
Николай Дмитриевич Тальберг.
Своеобразный итог долголетней деятельности Николая Дмитриевича подвел юбилейный сборник «Отечественная быль» (Джорданвилль, 1960), включивший в себя многие разбросанные по разным периодическим изданиям зарубежья ценнейшие его очерки.

Автограф Н.Д. Тальберга.
«Достоинство этого сборника, – писал архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев, 1906–1976), сам даровитый проповедник и духовный писатель, – в особенности тем велико, что Николай Дмитриевич Тальберг не только усидчивый ученый, кропотливо и чрезвычайно добросовестно собирающий необходимые для его статей материалы, но и глубоко верующий, искренне преданный нашей святой Церкви православный христианин, а одновременно – пламенный русский патриот, не мыслящий нашей Родины иначе, как только Святою Русью. Его статьи, всегда основанные на достоверных исторических фактах, являются сильнейшим опровержением всех тех злостных клевет, которые и прежде возводились и до настоящего времени продолжают безстыдно возводиться на историческую Россию всеми ее злобными врагами, постаравшимися разрушить ее, как единственный в мiре твердый оплот святого Православия, и доведшими теперь весь мiр до той невероятной глубины религиозно-нравственного падения, в которой он ныне находится, близясь к своей окончательной погибели».

Автограф Владыки Аверкия (Таушева). Архив автора.
После выхода в свет юбилейного сборника Тальберг продолжал трудиться на ниве просвещения еще около семи лет... В 10-м номере «Православной Руси» за 1967 г. появилось короткое сообщение: «Николая Дмитриевича Тальберга постигло легочное заболевание. В связи с ослаблением сердечной деятельности понадобился уход, который не мог быть обезпечен в монастыре, почему Н.Д. помещен в местную больницу, где под наблюдением его постоянного врача д-ра Гиршфельда он окружен самым тщательным уходом».

Автограф Н.Д. Тальберга.
С грустью покидал он монастырь, в котором безвыездно прожил 16 лет, о которых в последние свои часы он говорил как о лучших в своей жизни.
Накануне смерти он спросил приехавшую к нему сестру Татьяну Дмитриевну Рубах: «Какое сегодня число?» Узнав, со значительностью прибавил: «Значит, завтра шестьдесят лет, как я кончил Правоведение». Назавтра он и скончался. Это случилось в понедельник, 29 мая 1967 г. по старому стилю. Часы показывали около восьми часов вечера.
Окончание следует.