
Князь Гавриил Константинович.
Князь Гавриил Константинович (1887†1955)
Одним из наиболее интересных братьев был Князь Гавриил Константинович. Приняв в начале Великой войны участие в боях, в 1916 г. он поступил в Николаевскую Академию Генерального Штаба, дослужившись к началу переворота до чина полковника.
Как относился этот Князь к убийству Царского Друга? В написанных и опубликованных в эмиграции мемуарах он утверждал, что преступление это «оказалось сигналом к революции. Не следовало русскому Великому Князю пятнать себя участием в убийстве, по каким бы мотивам оно ни происходило. Не христианское это дело. По-видимому впоследствии Димитрий это сознал и, как я слышал, одно время не решался причащаться, считая себя недостойным приступать к Таинствам».
Тем не менее, известно, что в 1916 г. в присутствии Гавриила Константиновича известными русскими масонами велись преступные разговоры об устранении Императора от власти, чему, в силу присяги (и как офицера и как Члена Императорской Фамилии), он обязан был препятствовать всеми силами.
Не случайным в связи с этим выглядит помощь вольных каменщиков при отъезде Князя Гавриила Константиновича за границу уже при большевиках. Он единственный из всех своих многочисленных братьев, сброшенных большевиками в шахту под Алапаевском, остался в живых, выехав в безопасную заграницу. Причем способствовали этому такие масоны, как врач И.И. Манухин, писатель М. Горький и известный чекист Г.И. Бокий.
Контакты с последним обезпечивала также ставшая 9 апреля 1917 г. супругой Князя балерина Мариинского театра А.Р. Нестеровской (1890†1950). Происходившая из семьи выкрестов, она в 1912 г., при содействии М.Ф. Кшесинской, сошлась с Князем Гавриилом, в том же году с ним тайно обручившись. По мере сил, Антонина Рафаиловна пыталась хлопотать и о своих подругах. Именно она свела свою знакомую балерину В.А. Каралли с Великим Князем Димитрием Павловичем. Впоследствии, уже в эмиграции Антонина Рафаиловна работала в домах моделей князя Ф.Ф. Юсупова.

А.Р. Нестеровская.
В этот круг органично вписывалась и «Тамара де Лемпицка» (1898–1980), в действительности польская еврейка Мария Гурвич, в 1920-х бывшая неотъемлемой частью богемного Парижа. Немалый интерес к ней привлекало не столько ее мастерство, сколько громкие сексуальные скандалы в художественных и литературных кругах (Лемпицка была известной лесбиянкой и бисексуалкой).



Тамара Лемпицка.
В своем ателье ей приходилось снимать участвовавшую в убийстве Г.Н. Распутина Марианну Дерфельден. Приходил к ней позировать и Князь Гавриил Константинович, чей портрет в стиле Ар-деко известен по последним выставкам.

Тамара Лемпицка. Портет Князя Гавриила Константиновича. 1927 г. Холст, масло. Частное собрание.
Переехав в США, эта «гламурная дива», «баронесса с кисточкой» стала любимая художницей голливудских звезд и американских «аристократов»-парвеню. После смерти она завещала сжечь свое тело, развеяв пепел над одним из южноамериканских вулканов.
В 1926 г. Великий Князь Кирилл Владимiрович, в награду за поддержку, которую оказывал ему Гавриил Константинович пожаловал его супруге титул «княгини Стрельнинской», а в 1935 г., по мере новых «заслуг», – «Светлейшей княгини Романовской-Стрельнинской».

Князь Гавриил Константинович с женой «княгиней Стрельнинской» Анной (Антониной) в Потсдаме у храма Александра Невского. Сентябрь 1929 г.

Общая могила Князя Гавриила Константиновича и первой его супруги на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Через год после кончины Антонины Рафаиловны Князь женился вторично – на княжне Ирине Ивановне Куракиной (1903†1993). Оба его брака оказались бездетны.