sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Category:

ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (70)


Маска чумного доктора, выставленная в одном из исторических музеев Германии. XVI век.



Доктор Шуллер (продолжение)


Как уже, наверное, заметили наши читатели, еще в прошлом нашем по́сте, обозревая события начала 1820-х годов, мы начали снижение от общеевропейского театра и Балкан к месту дислокации 2-й армии на западной границе Российской Империи.
Ныне мы снова в Кишиневе пушкинской поры.
Большую роль в создании масонской ложи «Овидий», во главе которой на первом этапе ее существования был доктор Ф.М. Шуллер, стояли, как отмечают исследователи, люди, формально в ее состав не входившие: генерал М.Ф. Орлов и полковник П.И. Пестель.
«В то время в Кишиневе, – проясняет в воспоминаниях некоторые важные моменты формирования “Овидия” майор В.Ф. Раевский, – было огромное стечение греков и молдаван из-за границы по случаю восстания греков и после поражения их в Молдавии турками. [Кто подал мысль, не знаю, только... – в рукописи зачеркнуто.] В Кишиневе основана масонская ложа, которую открыл полковник Пестель, в нее приняли одного [пропуск]» (В.Ф. Раевский «Материалы о жизни и революционной деятельности». Т.2. Иркутск. 1983. С. 351).
В мае 1821 г., пишет современный биограф этого декабриста, «обладавший высокой масонской степенью шотландского мастера и правом создавать новые масонские мастерские, Пестель лично открыл работы этой ложи» (О.И. Киянская «Пестель». С. 166).



П.И. Пестель. Рисунок А.С. Пушкина. Около 1825 г.

Другим основателем ложи был генерал М.Ф. Орлов. Ранее он принадлежал к известному парамасонскому петербургскому литературному обществу «Арзамас» (1815-1818), а также был одним из создателей в Москве «Ордена русских рыцарей (1815-1817).
Структурно Орден делился на внутренний и наружный. «Отсутствие сведений о “внутренней” жизни Ордена русских рыцарей можно объяснить строгой конспирацией, установленной в обществе» (А.И. Серков «История русского масонства XIX века». СПб. 2000. С. 109).
«…От членов внутреннего Ордена не требовалось личного участия в масонских ложах, пример этому – деятельность М.Ф. Орлова, который, не будучи вольным каменщиком, по существу, руководил и контролировал деятельность лож Соединенные Славяне и Овидий» (Там же. С. 110). Помимо этого под влияние М.Ф. Орлова находились также масонские ложи на Украине (Там же. С. 201).
Впоследствии, уже после восстания, в письме Императору Николаю Павловичу от 22 декабря 1826 г. М.Ф. Орлов, как бы похваляясь своей предусмотрительностью и тщательной конспирацией, писал: «Полагали, что посредством масонских обществ я имею большое влияние над всеми вольными каменщиками. Но даже и имени моего в списке не нашли» (Л.Н. Оганян «Общественное движение в Бессарабии в первой четверти XIX века». Ч. I. С. 247).



Бронзовый бюст «Декабристу М.Ф. Орлову» работы скульптора Ю.А. Канашина, открытый в 1975 г. к 150-летию восстания декабристов в Кишиневе рядом с домиком Кацики, где функционировала ложа «Овидий».

