ТАЙНА РЕРИХА (8)

Николай Рерих. 1934 г.
И вот тут, в связи с наметившимся молодежным направлении деятельности Н.К. Рериха, едва ли не впервые, стали выявляться некоторые не вполне понятные на первых порах особенности…
В этой связи особо следует сказать о Христианском союзе молодых людей (ХСМЛ) в Харбине. Под прикрытием этой межконфессиональной всемiрной организации с центром в США часто «работала агентурная и пропагандистская сеть американских спецслужб» (М.Л. Дубаев «Харбинская тайна Рериха». С. 96). «Здесь, – писал 27 июля 1935 г. Н.К. Рерих из Маньчжурии министру Г. Уоллесу, – постоянно происходят подобные нападки на все американские учреждения, фирмы, путешественников и даже членов Консульства, например, харбинский YMCA (ХСМЛ) продолжает оставаться объектом клеветнических нападок харбинских газет» (Там же. С. 440).
«В стенах гимназии ХСМЛ, – писал В.Ф. Иванов, – обучают Закону Божию, поют молитвы, чтут православные праздники – словом воспитание детей, с внешней стороны, ведется в строго православном направлении. Но по существу своему гимназия эта является учебным заведением не православным и не русским. Православные священники играют там роль ширмы, и никакого влияния на воспитание детей оказать не могут. Учащаяся молодежь обрабатывается не в школе непосредственно, а посредством школы, в различных кружках: литературных, музыкальных, спортивных и т.д. Кружки эти заботливо и энергично создаются каждым отделом ХСМЛ, в том числе и Харбинским. Здесь для этой цели была создана, рекламировалась и поддерживалась т.н. “Чураевка” – литературный кружок, получивший свое наименование по роману Гребенщикова, деятельного масона-розенкрейцера, связанного тесными узами с ХСМЛ вообще, а с Харбинским его отделением в частности. “Чураевка” эта преследует цели борьбы с национальными порывами и национальным горением молодежи, тушит в русской молодежи патриотизм, и своими безыдейными, безпочвенными исканиями и настроениями убивает волю к борьбе за Россию» (В.Ф. Иванов «Православный мiр и масонство». С. 89-90).
А вот как оценивал еще в 1927 г. деятельность ХСМЛ архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мефодий: «Союз не ведет специальной пропаганды какого-либо определенного вероисповедания, но его идеология есть та же пропаганда равноценности всех вероисповеданий и полного вероисповедного или конфессионального безразличия. Юношество, входя в идейное общение с Союзом, не может не подчиниться в той или иной мере идеологии Союза и не воспитать в себе зачаток конфессионального безразличия; пользующиеся благами Союза, в силу своей простой деликатности, ставят себе в обязательство делать с своей стороны те или иные уступки идеологии Союза» («Хлеб Небесный». Харбин. 1927. № 4).

Н.К. Рерих в Харбине.
Итог через пять лет был подведен в Окружном послании Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей 15/28 августа 1932 г.: «Христианский Союз Молодых Людей есть организация, сродни с масонством, по духу и направлению, находящаяся с ним в тесной связи и зависимости от него».
Тем не менее, находившийся в ведении Русской Православной Церкви Заграницей Харбинский Богословский институт пользовался постоянной финансовой поддержкой со стороны ХСМЛ, что не могло не мешать принципиальной оценке (М.Л. Дубаев «Харбинская тайна Рериха». С. 97-98).
По приезде в Харбин контакты Н.К. Рериха с теософами, масонами, розенкрейцерами и дочерними их организациями, вроде ХСМЛ, выявились со всею очевидностью. Само прибытие Рерихов в Харбин совпало с проведением там съезда дальневосточных масонов, открывшимся в ночь с 5 на 6 июня 1934 г. (В.А Росов «Николай Рерих. Вестник Звенигорода». Кн. II. С. 71).
На Харбинском вокзале среди встречавших Рерихов был председатель харбинского отделения ХСМЛ Х. Хейг (с которым, как выяснилось, мэтр встречался несколько недель тому назад в США) и секретарь харбинского отделения ХСМЛ Алексей Алексеевич Грызов (1896–1960), многие рядовые члены Союза, кострового братства и литературного объединения «Молодая Чураевка». Поселившись у брата, неподалеку от штаб-квартиры ХСМЛ, Рерихи большую часть своих выступлений и лекций сделали именно там (М.Л. Дубаев «Харбинская тайна Рериха». С.79-80, 92).

Литературное объединение «Чураевка» ХСМЛ. В центре ее руководитель – Алексей Ачаир (А.А. Грызов).
Современный последователь учения Рерихов свидетельствует: «Из многих приходивших к нему харбинцев Николай Константинович выбрал людей, духовно наиболее готовых к сотрудничеству с ним, которые составили небольшую группу учеников, признавших Н.К. Рериха своим земным Учителем – Гуру. […] Из всей группы учеников Николай Константинович выделил двух и вручил им привезенные из Гималаев кольца ученичества, как знак особого доверия и духовной близости. Этими избранными были Б.Н. Абрамов и А.П. Хейдок.

Борис Николаевич Абрамов. Харбин. 1920-е годы.
С этого времени началась новая страница в жизни Б.Н. Абрамова. Николай Константинович позвал его к истокам Живой Этики, припав к которым, он жадно впитывал священные знания. Долгие годы поиска смысла жизни привели, наконец, к ответу на этот вопрос. Можно сказать, что этой группе людей (учеников) была предоставлена уникальная возможность, их приобщил к Мудрости Жизни сам Н.К. Рерих – величайшая духовная личность XX века. Они имели счастье частых встреч с Николаем Константиновичем, пока тот находился в Харбине. Он проводил с ними занятия, во время которых закладывались основы будущего сотрудничества, им передавался опыт богатый, опыт служения эволюции и Общему Благу» (Б.А. Данилов «Предисловие к книге “Грани Агни Йоги”» // А.К. Караулов «Общие сведения о пребывании Н.К. Рериха в Харбине. Подборка материалов»).
Об этих харбинских учениках Н.К. Рериха следует сообщить хотя бы самые краткие данные, чтобы можно было полнее оценить деятельность и планы самого мэтра.
Борис Николаевич Абрамов родился 2 августа 1897 г. в Нижнем Новгороде. В юности служил на флоте, был военным моряком. В годы революции оказался за границей. Жил в Китае, в Харбине, работал в химической лаборатории, заведующим студенческим клубом в Христианском союзе молодых людей. Преподавал русский язык в Харбинском Политехническом институте. Был человеком высокой культуры, всестороннего образования. Любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись. Сам писал стихи и рассказы, рисовал. Углубленно изучал различные философии и учения Востока. В 1934 г. во время приезда Н.К. Рериха в Харбин познакомился с ним, признав в нём своего духовного учителя. Получил от своего «гуру» кольцо ученичества как знак особого доверия и духовной близости.
После отъезда Рериха в Индию Борис Николаевич стал вести переписку с ним и Еленой Ивановной Рерих, надеясь на скорую встречу с ними в России. Еще в 1940-е годы Б.Н. Абрамов стал воспринимать «приходящие из пространства мысли» и записывал их. Послав эти записи Елене Ивановне, он получил от неё ответ, подтверждающий их «высокий источник». До конца своих дней Борис Николаевич вёл эти записи, которые теперь публикуются и известны «рерихианцам» как «Грани Агни Йоги». Выполняя указание Рерихов, вернулся в 1959 г. на Родину. Жил сначала в Новосибирске, а затем поселился с женой в маленьком городке Венёве Тульской области. В течение многих лет пребывания в Венёве Б.Н. Абрамова многократно посещали его друзья и ученики, приезжавшие из других городов России. Скончался он 5 сентября 1972 г. (А.К. Караулов «Общие сведения о пребывании Н.К. Рериха в Харбине. Подборка материалов»).

Харбинские литераторы. В первом ряду (справа налево) Альфред Хейдок и Арсений Несмелов.
Альфред Петрович Хейдок родился 19 октября 1892 г. в Латвии в семье владельца механической мастерской. В 1908 г. с семьей переселился в Тверскую губернию. В годы первой мiровой войны служил санитаром в госпитале Великой Княгини Марии Павловны. Участник Великой и гражданской войн. Офицер. В эмиграции жил в Харбине. Преподавал русский язык в китайских высших учебных заведениях. Первый же опубликованный рассказ в харбинском литературно-художественном журнале «Рубеж» в декабре 1929 г. вызвал читательский интерес. Огромное влияние на его жизнь оказало знакомство его в 1934 г. с Н.К. Рерихом. Он становится адептом учения последнего. Рерих помог писателю издать первую его книгу, сборник рассказов «Звезды Маньчжурии», со своим предисловием. Книга вышла в 1934 г. нью-йоркским издательством «Алатас», а напечатана в Харбине в типографии газеты «Заря». Переехал из Маньчжоу-Ди-Го в Шанхай (осень 1940).
Получив советский паспорт, с женой и сыном вернулся в СССР (авг. 1947). Поселился на Урале в г. Североуральске, где преподавал английский язык, был юрисконсультом; публиковался в печати. Арестован (1950). Особым совещанием приговорен к 10 годам лишения свободы. Как выяснилось позднее, поводом послужило его письмо к Н.К. Рериху в Индию. После освобождения (сент. 1956 г.) поселился в Балхаше; работал библиотекарем, переводил с английского, писал «в стол». Среди переводов были книги Е.П. Блаватской («Тайная доктрина», «Разоблаченная Изида»). За несколько лет до смерти поселился в Змеиногорске на Алтае, вблизи горы Белуха. Там он и скончался 20 июня 1990 года (А. Колесов «Слово о писателе» // «Дальний Восток». 1990. № 8. С. С. 75-77).
В одной из современных алтайских газет сообщаются небезынтересные подробности о писателе: «Во время последней встречи Рерих, как одному из своих любимых учеников, подарил Хейдоку серебряный перстень с кораллом и бирюзой. […] Писателя Альфреда Хейдока похоронили вместе с серебряным перстнем, подаренным ему Николаем Рерихом. Похоронили в 1990 году на кладбище под горой Караульной в окрестностях Змеиногорска. Проводить в последний путь этого удивительного человека, прожившего почти сто трудных и интересных лет, пришла горстка людей, в основном местных жителей» («Алтайская Правда». Барнаул. 2002. 31 сентября. № 252).

А.П. Хейдок в последние годы жизни. Фотография из архива Ю.И. Долгина.
О том, что Рерихи и их последователи не отказались от идей, выдвинутых в свое время Николаем Константиновичем, и работают над их осуществлением, свидетельствуют современные публикации записей доверительных бесед, которые вел, по возвращению на родину в 1957 г. его сын Юрий (1902–1960):
«В России многое происходит по Плану. Исполняются предсказания. Хотя и не совсем так, как предполагалось. Теперь так много говорят об Алтае и Сибири. “Новые люди на новом месте”. Следующий центр – на Алтае. Все, у кого есть возможность, пусть едут на Алтай… “Про Алтай – это решено”» (Р. Рудзитис «Встречи с Юрием Рерихом. Минск. 2002. С. 17).
«Конечно, Город Будущего и Музей надо строить на “чистой земле” – на Алтае. Там будущий центр. Надо смотреть на Восток, а не на Запад» (Там же. С. 24-25).
Первый серьезный удар по планам Н.К. Рериха был нанесен 17 ноября 1934 г., перед самым отъездом экспедиции в Гоби. Застрельщиком выступили русские фашисты.
Компромат появился сразу в трех газетах, причем в тех, которые финансировались японцами («Харбинском Времени», «Возрождении Азии» и «Нашем Пути»).
В первой же публикации вопрос был поставлен, что называется, ребром: «Не связан ли приезд академика Рериха сюда с образованием нового государства Маньчжоу-Го?» («Харбинское Время». 1934. 17 ноября). Вполне обоснованно был поставлен вопрос: кому и чему, помимо официально заявленных целей, служит учрежденный в Харбине Комитет «Пакта и Знамени Мiра» и отделение издательства «Алатас»?
Целая газетная полоса вышла под аншлагом «План Аморк – создать в Сибири масонское государство», на которой среди прочего сообщалось о том, что Рерих «принадлежит к числу величайших заговорщиков, поставивших целью овладеть всей политической властью над Сибирью» («Харбинское Время». 1934. 18 ноября).
Поясним: AMORC расшифровывалось как Ancient Mystical Order Rosae Crucis – Древний мистический орден розы и креста. В 1930-е гг. штаб-квартира Ордена розенкрейцеров находилась в Калифорнии (США).

Следует подчеркнуть, что если и были некоторые публицистические перехлесты, основа все-таки была серьезная. На страницах газет были приданы огласке подлинные письма Николая Константиновича брату. «Не могу доверить бумаге многое происходящее, – читаем в одном из них, – но одно можно сказать, что мы на границе совершенно новых достижений. […] Слушайте чутко все происходящее в Азии. Из этого центра Мiра развернется будущее. […] Письмо это лучше уничтожить, ибо многое еще не следует произносить в пространстве» («Харбинское Время. 1934. 17 ноября).
Шумная кампания харбинских газет достигла, в конце концов, и американского континента. Нью-йоркская газета «Новое Русское Слово» писала: «“Харбинское время” докопалось и до цели приезда Рериха в Харбин. Он пожаловал ни с чем иным, как “проводить в жизнь сатанинский план масонов ордена Розенкрейцера”. План этот преследует цели “создания на территории Сибири великой империи – масонского государства”. Японская газета “имеет в руках доказательства”, что в реализации этого плана заинтересован американский капитал. Сформировано и правительство “масонского государства” в Сибири. […] Новое государство, “Сибирская масонская империя”, должно быть необходимым дополнением к существующей ситуации в бывшем русском государстве» (Н. Лидин «Как Рерих разработал план “Захвата Сибири”» // «Новое Русское Слово». Нью-Йорк. 1934. 29 декабря).

Н.К. Рерих у лагеря Маньчжурской экспедиции.
Рерих тихо бесился, выпуская накопившийся пар едва ли лишь не на одних страницах своего экспедиционного дневника, не предназначенного для посторонних глаз:
«…Зачем нужно было ожидать шесть месяцев»? (Н.К. Рерих «Дневник Маньчжурской экспедиции (1934-1935)». Запись 2.12.1934).
(О Харбине): «Странный город, странные люди…» (Там же. Запись 19.1.1935).
Виновниками в утечке компромата он считал «двух негодяев» – прикомандированных к экспедиции американских ботаников, сотрудников Департамента земледелия и сельского хозяйства США доктора H.G. MacMillan и господина J.L. Stevens, еще на начальном этапе всячески возражавших против участия в экспедиции Н.К. Рериха, а 31 сентября 1934 г., не попрощавшись с руководителем, уехавших из Харбина в США (Там же. Запись 2.12.1934). На следующий день к «двум негодяям» он прибавлял заговор «старых домов» (из дальнейшего контекста видно, что речь идет о Белом Доме). «Также несомненно участие людей выставки», т.е. японцев (Там же. Запись 3.12.1934).
Одним из главных виновников развязывания кампании он считал А.А. Вонсяцкого (https://sergey-v-fomin.livejournal.com/251081.html). «…Он, насколько мы знаем, имеет американское гражданство, и его газета весьма неосторожно затрагивает интересы наших американских учреждений…» (Там же. Запись 2.12.1934).
Впоследствии он расширил круг «виновных», составляя в письмах собратьям настоящий проскрипционный список:
«…Имена главарей шайки: Родзаевский, Шилов, Голицин, Лукин, муж и жена Корниловы, князь Ухтомский (молодой), пресловутый писатель против иудомасонства Василий Иванов, главный миссионер Аристарх Пономарев, а в Токио некий полковник Поротиков…» (М.Л. Дубаев «Харбинская тайна Рериха». С. 537).
Флегонт Илларионович Поротиков был личностью примечательной; современники называли его «русским самородком». Происходя из сибирских казаков станицы Вознесенской, он был призван в стоявший на русско-китайской границе 1-й Сибирский Ермака Тимофеева полк (1890). Обучен офицером грамоте и подготовлен к экзамену за курс кадетского корпуса. По окончании Оренбургского юнкерского училища, произведенный в хорунжии, возвратился в свой полк, расквартированный в Джаркенте. Участвовал в подавлении боксерского восстания в Китае (1900). Сотник. Служил в военно-административном управлении Семиреченской области. Полицмейстер г. Верного (1907). По его инициативе там был заложен в первый Семиречье питомник розыскных собак. В чине есаула отбыл на Кавказский фронт (1917). Полковой старшина.
Революцию встретил в Омске, где стал участником Петропавловского белого подполья. Назначен начальником мобилизационного Отдела Петропавловского военного района 1-го войскового отдела Сибирского казачьего войска. С осени 1918 г. генерал для поручений при командующем Сибирских армий и последовательно был произведен в чины есаула и войскового старшины. Активный участник Колчаковского переворота. В 1919 г. был назначен начальником осведомительного отдела Штаба Сибирского казачьего войска.
В эмиграции Поротиков находился в Харбине. Вел активную антибольшевицкую деятельность. В 1945 г. переселился в Японию. Скончался в преклонных летах в Токио 8 июля 1956 г.; похоронен местной русской общиной.

Н.К. Рерих.
«К фамилиям темной шайки, – писал далее Н.К. Рерих, – не забудем добавить еще два вредных имени, а именно: Герасимов и Лавочников» (Там же. С. 538).
«Из Парижа (Дом книги) прислана нам брошюра Ю.Н. Лукина “В мiре символов” – г. Харбин, 1936. На обратной стороне обложки упомянуты все ближайшие участники этой невежественной брошюры […] Издатель: Всеволод Александрович Морозов – Коммерческая, 32. Автор: Юрий Николаевич Лукин – Черногорская, 8. Заведующий типографией: Алексей Петрович Мельников (иеромонах Иннокентий) – Крестовоздвиженская, 18. Типография Казанско-Богородицкого мужского монастыря – Крестовоздвиженская, 18» (Там же. С. 220).

Обложка и титульный лист брошюры Ю.Н. Лукина «В мiре символов. (К познанию масонства)». Харбин. Изд. В.А. Морозова. 1936. 47 с. Тираж 1000 экз.
Юрий Николаевич Лукин (1909 – после 1946) в 1928-1945 гг. был старшим инспектором Национальной организации Русских разведчиков.
Между тем, разоблачение последовало буквально по всем пунктам.
Наиболее страшным по своим последствиям было раскрытие прессой неправославия мэтра и принадлежности его к масонству.
Первый завуалированный намек на масонство Н.К. Рериха появился в статье местного журналиста Юрия Холмина в газете «Харбинское время» 9 июня 1934 года.
Мэтр снова отреагировал мгновенно: «Как я уже раньше указывал в своих беседах с представителями прессы и другими лицами, я ни в прошлом, ни в настоящем никогда не был масоном и не имел к масонам никакого касательства. […] О масонстве я слышал как об очень сложном и разнообразном движении, но сам в эту глубокую область не погружался, масонство осталось в стороне от моей жизни и работы, почему я и не берусь судить о нем!» («Заря». Харбин. 1934. 10 июня). И своим американским друзьям: «Как Вы знаете, ни в какие масонские организации я никогда не вступал» (М.Л. Дубаев «Харбинская тайна Рериха». С. 539. Письмо 15.11.1934).
Через своих новых адептов в Харбине Н.К. Рерих пытался (и небезуспешно) приостановить печатание антимасонской книги В.Ф. Иванова. 7 сентября 1934 г. он писал своим американским сотрудникам о том, что «заведующий типографией, где печаталась эта книга, […] пошел в типографию и самовольно, даже без ведома автора, вынул из книги все касавшееся знака знамени и меня» (Там же. С. 521-522).
Речь идет о книге «Православный мiр и масонство». В следующем, 1935 году в Харбине увидело свет уже второе издание этой книги, где все изъятое было восстановлено.

Обложка и титульный лист и титульный лист книги В.Ф. Иванова «Православный мiр и масонство». Харбин,.1935.
Василий Федорович Иванов (4.3.1885–31.7.1944) – уроженец с. Мокрого Калужской губернии. После окончания Саратовской гимназии и юридического факультета Казанского университета (1912) присяжный поверенный в округе Казанской судебной палаты. В годы гражданской войны эвакуировался сначала в Омск, а затем в Харбин (1920). Вскоре выехал во Владивосток, где был министром внутренних дел и премьер-министром в Приамурском временном правительстве. Эмигрировал в Харбин (октябрь 1920), где в качестве юриста занимался частной практикой. Один из видных деятелей дальневосточной правой эмиграции. В последние годы жизни – советник Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурии. Возглавлял созданное в 1938 г. в Маньчжоу-Ди-Го Монархическое объединение.
Едва ли не единственным свидетельством, из которого ныне черпают сведения о нем принадлежат писателю Всеволоду Никаноровичу Иванову, известного своим сотрудничеством с советскими спецслужбами: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/305197.html
Судя по задаваемым чекистами вопросам правым деятелям русской эмиграции в Китае, даже после войны их крайне интересовала информация о Василии Федоровиче: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/238621.html
Между тем, в воскресном выпуске «Харбинского Времени» 18 ноября 1934 г. было опубликовано новое скандальное разоблачение под вполне определенным заголовком: «Н.К. Рерих – легат Великого Белого Братства Аморк. Истинный лик академика Николая Константиновича Рериха».
«Неопровержимые данные установили, – писал В.Ф. Иванов, – что Рерих – Легат “Великого Белого братства”, что Рерих – розенкрейцер, что Рерих – теософ. Перехваченная личная переписка Рериха установила его причастность к масонству безоговорочно, и вся работа Рериха предстала в другом освещении. Стали понятны его газетные мудрствования, открылись сокровенные мысли его литературных трудов, понятны стали его модернизированные картины. Перестали быть тайной его планы и намерения, обнаружились истинные цели создания Комитета пресловутого “Пакта Рериха”. Все здоровое и национальное отшатнулось от Рериха, и остался он с теми, с кем ранее, если не явно, то тайно был связан» (В.Ф. Иванов «Православный мiр и масонство». С. 114-115).
«Харбинское время» поддержала фашистская газета «Наш Путь»: 21 и 22 ноября на ее страницах были опубликованы материалы, рассказывающие о поездке Рерихов в 1926 г. в красную Москву и в Монголию (при содействии ОГПУ) и, наконец, о его попытке проникнуть в Тибет.
Обращаясь к своим американским сторонникам, обезпокоенный художник настоятельно просил их написать своему брату (В. К. Рериху) в Харбин, «официально» и обязательно по-английски (определенно в надежде на перлюстрацию), что «за все время вам известно, что я ни в каких масонских организациях не состоял» (Н.К. Рерих «Дневник Маньчжурской экспедиции (1934-1935)». Запись 2.12.1934).
Призывы академика были услышаны.
Анонимный «Розенкрейцер» в нью-йоркском «Новом Русском Слове» 4 января 1935 г. писал: «Не нахожу нужным объяснять, что такое Великое Белое Братство, но постараюсь объяснить, что такое Аморк. Между Аморк и Белым Братством большая разница, о которой “Харбинское Время” не имеет ни малейшего понятия. […] Этим письмом я не собираюсь оправдывать орден или Рериха в глазах “Харбинского Времени”, т.к. и тот и другой стоят очень высоко для того, чтобы их можно было задеть. Между прочим, если ваши уважаемые читатели захотят получить более подробное объяснение о “сатанинских” планах Розенкрейцеров, не откажите в любезности переслать таковые письма по известному вам адресу» (Розенкрейцер «О Рерихе и планах “захвата Сибири”» // «Новое Русское Слово». Нью-Йорк. 1934. 29 декабря).
Через три дня, 7 января за подписью ближайшего сотрудника Рерихов З.Г. Лихтман в той же газете появилась статья «Харбинская фантасмагория о Рерихе», в которой среди прочего говорилось: «Следует добавить, что академик Н.К. Рерих не состоит членом масонской, розенкрейцеровской, антропософической или других подобных организаций и использование его имени в связи с такими организациями является намеренным вымыслом».
Но никакие оправдания не помогали: американские газетные бульдоги держали новую жертву мертвой хваткой. Ситуация была практически непоправимой, ибо общественное мнение о человеке в Америке, как известно, формировалось прессой.
Продолжение следует.