал все, что мог,
И с сыном на руках шагнул в безсмертье.
И честь ему вернул Всечестный Бог,
Венчав его на муку и в чертог
Украшенный введя незримой тверди.
Там об руку с Царицей навсегда,
Он с четырьмя Великими Княжнами,
С Наследником глядит еще сюда
И жертвует нам земли, города,
И сердцем пребывает вместе с нами.
Он дал нам выбор, к Богу отойдя,
И указал дорогу покаянья.
И мы, Отца доселе не найдя,
Блуждаем, как мятежное дитя,
И нищее сбираем подаянье.
И наша нищета нам говорит:
«Вернемся в дом, пока еще не поздно,
А то и самый кров тогда сгорит,
Как пришлый гость набег свой повторит
И разорит наш дом с презреньем грозным».
Пусть дом наш пуст. Его мы населим.
Но прежде возвратимся хоть к порогу.
И лишь тогда сердца возвеселим,
Как помянем священной той семьи
Возвышенную память о семи
Замученных, молясь Отцу и Богу.
Олег ОХАПКИН.
1981, Санкт-Петербург.