Логотип Азиатской конной дивизии: Двуглавый Орел Российской Империи и Соёмбо (с луной, солнцем и тройным языком пламени) – древний символ монгольского народа, ставший гербом Монголии после объявления в 1911 г. независимости.
К СТОЛЕТИЮ УБИЙСТВА БАРОНА УНГЕРНА
Наследие: Китай (продолжение)
Конфликт на КВЖД с наглядностью продемонстрировали слабость китайских официальных властей. Маньчжурия стояла на пороге анархии.
Ненормальность положения безстрастно подтверждала статистика. Мужское население Харбина было вдвое больше женского. Количество рождений соответствовало числу смертей. Причем причины последних (аборты, убийства, алкогольные отравления и самоубийства) не были естественными и свидетельствовали о тяжелом состоянии общества. Обычным явлением стали грабежи и похищения людей, причем нередко при потворстве полиции (Дж. Стефан «Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945». М. 1992. С. 67).
Трагические события в Трехречье продемонстрировали русскому населению северного Китая слабость правительства, его безсилие защитить своих граждан; но китайские коммунисты – вызванные к жизни теми, от кого они были вынуждены бежать, кто, свободно пересекая государственную границу, приходил их сюда убивать, – были для эмигрантов еще более неприемлемы
Противостоять всему этому, обезпечивая безопасность, могла лишь другая, сопоставимая по мощи с «красным кулаком», сила. С тем большей горечью бывшие подданные Русского Царя вспоминали свое недавнее, но, увы, уже недостижимое, прошлое…
Напряжение, между тем, росло и, в конце концов, как это всегда происходит, разрешилось…
Последовал т.н. Мукденский инцидент: 18 сентября 1931 г. около 22 часов близ этого города на охраняемой японцами железной дороге прогремел взрыв.
Военные действия начались через час.
Японские войска в Мукдене.
Квантунская армия Японии вторглась в северо-восточные провинции Китая. В течение суток она заняла все главные центры Южной Маньчжурии.
Продвижение армии японская пропаганда преподносила, как стихийное восстание народа Маньчжурии против ненавистного китайского ига.
Японские части входят в Цицикар.
3 января 1932 г. японские войска заняли последний опорный пункт Китая, установив контроль практически над всей территорией Маньчжурии.
28 января, при 30-градусном морозе, они начали поход на Харбин. К 4 февраля город был окончательно окружен.
На пути в Харбин.
Продолжавшиеся 17 часов бои за город завершились отходом китайских ополченцев.
Вступивших 5 февраля в Харбин японских солдат русские девушки целовали в запыленные щеки. Под неумолкаемые крики русских «Банзай!» они буквально шли по букетам цветов. Справа и слева от колонны трепетали сотни флагов Страны восходящего солнца. Японцы улыбались и дарили детям конфеты.
Японские солдаты на улицах Харбина.
«Не случись событий 18 сентября 1931 года, – подчеркивал генерал Г.М. Семенов, – Маньчжурия была бы теперь советской провинцией еще в большей степени, чем ныне Синьцзян, ибо железнодорожная магистраль КВЖД, находясь всецело в руках Коминтерна, без малейших препятствий явилась бы базой для разложения Китая в северной и средней его части» (Атаман Семенов «О себе. Воспоминания, мысли и выводы». М. 1999. С. 279).
Харбинцы у японской резиденции кричат «Банзай!».
Еще 10 ноября 1931 г., в феврале 1912-го силой отстраненный от власти, Император Пу И, укрывшись в багажнике гоночной машины, бежал из Тяньцзина, в котором он находился с 1925 года. Перезжая с места на место, в конце концов, он приехал в Люйшунь (Порт-Артур), где инкогнито прожил три месяца. 9 февраля 1932 г. до него дошло известие о решении Административным комитетом Северо-востока учредить в Маньчжурии республику.
18 февраля 1932 г. было провозглашено отделение Маньчжурии от Китая.
В состав нового государства вошла часть Внутренней Монголии (Восточная Монголия), Барга и Маньчжурия.
Карта Маньчжоу-Го.
В государстве площадью 1 165 000 кв. км. на 1934 г. проживало 30 млн 880 тыс. человек, в т.ч. 29 млн 510 тыс. китайцев и маньчжур, 590 796 японцев, 680 тыс. корейцев, 98 431 представителей прочих национальностей. Бывших подданных Российской Империи среди них было 68 877 человек. К 1945 г. население выросло на 18 миллионов человек.
«Наш Путь». Харбин. 1937. Февраль-март.
Пу И, думавший о восстановлении Империи и сохранении наследственной Императорской власти, был разочарован. Свои мысли он изложил в т.н. «12-ти пунктах», адресованных командованию Квантунской армии («Первая половина моей жизни. Воспоминания последнего Императора Китая Пу И». СПб. 1999. С. С. 320-322).
Но было предложено «восстановить Маньчжурское государство». Отказаться от этого последний Император из Династии Цин не мог.
Незадолго до создания Маньчжоу-Го во время церемонии поклонения предкам при жертвоприношении Он дал клятву:
«Тяжело в течение двадцати лет взирать на бедствия, испытываемые народом, и быть безсильным ему помочь. Сейчас, когда народ трех северо-восточных провинций оказывает мне поддержку и дружественная держава помогает мне, обстановка в стране вынуждает меня принять на себя ответственность и выступить на защиту государства.
Приступая к какому-либо делу, нельзя заранее знать, будет ли оно удачным.
Но я помню примеры Государей, которым в прошлом приходилось восстанавливать свой Трон. Например, цзиньский князь Вэньгун нанес поражение циньскому князю Мугуну, ханьский император Гуан Уди сверг императора Гэнши, основатель государства Шу одержал победу над Лю Бяо и Юанынао, основатель Минской династии разбил Хань Линьэра. Всем им, чтобы выполнить свою великую миссию, приходилось прибегать к внешней помощи.
Сейчас я, покрытый позором, желаю взять на себя большую ответственность и продолжить великое дело, с какими бы трудностями оно ни было связано. Я хочу отдать все свои силы тому, чтобы непременно спасти народ, и буду действовать весьма осторожно.
Перед могилами предков я искренне говорю о своих желаниях и прошу у них защиты и помощи».
Пу И.
29 февраля Всеманьчжурская ассамблея приняла «Декларацию о независимости нового Монголо-Маньчжурского государства». Официальной датой образования государства Маньчжоу-Го считается 1 марта. Его главой (Верховным Правителем) стал Пу И, вступивший в эту должность 9 марта. Эра его правления получила название «Датун» («Великое благоденствие»).
Столицей был объявлен Чанчунь, 14 марта переименованный в Синьцзин (что означало «Новая столица»).
Пять главных национальностей государства (маньчжуров, монголов, ханьцев, японцев и корейцев) символизировали пять цветов государственного флага.
Цвета утвержденного 1 марта 1932 г. государственного флага Маньчжоу-Го символизировали: желтый – маньчжуров, красный – японцев, синий – ханьцев, белый – монголов, черный – корейцев.
Уже на следующий день после официального провозглашения Пу И Верховным Правителем русская эмигрантская ежедневная вечерняя газета «Мукден», издававшаяся под редакцией генерал-лейтенанта семеновскго производства Г.И. Клерже (1883–1938), вышла под шапкой «Да здравствует новая и счастливая эра “Да-Тунь”!» Приветствовали, как писали тогда, «от всей души и с полной почтительностью и искренностью».
Восторг, охвативший русскую дальневосточную эмиграцию, передался и в Европу. Изменивший в далеком феврале 1917 г. своему законному Императору Всероссийскому, а в 1924 г. объявивший себя «императором Кириллом I», Великий Князь Кирилл Владимiрович в эти дни «публично выразил свое удовлетворение тем, что четверть миллиона его подданных оказались под покровительством Дай Ниппон» – Великой Японии (Дж. Стефан «Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945». С. 84).
Выразил поддержку внешней политике Японии и Дальневосточный филиал Российского обще-воинского союза. Генерал М.К. Дитерихс опубликовал призыв к русской эмиграции в Европе оказать всевозможную помощь в подготовке решающей войны с советской властью (Н.Е. Аблова «История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ в.)». Минск. 1999. С. 202).
В специальной листовке-призыве «К белой русской эмиграции всего мiра» 1931 г. Михаил Константинович уповал на скорое восстановление Самодержавной Монархии в России (Л.К. Шкаренков «Агония белой эмиграции». М. 1987. С. 145-146). И действительно, в конце 1932 г. Японским Императором Хирохито был одобрен разработанный генштабом японской армии план войны против СССР, намечавшейся на 1933 год.
Томияма Таэко «Основание Маньчжоу-Го». Серия «Харбин. Реквием ХХ века». Молодость этой японской художницы (род. 1921 г.) прошла в Дайрене (Даляне) и Харбине.
«Нет сейчас русского ни за рубежом, ни тем более в пределах нашей родной страны, – писал тогда архиепископ Нестор Камчатский, – который не сознавал бы, насколько важно было бы сейчас для России, для всего нашего национального дела вооруженное столкновение Советской России с любым достаточно сильным противником» ( Архиепископ Нестор «Очерки Дальнего Востока. Белград. 1934. С. 60).
Написано это было уже после провозглашения 1 марта 1934 г. Маньчжурского государства (Маньчжоу-Го) Маньчжурской Империей (Маньчжоу-Ди-Го).
Манифест Императора Пу И о вступлении на Престол.
Ранним утром 1 марта в Синуацуне, пригороде столицы Синьцзина состоялась древняя церемония вступления на Престол. Девизом правления Императора Пу И стало «Кандэ» («Спокойствие и добродетель»).
Коронация состоялась 10 мая 1934 года.
Император Пу И (вторая фигура) во время обряда приношения предкам перед Коронацией.
1 марта 1937 г. Маньчжоу-Ди-Го была объявлена наследственной монархией и стала именоваться Да-Маньчжоу-Ди-Го – Великой Маньчжурской Империей.
Традиционное торжественное облачение Императора Пу И.
«Место пребывания Пу И, – пишет современный ученый-китаист, – в отличие от дворца Японского Императора, называвшегося “хуангун”, стало называться “дигун” (то есть слово “хуанди” – Император, – состоящее из двух иероглифов, было поделено на две части; первой назывался японский дворец, второй – дворец в Чанчуне [Синьцзине]» (В.Н.Усов «Последний Император Китая Пу И (1906–1967)». М. 2003. С. 212).
Императорский штандарт с изображением цветущей орхидеи, являвшейся Императорским гербом и одновременно (с 1932 г.) гербом Маньчжоу-го.
Специально для охраны Особы Императора была сформирована Императорская гвардия, состоявшая из этнических маньчжуров. Штаб-квартира ее располагалась неподалеку от Дворца.
Эмблемой Императорской гвардии была пятицветная (по числу основных народов) звезда.
Ключевую роль в Маньчжурской Империи играло созданное в 1932 г.Общество согласия (Кёвакай) – единственная официально признанная там политическая организация, не являвшаяся при этом партией.
Почтовая марка Маньчжоу-Ди-Го. 1942 г.
Общество Согласия предполагало самоорганизацию в рамках отдельных национальных общин: маньчжуров, японцев, китайцев, монголов, корейцев, мусульман, русских. Характерной чертой организации была опора на традиционных для каждой общины религиозных лидеров.
Почтовая открытка Маньчжоу-Ди-Го. Дети Маньчжурской Империи со своими национальными флагами. Русская девочка (вторая справа) с флажком «Союза юных фашисток – Авангард», созданного при Всероссийской фашистской партии 28 июня 1934 г.
В известной мере Великая Маньчжурская Империя была практическим воплощением мыслей барона Романа Федоровича фон Унгерн-Штернберга о Срединном Царстве; маленьким зернышком, зародышем его Монархического Проекта.
Гимн Да-Маньчжоу-Ди-Го (1942):
«Мiр наполняется Божественным светом,
Власть Императора благородна и почетна…»
«Самое понятие “Империи”, – писал И.П. Якобий, – определяется не величиною государственных границ, а собиранием различных народов под единой общей властью. […]
Единственным современным государством, вполне отвечавшим понятию Империи, была Россия; только она сумела действительно объединить в одно мощное целое самые различные по расе, культуре, религии и языку народы.
Империи Австро-Венгерской это не удалось. Империя Германская собрала лишь одних немцев» (И.П. Якобий «Возрождение Рима» // «Двуглавый Орел». № 4. Париж. 10/23.3.1927. С. 16).
Продолжение следует.