sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Categories:

ТАЙВАНЬ: СОСТОЯВШИЙСЯ КИТАЙСКИЙ КРЫМ




CARTHAGO DELENDA EST


«Западный мiр, хотите вы или не хотите это признать, потерял за последние семьдесят лет так много, уступил так много, укреплял коммунистические правительства так много, – что сегодня Запад, даже если бы собрался с волей, а воля его не собрана, – уже не может один устоять против соединённого коммунизма. Сегодня Запад может устоять только в союзе с угнетёнными народами. И те из вас, кто хотят действовать безошибочно, должны всё время, на каждом шагу, в каждом решении, в каждом действии делать различие между правительствами СССР, коммунистического Китая, Кореи, Вьетнама, Кубы, Никарагуа – и народами этих стран. Если вы это различение сделаете, и если те из вас, кому суждено направлять общественные действия, будут смело идти в этом направлении, – вы получите могучих союзников, в союзе с которыми сможете победить коммунизм. […]
…Не поддаваться безпечности, не ожидать для себя благополучной, счастливой жизни. Не доводите до нашего положения, под коммунизмом. Мы продолжаем борьбу, но уже как рабы, на коленях. В Советском Союзе две трети века, а в Китае – треть века. Борьба человечества с коммунизмом не прекратится никогда. Рано или поздно коммунизм уйдёт с Земли. Но лучше бороться с ним, пока вы ещё стоите на нескованных ногах и руки ваши свободны. Защищайте свободу, пока она у вас есть».

Александр СОЛЖЕНИЦЫН.
Из выступления в Итонском колледже (17 мая 1983).


Начинающееся потихоньку разворачиваться ныне на Дальнем Востоке события еще сорок лет назад предвидел А.И. Солженицын. Предупреждал, сопереживал, советовал…
Как известно, перед возвращением на родину он совершил поездку по странам Юго-Восточной Азии, центральным пунктом которой было посещение им Тайваня – территории Свободного Китая, к сожалению, не привлекшая ни тогда, ни позднее внимания, которого бы она заслуживала.
Заинтересовавшихся подробностями отсылаем к автобиографическим очеркам писателя «Угодило зернышко промеж двух жерновов». Там Александр Исаевич описал все обстоятельства этого визита, общение с тамошними китайцами и русскими эмигрантами.
Мы же обратимся к текстам, написанным им во время поездки, навеянными ею и в преддверии ее. Они важны не только для размышления над нашим собственным прошлым и настоящим. Со временем злободневность их лишь выросла. Нынешняя мiровая повестка – свидетельство тому.
О том, что может случиться с Тайванем, свидетельствует судьба Гонконга. Однако благодаря нынешнему конфликту с Китаем она, возможно, теперь уже и не столь уж безнадежна.
Еще одна (важная, прежде всего, для нашего самопонимания) деталь: позиция современной России, – вслед за СССР – признающей единственной законной властью там правительство Красного Китая.
И, кстати, еще один пример того, как далеко иногда заглядывал писатель, – это его интервью, опубликованное в журнале «Форбс», которое он дал 16 апреля 1994 г. Полу Хлебникову, известному американскому журналисту – потомку ближайшего друга Пушкина Ивана Пущина, правнуку контр-адмирала А.К. Небольсина, убитого матросами в Гельсингфорсе на следующий день после отречения Императора Николая II.
Тогда, весной 1994-го, расстрелянный десять лет спустя посреди Москвы нанятыми героями его расследований бандитами, этот американский журналист задавал своему русскому визави в его вермонтском доме вопросы.
В самом конце этого последнего интервью Солженицына на Западе Пол спросил: «Что же такое Россия: этнос? религия? язык? или культура?» и: «тут нет угрозы для Соединённых Штатов?»
– Если смотреть далеко в будущее, то можно прозреть в XXI веке и такое время, когда США вместе с Европой ещё сильно вознуждаются в России как в союзнице.
– Загадочно.
– Это загадочно для тех, кто не видит вдаль, и не видит, какие силы растут в мiре».
Будь жив Хлебников, такого же вопроса сегодня он, конечно же, уже не задал бы. «Загадка» исчезла. Однако это практически предопределенное (https://sergey-v-fomin.livejournal.com/263344.html) пока что и не исполнилось до конца.
Но всё еще есть Тайвань – китайский Крым, смысл которого (тот, что имел в виду Солженицын) в нынешнем русском сознании оказался почти что стёрт, или, если хотите, замещен, событиями 2014 года и его последствиями…




Тайбэй – столица Тайваня.


