
Николай Дмитриевич Тальберг.
В 1950 г. Н.Д. Тальберг переехал в Соединенные Штаты, где с тех пор до самой смерти преподавал исторические предметы в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Жил он в монастыре, будучи, по словам близко знавшего его архимандрита Константина (Зайцева), «крепко верующим и привычно-церковным человеком. Не случайно такой человек, как архиепископ [Западно-Американский и Сан-Францисский] Тихон [(Троицкий, 1883–1963)] неоднократно и очень настойчиво рекомендовал Николаю Дмитриевичу стать епископом!»

Архимандрит Константин (Зайцев) и Н.Д. Тальберг в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.
Сослуживец Н.Д. Тальберга по семинарии протопресвитер Михаил Помазанский отмечал: «Благородство души, глубокая религиозность, верность и идейная преданность тем государственным началам и тому государственному строю, каким он был призван на служение в ранней молодости, ласковость и общительность, душевная близость к молодежи и – при всех этих достоинствах – необычайная нетребовательность и скромность в личной жизни: даже куртка на нем была та, какую он получил в австрийском беженском лагере в сороковые годы».

Н.Д. Тальберг.
Будучи преподавателем, воспитателем и наставником семинарской молодежи, Николай Дмитриевич не оставлял и письменных занятий. Постоянно сотрудничал в периодических изданиях Свято-Троицкого монастыря («Православная Русь», «Православная жизнь», «Православный путь»), в газетах «Россия» и «Русская жизнь». Выходят его книги: «Месяцеслов русских святых» (Джорданвилль, 1954), «Русская Православная Церковь в Северной Америке» (Джорданвилль, 1955), «Муж верности и разума: К 50-летию кончины К.П. Победоносцева» (Джорданвилль, 1956) и другие.

Архимандрит Киприан в иконописной мастерской Свято-Троицкого монастыря.
«С рвением, подобным рвению древних русских летописцев, – писал в газете «Россия» Г.В. Месняев, – Н.Д. Тальберг неутомимо, изо дня в день, извлекает отовсюду: из забытых и полузабытых записок и воспоминаний, из старых книг, журналов и газет – те кусочки правды, которые дают ему возможность безпристрастно, основываясь только на фактах, восстанавливать истинный – сияющий и светозарный – облик оклеветанной России. Без всякой шумихи, без громких и пышных слов, без грома фанфар и ложного пафоса делает свое великое дело скромный и благородный Н.Д. Тальберг».

Архимандриты Пантелеимон и Иосиф, иеромонах Иов.
«Николай Дмитриевич – монархист, – пишет о Тальберге епископ Митрофан (Зноско-Боровский), – но его монархизм особенный. Он не спорит с инакомыслящими, не проявляет воинственной напористости, что свойственно людям, исповедующим партийные программы. Он бережно и тщательно, спокойно и мужественно раскрывает в своих трудах историческую правду о России, излагает свои взгляды и убеждения. Его монархизм исходит из принятого им целостного христианского мiровоззрения, дающего ответ на вопросы не только моральной и духовной жизни человека и семьи, но и освещающего проблемы общественной и государственной жизни. Этим объясняется и та спокойная радость, которой веет от Николая Дмитриевича и его писаний.
В своих исторических трудах Николай Дмитриевич выступает убежденным сторонником «симфонии власти», раскрывая в глубоких истоках российской истории следы извечного тяготения материального к духовному, обоюдное стремление и Церкви и Государства – совместить заботу о народе, о нации в целом. Статьи и книги Николая Дмитриевича, посвященные прошлому России, это гимн Прекрасному, которое неизбежно открывается пред каждым историком, безпристрастно анализирующим прошлое Императорской России. И вместе с тем, не обнаруживаем мы в его трудах национального самодовольства и самохвальства».
Продолжение следует.