Еще более удивительным, на первый взгляд, было влиятельное положение, занимавшееся в «Овидии» майором В.Ф. Раевским.
Интерес его к масонству был давним. Еще 1815 г., находясь в Каменец-Подольске, в то время штабс-капитан, адъютант командующего артиллерией 7-го пехотного корпуса Раевский организовал среди офицеров тайное, масонского типа политическое содружество, знаком принадлежности к которому служили специально изготовленные железные кольца.
Получивший назначение в стоявший в Бессарабии 32-й егерский полк, которым командовал член «Союза благоденствия» полковник А.Г. Непенин, Владимiр Федосеевич, во время пребывания в Тульчине, штаб-квартире 2-й армии, также вступил в «Союз благоденствия». По прибытии в Бессарабию он вновь организовал среди офицеров тайную парамасонскую организацию «Дружеский союз», члены которого также носили особые железные кольца (И.Ф. Иовва «Передовая Россия и общественно-политическое движение в Молдавии». Кишинев. 1986. С. 59-60).
Влиятельное положение его в кишиневском «Овидии» подтверждается документально. Судя по донесению правительственного агента, опубликованному в книге, специально посвященной истории «Овидия», видно, что автор донесения видел в В.Ф. Раевском (хотя тот формально и не фигурировавшем в официальном списке его членов), равно как и в генерале П.С. Пущине (начальнике ложи) человека, от которого напрямую зависел прием в ее состав (Н.К. Кульмана «К истории масонства в России. Кишиневская ложа». СПб. 1907. С. 25).
Итак, все трое отцов-основателей «Овидия» были известными и наиболее влиятельными декабристами. Нет ничего поэтому удивительного, что создавалась ими ложа с учетом их политических нужд и устремлений .
«Более 120 декабристов, – пишет один из современных исследователей тайных обществ, – являлись членами различных масонских лож, как в России, так и за рубежом. […] Масонство привлекало членов Союза спасения не только возможностью пропаганды своих идей в ложах, но и вероятностью завоевать руководящие посты в масонстве. […] Руководство Кишиневского кружка декабристов считало необходимым, с одной стороны, подготавливать к восприятию свободолюбивых идей членов масонских лож и принимать наиболее решительно настроенных из вольных каменщиков в декабристские организации, с другой, использовать масонские ложи для “прикрытия” тайной деятельности» (А.И. Серков «История русского масонства XIX века». С. 144-145, 202).
«Уже одного имени В.Ф. Раевского, – замечал один из дореволюционных исследователей, – достаточно, чтобы быть уверенным, что в ложе “Овидий” разговаривали не об одной благотворительности» (В.И. Семевский «Политические и общественные идеи декабристов». СПб. 1909. С. 315).



Владимiр Федосеевич Раевский. 1812 (?). Кость, акварель, гуашь. Собрание Ильдара Галеева, Москва.

То же самое происходило и по соседству с Бессарабией.
Так, «в 1820 г. С.Г. Волконский в Одессе предпринял попытку «составить из членов ложи Евксинский Понт филиальную организацию Союза благоденствия. […] Перечислим масонов, которые могли войти в эту организацию. Это декабристы С.Г. Волконский, П.П. Трубецкой, П.С. Пущин, этеристы И. Мано и Г.М. Кантакузин. […] Таким образом, в 1820 г. в ложе Евксинский Понт складывается русское отделение – группа лиц, непосредственно связанных с декабристским движением. Влияние одесской ложи не ограничилось лишь этим городом. С идеями членов ложи Евскинский Понт было связано и образование Общества соединенных славян» (А.И. Серков «История русского масонства XIX века». С. 195-196).
Первые признаки формирование кишиневской организации декабристов относятся еще к 1819 году.
Активизировались эти процессы с приездом в июле 1820 г. Кишинев новоназначенного командира 16-й пехотной дивизии генерала М.Ф. Орлова, члена «Союза благоденствия» (1818) и его Коренного совета, руководителя Кишиневской управы.
«Статус Кишиневской управы декабристов до сих пор точно не определен: механически подчинять ее Южному обществу не следует; Орлов, Раевский и другие “кишиневцы” – сторонники особых планов, более прямых действий…» (Н.Я. Эйдельман «Пушкин и Раевский (К истории взаимоотношений)» // «Пушкинские чтения в Тарту. Тезисы докладов научной конференции 13-14 ноября 1987 г.». Таллин. 1987. С. 44).
«…У В. Раевского, – пишет, суммируя разыскания пушкинистов, современный исследователь, – в момент обыска была найдена “Зеленая книга”, или “статут общества «Союз благоденствия»”. “На основании этого свидетельства, – пишет М.В. Нечкина, – наиболее простым представляется умозаключение, что кишиневская организация и после 1821 года действовала на основании старого статута «Союза благоденствия» – «Зеленой книги»”. Она прямым образом упомянута Вл. Раевским как документ программного значения”. Но ведь “Союз благоденствия” считался распущенным в начале 1821 года. Историк Л.Н. Оганян, отмечая, что кишиневская управа не принадлежала Южному обществу, возглавляемому Пестелем, предлагает именовать ее “Обществом Белой книги” (основываясь на существовании “Белой книги” – сборника приказов и сочинений М.Ф. Орлова). Это наводит на мысль, что в Кишиневе существовала автономная, параллельно с Южным обществом, не подчиняющаяся Павлу Пестелю тайная организация»: https://ava.md/2012/01/16/istoriko-prosvetitel-skiy-post-6-kak/
В организационном отношении Кишиневская организация была одной из основных управ «Союза благоденствия» и не входила в состав территориально к ней наиболее близкого «Южного общества», действуя вполне самостоятельно.
Точный списочный состав ее до конца неясен. Восстановить его помогают труды исследователей (Л.Н. Оганян «Общественное движение в Бессарабии в первой четверти XIX века». Ч. I. С. 377-278; И.Ф. Иовва «Передовая Россия и общественно-политическое движение в Молдавии». С. 69-70).
Кроме генерала (1) М.Ф. Орлова, в нее, как полагают, входили:
(2) Капитан 32-го егерского полка Константин Алексеевич Охотников (ок. 1794–начало 1824) – участник Отечественной войны 1812 г., старший адъютант генерала Орлова, масон в ложе «Овидий», член «Союза благоденствия» (1820), знакомый Пушкина. В отставке (1822).
(3) Полковник Андрей Григорьевич Непенин (1782–1854) – командир 32-го егерского полка, член «Союза благоденствия» (1819), член «Союза благоденствия» (1819), знакомый Пушкина. Покупал оружие для восставших греков (И.Ф. Иовва «Из истории русско-греко-молдавских революционных связей» // «История СССР». 1971. № 3. С. 123). Арестован 30 декабря 1825 г. и отправлен из Тирасполя в Петербург; сидел под арестом в Петропавловской крепости до конца июня 1826 г., в июле отставлен от службы, выслан из Петербурга с установлением секретного надзора.
(4) Майор 32-го егерского полка Владимiр Федосеевич Раевский (1795–1872) – участник Отечественной войны, знакомый Пушкина, масон ложи «Овидий», член «Союза благоденствия» (1819). Арестован в Кишиневе в феврале 1822 г. Лишен чинов и дворянства и сослан в Сибирь.