«После 1917 года от России не сохранилось ни клочка национальной территории, где жизнь и культура могли бы развиваться неискривлённым путём, год за годом являя себя здоровой противоположностью коммунистическому тлену, альтернативой и надеждой всего народа. После 1949 года от Китая сохранился, к счастью, Тайвань. Мало кто на Земле может так понять историческое значение свободного Тайваня, как мы, подгнётные советского коммунизма.
И потому я с особым чувством провожаю свою книгу в её китайском переводе. Это – редкое сочетание, что её будет свободно читать народ, сознающий себя живою частью народа порабощённого. Западное сознание украшает сегодняшний коммунистический Китай как чуть ли не добродетельный: это вольно и невольно строится, чтобы подставить его на войну вместо себя и так вручить ему дальнейшие судьбы человечества. Но мы-то с вами знаем, что сегодняшний коммунистический Китай – это страшная, безчеловечная, потаённая страна, и её Архипелаг ГУЛАГ соревнуется с советским и по миллионам жертв и по безкрайней жестокости. И, я думаю, превосходит его в том и другом».


А.И. Солженицын «К китайскому изданию “Архипелага ГУЛага”» (декабрь 1980).


А.И. Солженицын и ученый-славист Мин Цзи, внесший большой вклад в преподавание русского языка на Тайване. Встреча произошла в Тайбэйском офисе Центральной кинокомпании.

«Уже тридцать три года остров Тайвань приковывает к себе, я думаю, внимание многих в мiре – своею особенной судьбой. Сам я испытываю это чувство давно и устойчиво. Уже три десятка стран в мiре пало, подпало под власть коммунизма – и почти ни одной из них не удалось сохранить клочка независимой национальной территории, где могло бы продолжиться сломленное государственное развитие, и соревновательно показать себя мiру по сравнению с коммунистическим развалом. У нас в России таким кусочком, может быть, мог бы сколько-то подержаться врангелевский Крым, но не получил ничьей внешней поддержки и, покинутый неверными европейскими союзниками, был вскоре раздавлен коммунистами. А в Китае, благодаря широкому морскому проливу, таким обломком прежнего государства остался Тайвань […]
И казалось бы – население нашей планеты могло бы ясно видеть это поучительное сравнение, могло бы иметь глаза открытыми […] История коммунистических уничтожений в Советском Союзе, Польше, Камбодже теперь уже открыта всем; история миллионных уничтожений в Китае, Вьетнаме или в Северной Корее ещё откроется когда-то в подробностях, а по многим признакам можно судить о ней и сегодня.
Но нет! Именно Свободному Китаю довелось испытать наибольшую несправедливость и неблагородство от других стран. Организация Объединённых Наций, давно превратившаяся в безответственный балаган, покрыла себя позором, исключая из себя 18-миллионный Свободный Китай. Большинство государств нашей планеты предательски вытолкнуло вашу страну из состава ООН, и ещё при этом делегаты свистели, шикали и кричали. Большинство государств Третьего мiра поступили тут, как в безумии, показывая, что не знают цены свободе, но ждут и на себя сапога.
А западный мiр уже много столетий прекрасно знает цену свободе, но с годами, от благополучия, он всё менее расположен платить за неё. Западные люди ценят свой государственный строй, но всё менее склонны защищать его собственными телами. Это предательство страны за страной, лишь бы самим уцелеть, началось ещё до Второй мiровой войны, а после неё не пожалели отдать всю Восточную Европу, только бы продлить своё благополучие. […] И скоро мы ещё будем свидетелями, как одна западная страна будет предавать другую, чтобы только самой уцелеть чуть подольше. Удивляться ли, что большинство запуганных западных стран боится даже продавать вам оружие, чтобы не разгневать Пекин, – столького стоит их стремление и сочувствие к свободе. Между тем угрожаемая Европа могла бы лучше понимать ваше положение. Да так же трусят признать Китайскую республику и страны Азии, сами угрожаемые. А недавний японский премьер-министр заявил, что вооружение Свободного Китая вносит дестабилизацию на Дальний Восток! Дальше не скажешь.
Всеми ими владеет поиск: как бы защититься от опасности, кого бы подставить вместо себя. И так появился соблазнительный миф, что есть коммунизмы плохие, а есть “хорошие”. И по такому настроению утвердилось мнимое изображение коммунистического Китая как добродушного миротворца! И что удивляться, если в Южной Корее, которая сама пережила коммунистическое нашествие, тоже есть миф, что Советский Союз не прямо враждебен им, не “такой” враг, не то что Северная Корея.
Нет, не по близорукости, не по глухости поддаются этим мифам, а по отчаянию, от потери духа.
В особенном отношении к вам находятся Соединённые Штаты Америки. До сегодняшнего дня Соединённые Штаты – единственная внешняя гарантия, удерживающая коммунистов от нападения на ваш остров. Но сегодня с каким трудом даётся Соединённым Штатам верность Тайваню! – сколько уже потеряно на этом пути! […]
Какие давления оказываются на американских президентов в сторону сдачи Тайваня! – и не все они выдерживали. Вот один из бывших президентов только что приезжал в Китай и льстил, что “сильный (коммунистический) Китай гарантия мира”, что Америка будто бы заинтересована в сильном красном Китае. И такие люди в иные годы управляли Соединёнными Штатами! – и нет гарантии, что подобный человек не наследует президенту Рейгану. Соединённые Штаты сильно разнородны, в них много течений, и очень сильны течения капитулянтские. Мощные влиятельные круги клонят к тому, чтобы предать свободную страну и дружить с тоталитарной. Они так и подхватили лицемерное предложение коммунистического Китая о “мирном объединении”. Многие американские журналисты трубят, что теперь Пекин “связан обещанием” произвести воссоединение мирно. Они хотят забыть и потому успешно забыли, сколько раз коммунисты уже обманывали. […] И даже до такой глупости доходят видные американские газетчики, пишут, что никакой ошибки Соединённые Штаты не делают: если, де, красный Китай “нарушит слово” и захватит Тайвань силой – вот тогда! – тогда и Америка будет “свободна от обязательств” и может снова посылать оружие... – кому тогда??.. […]
Чего же хочет от вас коммунистический Китай? Конечно, он жаден захватить вашу цветущую экономику, ограбить и сожрать – и после всех событий XX века только близорукие простаки могут верить обещанию Пекина, что он сохранит в целости вашу экономическую и социальную систему и даже вооружённые силы, оставит вам хоть какие-то элементы свободы.
Но главное для них даже – не только отнять ваше достояние, не только присвоить плоды вашего тяжёлого труда. Главное то, что коммунистическая система не терпит ни малейших отклонений нигде ни в чём. […] …Нельзя, чтобы остальные китайцы знали, что можно лучше жить без коммунизма. Коммунистическая идеология не терпит никаких островков свободы. И вот они всеми силами добиваются пресечь продажу вам даже оборонительного оружия, ослабить вашу боеспособность, нарушить баланс сил в проливе – и так приблизить дату вторжения на остров.
И чтобы добиться безучастности Соединённых Штатов – красный Китай будет спекулировать перед ними на начавшемся советско-китайском сближении. А сближение это – совсем не показное, оно очень перспективное: у обоих правительств общие корни с давних пор, о чём теперь все уже забыли: еще в 1923 году советский агент Грузенберг, под кличкой Бородин (https://sergey-v-fomin.livejournal.com/241437.html), готовил в Китае коммунистический переворот, и это именно он выдвинул на первые высокие посты в партии Мао Цзэ-дуна и Чжоу Энь-лая. […]
Это – любимая западная мода, поветрие: ото всех, кто стоит на переднем крае обороны, под пулемётным огнём, – требовать широкой демократии, да даже не просто демократии, а вплоть до распущенности, до государственной измены, до права свободно разрушать своё государство, как западные страны допускают у себя. Такой цены требует Запад от каждой угрожаемой страны, в том числе и от вас. […]
…В нынешнем мiре царит предательство слабости, и по-настоящему вы можете рассчитывать только на свои собственные силы. Однако есть ещё одна бoльшая и большaя надежда: на народы порабощённых стран […]
У вас как будто нет, сразу не назовёшь, твердых государственных союзников (они будут становиться союзниками лишь тогда, когда гибель будет подходить к самому их горлу) – но у вас самый многочисленный в мiре союзник: миллиардный китайский народ. Сочувствие сотен миллионов из континентального Китая – ваша душевная опора. […] Я часто с болью думаю об анонимных узниках китайского ГУЛАГа, которые сумеют рассказать о себе, может быть, только в XXI веке».


А.И. Солженицын «Свободному Китаю. Речь в Тайбэе» (23 октября 1982).


Во время церемонии передачи 7 декабря 2012 г. книжного дара московского Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына библиотеке факультета русского языка и литературы Тамканского университета – одного из самых известных на Тайване частных университетов. Факультет, выпускающий русистов, открылся в нем в 1993 г. – год спустя после посещения острова писателем. Русский язык на Тайване изучают в 160 учебных заведениях.

«За эти короткие дни я полюбил ваш остров. Я хочу надеяться, что мiр очнётся, не будет так презрительно равнодушен, но поймёт, что Тайвань – одно из решающих мест, где проверяется стойкость всего свободного мiра, и послан ему как ещё одно испытание. Я надеюсь: и в Соединённых Штатах, и в Юго-Восточной Азии, и даже в Европе научатся слышать, что происходит, как думают и чувствуют в Свободном Китае. А если не научатся – тем хуже будет для всех».

А.И. Солженицын «Заявления при отъезде с Тайваня» (25 октября 1982).

Tags: Александр Солженицын, Коминтерн, Мысли на обдумывание
Subscribe

  • ИЗНЕМОЖЕНИЕ И ПОРЧА (8)

    Александр Исаевич Солженицын (1918–2008). Стокгольмский синдром русской правой «Ну да, изнасилованная и насильник – они ведь едины в…

  • ИЗНЕМОЖЕНИЕ И ПОРЧА (7)

    Александр Исаевич Солженицын (1918–2008). Солженицын и Виндзоры Из телеграммы Принцу Филиппу (1983) «Я с глубоким уважением…

  • Хоть горшком назови, только в печку не ставь!

    Сегодня стало известно об отмене намеченного на 15-18 ноября Архиерейского Собора. Того самого, на котором должны были обсуждать «подлинность»…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments