Category:

ЦАРСКИЕ МОЩИ: МАТЕРИАЛЫ (11)





ОТ ПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА ПАМЯТИ
ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II


В конце минувшего года, когда в связи со смертью М.Н. Гирса в местной русской печати был поднят вопрос об изъятии хранившегося на попечение покойного Председателя Совета Российских послов праха Императора Николая II и Членов Его Августейшей Семьи достойного погребения в соответствующем этим священным для русских людей останкам месте, Правление Общества памяти Государя Императора Николая II тотчас же озаботилось принятием мер, в конечном результате направленных к тому, чтобы прах Царственных Мучеников, впредь до возможного торжественного погребения в освобожденной от большевиков России, мог найти теперь же временное упокоение в безопасном от возможных покушений и святом месте заграницей.
Постановление Правления в таком смысле состоялось в декабре м[инувшего] г[ода] и было оглашено на Общем Собрании членов Общества, имевшим место 23 декабря, не вызвав со стороны Собрания никаких замечаний или возражений. Кроме того, оно было объявлено во всеобщее сведение через местные русские газеты.
В дополнение к изложенному является возможным ныне объявить, что, ведя работу в намеченном направлении, Правление, хотя и не достигло еще результатов, которые бы имели характер реального успеха, однако успело собрать сведения, открывающие виды на возможность такого успеха в будущем. Огласить теперь же эти сведения, при наличии всех понятных исключительных и крайне сложных условий, требующих осмотрительности и системы в ведении дела, не представляется возможным, но Правлением будут приложены все старания для доведения его до желанного конца.
В силу изложенного, имея в виду ведущуюся за последние дни среди русской эмиграции в Югославии агитацию по сбору подписей под Обращение к Владыке Митрополиту Антонию о «новых ходатайствах» Его Блаженства по воздаянию священным останкам христианского погребения, Правление, отдавая должное благородству чувств и патриотизму авторов Обращения, все же, в виду вышеуказанных условий, признает подобные попытки при данном положении дела, по меньшей мере, несвоевременными.
ПРАВЛЕНИЕ.


«Русский Голос». Национальная и военная еженедельная газета. № 103. Белград. 1933. 26 марта. С. 3.


В марте или в начале апреля 1933 г. в одной из эмигрантских газет было напечатано пока что не выявленное нами открытое письмо А.А. Вонсяцкого одному из самозваных «хранителей» Царских мощей – В.А. Маклакову. На публикацию с Дальнего Востока тут же отозвался генерал М.К. Дитерихс.


Глава Дальневосточного отдела Русского Обще-Воинского Союза Михаил Константинович Дитерихс (в первом ряду третий справа) на празднике Союза офицеров-кавалеров Императорского военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Георгиевских кавалеров. Шанхайское офицерское собрание. 1933 г. Из книги В.Ж. Цветкова «Генерал Дитерихс» (М. 2004).


Письмо генерала М.К. Дитерихса А.А. Вонсяцкому
от 11 апреля 1933 г.

Глубокоуважаемый Анастасий Андреевич!
В газетах прочел Ваше обращение к Маклакову с требованием передать Реликвии останков Августейших Мучеников, убитых и уничтоженных в 1918 году, Великой Княгине Ксении Александровне.
Пятнадцать лет я ждал, чтобы чей-нибудь русский голос в Европе, и в особенности голос одного из Членов Дома Романовых, раздался, интересуясь судьбой Реликвий останков сожженных тел Царской Семьи. Правда, года три тому назад, когда в Европе появилась самозванка Чайковская, я дважды удостоился запросов бывшего Великого Князя Андрея Владимiровича, добивавшегося от меня, как человека руководившего расследованием трагической судьбы Августейших Узников в Екатеринбурге, какого-либо свидетельства о допустимости мною возможности, что кто-либо из Членов Царской Семьи избежал изуверской Ипатьевской бойни. Но его письма совершенно холодно касались судьбы других Членов Августейшей Семьи.
За время работы подведомственной мне комиссии, то есть 17 января 1919 года по 11 июля того же года, было собрано довольно значительное количество вещей, принадлежавших Царской Семье и находившихся при них в Тобольске и Екатеринбурге, а равно, входящих в состав комиссии Судебным Следователем Соколовым было произведено весьма обстоятельное предварительное следствие по убийству Всех Членов Августейшей Семьи и по уничтожению Их тел в июле 1918 года, дополненное собранными вещественными доказательствами по данному Делу.
Вещи первой категории, по приказанию Верховного Правителя Адмирала Колчака, уложенные в 29 больших деревянных ящиков, были сданы мною 18 марта 1919 года на военный английский крейсер «Кент» для доставки их через наше Лондонское посольство Вдовствующей Государыне Императрице Марии Феодоровне. Судьба этих вещей мне не известна. Копию же Расписки командира крейсера при сем препровождаю. Помимо исторической ценности этих вещей, среди них находилось и довольно большое количество предметов большой материальной ценности.
Следственное производство, с вещественными к нему доказательствами, со следовавшим за ним Судебным Следователем Соколовым, были представлены мною в марте 1920 года Великому Князю Николаю Николаевичу.
По некоторым причинам я не считаю возможным подвергать огласке обстоятельства, почему это следственное производство с приложенными к нему реликвиями останков Членов Царской Семьи не получили, на мой взгляд, подобающего к себе отношения. Должен сказать, что попытки изменить такое положение мною делались: так в апреле 1928 года через генерала Лохвицкого я предлагал М.Н. Гирсу вернуть ВСЁ посланное мне, как лицу, которому было доверено хранение всего покойным Верховным Правителем. Соответственно расходы я принимал на себя. Но я был обрисован Гирсу как человек ненормальный и оклеветан Соколовым в газете Милюкова «Последние Новости». Позднее, когда я был избран в Почетные Члены, состоящего под Августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны Комитета по сооружению Храма в Брюсселе в память Царя-Мученика Николая II, я предлагал Комитету, через Члена Комитета генерал-лейтенанта Архангельского, поместить Реликвии останков Августейшей Семьи под сень этого святого места. Знаю из ответа генерала Архангельского, что эта мысль была горячо воспринята всем Комитетом, но, очевидно, осуществление ее не состоялось.
Поэтому я приветствую от всего сердца Ваше выступление.
Препровождаю Вам при сем копию Описи, по которой были представлены мною Великому Князю Николаю Николаевичу указанные мною выше исторические и национальные ценности и которые должны были оказаться у М.Н. Гирса. Я прошу Вас представить этот документ, а равно и копию расписки командира «Кента» и один экземпляр моей книги Убийство Царской Семьи» Ее Императорскому Высочеству Великой Княгине Ксении Александровне. Другой экземпляр книги прошу Вас принять на память от меня.
Несмотря на тщательность розысков (впрочем, я считаю их еще не законченными), удалось очень немного найти Реликвий останков Августейших Мучеников. Это объясняется тем особенным усилием, которое было проявлено агентами советской власти, не только убить, но и совершенно уничтожить все малейшие следы от тел Многострадальной Царской Семьи. Этой книги я не закончил, я выпустил только первую часть, а вторую и третью остановил в разработке, считая слишком серьезным совершившийся ужасный исторический факт, чтобы набрасывать это только кое-как, в час досуга современной моей жизни.
Из прилагаемой Описи №№ 133, 190, 194, 195, 247, 250, 253, 272, 275, 305 и 311 – представляют собой те Реликвии останков сожженных Августейших тел, которые только и удалось разыскать и собрать. Все эти Реликвии были укупорены в особой, темно-синего сафьяна, крепкой шкатулке Государыни Императрицы. Сама шкатулка была отобрана от Летемина, одного из охранников Царской Семьи в доме Ипатьева.
Дай Бог Вам успеха в начатом Вами благом деле.
Искренне Вас уважающий генерал М.К. ДИТЕРИХС.


«Генерал Дитерихс». Сост. В.Ж. Цветков. М. 2004. С. 584-586.


Помянутая в письме опись собранных следствием 311 предметов, отправленных генералом М.К. Дитерихсом Великому Князю Николаю Николаевичу через посредство Мориса Жанена, была незадолго до того, как было написано это письмо А.А. Вонсяцкому, опубликована в книге французского генерала, вышедшей на чешском языке: Maurice Janin «Pád carismu a konec ruské armády. (Moje misse na Rusi v letech 1916-1917)». Jaroslav A. Růžička. Praha. 1931. S. 209-221.



Сканы этих страниц см.:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/257354.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/257996.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/258207.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/258592.html



Фонд дочери генерала М.К. Дитерихса Агнии Михайловны (1921–1975) в Архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (Протоиерей Владимiр Цуриков «История России в документах архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле». М. Издательство ПСТГУ. 2012. С. 53).


***
Ввиду важности вопроса, требующего скорее сосредоточенности, обдумывания и молитвы, нежели выплеска эмоций (в который же уже раз!), не считаем возможным обсуждение всего этого – набегу – в комментах, которые мы на время публикации и ограничиваем.