(5) Генерал-майор Павел Сергеевич Пущин (1785–1865), командир третьей бригады 16-й пехотной дивизии; член «Союза благоденствия», возглавлял масонскую ложу «Овидий».
(6) Майор 32-го егерского полка Иван Матвеевич Юмин – с декабря 1822 г. командир батальона Охотского полка, член «Союза благоденствия», знакомый Пушкина. Привлекался по делу декабристов, находился под арестом в Главном штабе, освобожден за недоказанностью вины.
(7) Майор 32-го егерского полка Михаил Максимович, мастер в масонской ложе «Овидий», член «Союза благоденствия», знакомый Пушкина.
(8) Поручик 31-го егерского полка Николай Сергеевич Таушев (ок. 1794–?) – выпускник Казанского университета, друг В.Ф. Раевского, знакомый Пушкина.
(9) Штабс-капитан О.О. Мозевский.
(10) Майор Селенгинского пехотного полка Михаил Семенович Гаевский (ум. не ранее 1880) – завсегдатай кишиневского дома генерала Орлова, знакомый Пушкина, масон в ложе «Овидий»; с 1824 г. женат на сестре князя Георгия Матвеевича Кантакузина, помещик Хотинского уезда в Бессарабии.
(11) Поручик А.А. Тучков.
(12) Мичман Н.П. Демутье.
(13) Подпоручик И.Д. Бартенев.
(14) Прапорщик Владимiр Гаврилович Политковский (1807–1867) – воспитанник Главного инженерного училища в Петербурге (вып. 1824), прикомандирован к 7-му пионерному батальону, знакомый В.Ф. Раевского и Пушкина.
(15) Капитан Н.А. Бучевский.
(16) Майор В.К. Тимошенко.
(17) Унтер-офицер Остенко.
(18) Подполковник Иван Петрович Липранди (1790–1880) – знакомый Пушкина. 17 января 1826 г. арестован в Кишиневе и доставлен в Петербург (1 февраля), 19 февраля освобожден с оправдательным аттестатом.
(19) Майор 32-го егерского полка Павел Петрович Липранди (1796–1864) – брат (по отцу) И.П. Липранди, сослуживец В.Ф. Раевского, подполковник (ноябрь 1823), знакомый Пушкина.
(20) Штабс-капитан 31-го егерского полка Иван Матвеевич Друганов (1795–?) – адъютант генерала М.Ф.Орлова, знакомый Пушкина.
(21) Федор Михайлович Шуллер (?–1829) – надворный советник, дивизионный врач 16-й пехотной дивизии, возглавлял масонскую ложу «Овидий» на первом этапе ее существования, знакомый Пушкина.
(22) Чиновник особых поручений при полномочном наместнике Бессарабской области Николай Степанович Алексеев (1788–1854) – отставной майор, секретарь (позднее казначей) масонской ложи «Овидий», знакомый Пушкина.
(23) Обер-вагенмейстер 16-й пехотной дивизии штабс-капитан Пафнутьев входил в состав кишиневской квартирной комиссии (1820), знакомый Пушкина.
(24) Аудитор 16-й пехотной дивизии Марков.
(25) Фельдфебель Иванов.
(26) Унтер-офицер Колесников.
(27) Поручик Вяземский.
(28) Майор Яновский.
(29) Майор Логвинов.
(30) (Полторацкий 1-й) Подпоручик Квартирмейстерской части Алексей Павлович Полторацкий (1802–1863) – воспитанник Муравьевского училища для колонновожатых (вып. март 1820), участник топографической съемки в Бессарабии. Кишиневский знакомый Пушкина.
(31) (Полторацкий 2-й) Подпоручик Квартирмейстерской части Михаил Александрович Полторацкий (1801–1836) – воспитанник Муравьевского училища для колонновожатых (вып. апрель 1820), участник топографической съемки в Бессарабии. Двоюродный брат А.П. Керн. Кишиневский знакомый Пушкина.
(32) (Гек) Прапорщик Квартирмейстерской части Валерий Тимофеевич фон Кек (1801–13.2.1881) – воспитанник Муравьевского училища для колонновожатых (вып. апрель 1821), участник топографической съемки в Бессарабии. Двоюродный брат А.П. Керн. Кишиневский знакомый Пушкина. За связи с декабристами уволен со службы (1823) в чине подпоручика.



Продолжение следует.
Tags: История Бессарабии, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию»
Subscribe

  • «ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ»

    Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. . . .…

  • «ЗВЕЗДОЧКА, ЗАЖГИСЬ!» (1)

    Значок октябрёнка. Ранняя версия. 1928 г. Предлагаю вниманию читателей моего ЖЖ публикацию моего старого друга – Романа Багдасарова,…

  • МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ТАЙНЫХ ВОЖДЕЛЕНИЙ

    ХХС – ГХВС. Здравствуй, Серёжа! Хочу показать тебе один реликт: мой текст, написанный в 1987 году. То есть автора от него отделяет целая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments