
Сергей Николаевич Дурылин (1886–1954).
ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ
«Не спета ли песенка русская? В самом деле, чего еще? Былины были, сказки были, “Слово о полку Игореве” было, жития были, Пушкин был, Лермонтов был, Гоголь был, Тютчев был, – и не довольно ли? Хорошенького понемножку. Новых Пушкиных, кажется, так и не будет, как новых Петров Великих, новых Суворовых, Глинок, Кутузовых, – кажется, весна и лето русские уже были, были везде и во всем: осталось, может быть, еще несколько веков исторической осени – слякоти и грязи, с одним-двумя-тремя погожими деньками, а до зимы своей, особой, м. б., и не дотянет: попадет в общую мiровую зиму с жестокой стужей, и на этом, вместе со всеми прикончится.
В самом деле, ведь все, решительно все было уже. Во зле дошла Россия […] до Аракчеева, до Сахалина, в святости – до преп. Сергия, до пр. Серафима! Ведь за полтысячи лет не было в Европе, и быть не могло, никого, решительно никого, ни одного человека в миллионах, которого бы можно приравнять к преп. Серафиму – к этой высоте, к этой силе духовного человека, к этому благоуханному оказательству забываемой ныне истины, что человек по образу Божию сотворен и образ Божий в себе носит! Там равнина и холмики на ней, добропорядочные миллионы и высоконравственные тысячи, а здесь горы, вершины, столп!
Дала Россия Царя-революционера и мужика-энциклопедиста, дала величайшего полководца и чистейшего поэта, поднял новь и вспахал Микула Селянинович миллионы десятин европейских и азиатских, спел единственные в мiре былины, сразился Илия Муромец с ордами всевозможной нечисти, создано было величайшее произведение художественного и всяческого гения русского народа – географическая карта, вместившая в себе ранее не вмещавшееся ни в одно государство, ни в одну империю – от полюса до пустыни, и этой географической картой побиты все карты Дариев, Александров Македонских, Цезарей, Наполеонов, – чего же еще? Ждать ли, что потянутся века исторического комфорта и удобств, что будут мирно оклеивать мещанскими обоями внутренние комнаты российского государства и демократически заставлять их геранями и увешивать портретами честных деятелей “на ниве народной”?
История скупа: на это она может и не отпустить ни времени, ни сил, ни средств, Суворову у ней силы находились и Петру Великому она щедро отпускала и время, и место, и людей, и средства на его революцию сверху, – но захочет ли она отпускать время, сроки, людей, средства и пространство господам устроителям земного рая с автомобилями и храмами труда – это еще вопрос, – да и вопрос ли? Не имеется ли уже и ответ? не на лицо ли он?
Преобразования внутренние не мешали ни в 1613 г. победить шведов и поляков, ни Петру – победить своего рода Вильгельма и Германию XVIII в. – Карла XII и Швецию, – почему же они таким роковым образом мешают тому же, совершенно тому же, в 1917-ом году? Не потому ли, что тогда еще предстояли и преп. Серафим Саровский, и Тихон Задонский, и Ломоносов, и Пушкин, и Лобачевский, и Суворов, и Кутузов, и Достоевский, и Глинка, и Александр III, – а теперь – предстоят народные представители, социальные реформаторы, эмансипированные женщины да атеистические человекобожки в блузах и визитках, – и не права ли история, если она им не хочет отпускать того же, что отпускала Минину и Петру? Quod licet Iovi, non licet bovi. [Что дозволено Юпитеру не дозволено быку]
Для тех, кои признают первым законом и собственного, и всяческого бытия – обладание пастбищами да избытком пищи с приправами лакейской культуры, – для тех история не нужна, как и они ей не нужны. Пусть они рвут портреты Петра, истребляют воинский дух, еще живущий от Суворова и севастопольского закала, пусть завешивают красными тряпками кумир Пушкина, свергают памятники Царя-Освободителя, – они могут быть покойны, что им не грозит такая же участь в будущем: они как лебеда на ржаном поле истории – история их выполет на́чисто, и только».
С.Н. Дурылин «Олонецкие записки» (1917-1918).
(Т.Н. Резвых «“Апокалипсис и Россия”: эсхатологическая тема у С.Н. Дурылина» // «Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета». Богословие. Философия. М. 2015. Вып. 3. С. 90-91.)