sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Category:

МОНАРХИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ БАРОНА УНГЕРНА (32)


Логотип Азиатской конной дивизии: Двуглавый Орел Российской Империи и Соёмбо (с луной, солнцем и тройным языком пламени) – древний символ монгольского народа, ставший гербом Монголии после объявления в 1911 г. независимости.



При написании этого по́ста использованы: статья А.Н. Азаренкова «Трехречье» (http://www.imha.ru/1144535637-tryoxreche.html), а также воспоминания «Заметки к статье А.Ф. Долгополова “Трагедия Трехречья”» 1975 г. в журнале «Первопоходник» (1976. № 33. Октябрь) анонимного читателя этого журнала (http://www.pervopohodnik.ru/publ/13).
Иллюстративный материал взят, в основном, с форума «О жизни русских в Маньчжурии»:
http://mongol.su/forum/index.php/topic,2111.0.html?PHPSESSID=b40c6912652020741a465f63fcd61fd8




К СТОЛЕТИЮ УБИЙСТВА БАРОНА УНГЕРНА



Наследие: Китай (продолжение)


17 июля 1929 г. произошел разрыв дипломатических отношений между СССР и официальным китайским правительством.
6 августа датируется образование Особой Дальневосточной Армии.
Конфликт на КВЖД, продолжавшийся с 12 октября по 22 декабря 1929 г., был первой крупной военной акцией Красной армии со времен гражданской войны. Вместе с тем он знаменовал собой начало целой чреды подобных событий на советской границе на Дальнем Востоке.
В зону боевых действий был направлен специальный авиационный отряд «Дальневосточный Ультиматум», напоминавший о реакции на ноту британского правительства от 23 февраля 1927 г. за подписью министра иностранных дел Чемберлена, требовавшей прекратить советскую подрывную работу на территории Королевства и военную поддержку красных сил в Китае (о чем мы писали в прошлом нашем по́сте). В ответ на это 27 февраля в «Правде» вышла статья «Наш ответ на британскую ноту», а 2 марта еще одна, озаглавленная «Привет Кантону! Вот наш ответ Чемберлену!» (То есть Кантонская коммуна с красной резней – наше послание urbi et orbi.)
Примечательно, что упомянутый 19-й авиаотряд был сформирован из поликарповских самолетов Р-1, созданных на основе британского (!) de Havilland 1916 года. На борту каждого из них была помещена крупная эмблема отряда: кулак с красной звездой и надписью «ННН`Аа!», повторявшей слова известного советского плаката.
(Всё это до боли знакомо: «наш ответ Чемберлену!» на английских по происхождению самолетах.)



Один из самолетов авиаотряда и тот самый плакат.


Обрисовывая обстановку накануне конфликта на КВЖД, нынче, в лучшем случае (и это, пожалуй, даже наибольшая степень объективности нынешней официальной российской историографии), пишут: «С обеих сторон велась активная пропаганда: китайцы обвиняли красноармейцев в зверствах, а СССР китайцев – в субсидировании отрядов белогвардейцев. В обоих случаях имело место преувеличение. Независимое следствие не подтвердило фактов военных преступлений со стороны Красной армии, в то же время обвинения мукденского правительства в науськивании белогвардейцев на советские приграничные посёлки были несостоятельны: Чжан Сюэлян фактически не контролировал партизанское движение на своей территории. Многие жители приграничной полосы организовали отряды самообороны, чтобы давать отпор как китайским, так и советским войскам»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт_на_Китайско-Восточной_железной_дороге
Чисто внешне позиция выглядит объективной, «взвешенной»: с одной стороны – с другой стороны… Так ли это, однако? Чтобы ответить на это, приведем свидетельства, хотя и опубликованные когда-то, но остающиеся до сей поры малоизвестными нашим соотечественникам.



Вместе против «красного кулака». 1929 г.

Мы имеем в виду рейды красных отрядов в Трехречье (Захинганье) – историческую область в северо-восточном Китае, являющуюся бассейном рек Ган, Дербул и Хаул, ограниченную с севера Амуром, с юга и востока Сунгари, с Запада – Аргунью. На западе, севере и востоке эта территория соседствовала с землями Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. С дореволюционных еще пор Трехречье, коренным населением которого были монголы, заселялось русскими (главным образом забайкальскими казаками); после гражданской войны оно пополнилось участниками Белой борьбы и членами их семей, а потом и беженцами из советского рая.
Помянутые рейды красных в августе-сентябре 1929 г., предшествовавшие собственно конфликту на КВЖД, сопровождались невиданными массовыми зверствами над проживавшим там мирным населением. Было уничтожено или насильно угнано в СССР около 30 тысяч обосновавшихся в этих краях забайкальских казаков.
«Набег 1929 года на Трёхречье, – по словам исследователя А.Н. Азаренкова, – стал частью широких действий СССР в Маньчжурии в рамках так называемого конфликта на КВЖД. […] Советская пресса запестрела заголовками: “Разоружить белобандитов”, “Уничтожить белобандитов” и т.д. В приказе по Дальневосточной армии главнокомандующий Блюхер требовал уничтожить белых эмигрантов, способных носить оружие, которых он насчитывал в Маньчжурии до пяти тысяч.
Конфликт с Китаем …а резали русских детей! […]
Кто-то ведь уполномочил маньяков и садистов из страны советов в проведении этого показательного кровавого акта мерзости. И не в японцах дело: в том же, 1929-м, злосчастном году, Спецкорпус под командованием комкора В. Примакова, вторгся в Афганистан! Дошли аж до города Мазари Шарифа и затем повернули к своей границе. Видно “одно место” чесалось или зудело у “Кремлёвских мечтателей”».



Карта Трехречья – территории за Большим Хинганом общей площадью около 11 500 квадратных километров.

И ведь карательная операция в Трехречье 1929 г. была в этих краях далеко не первой… Такие рейды на сопредельные территории, сопровождавшиеся нарушением государственной границы, были вовсе не единичными эксцессами, отдельными актами партизанщины, а санкционируемыми советским режимом, спланированными и хорошо организованными акциями.
Участвовавший в допросах захваченного в плен барона Унгерна, начальник Особого отдела 5-й армии Матвей Давыдович Берман в 1923-1924 гг. был, как известно, наркомом внутренних дел Бурят-Монгольской АССР. «На этом посту, – читаем в биографической справке, – “отличился” преследованиями ламаизма […], а также – подавлением восстания Д. Бэгдэсурэна, охватившего значительную часть Забайкалья, и почти всю территорию нынешней Монголии. Части РККА проводили военные операции на монгольской и китайской территории – вопреки международному праву, и подчиненные М. Бермана активно участвовали в этих “походах”. НКВД Бурят-Монгольской АССР организовывал похищения и убийства русских эмигрантов в Монголии и Китае, а также проводил “cпецоперации” на сопредельных территориях – диверсии и саботаж, засылку “партизан”, выступавших от имени “трудящихся” этих мест. М.Д. Берман курировал эти “операции”, жертвы которых исчисляются многими сотнями. За это был награжден знаком “Почетный чекист”»: https://protivpytok.org/?page_id=1764
Это, между прочим, хорошая иллюстрация к приводившимся нами ранее (https://sergey-v-fomin.livejournal.com/506592.html) словам чекиста Бориса Алтайского о том, что, мол, согласно ленинским заветам, «вести оперативно-разведывательную работу на территории дружественного государства не разрешалось».



Русские эмигранты в Монголии.

Вернемся, однако, к трагедии, разыгравшейся в Трехречье. Перелистаем эмигрантские газеты того времени…
«Прошу уведомить Вас о событиях в хуторах Тенехэ и в Чакчир. В ночь на 1 октября на рассвете хутор Тенехэ (35 вёрст от Якеши) был окружён советским отрядом. Глава этого отряда потребовал от старшины посёлка именной список жителей Тенехэ и собрал всё мужское население и 4-х учеников по 13-14 лет. Повели в сторону от посёлка, отведя версту, приказали собраться в кучу и сесть. И наведя два пулемёта расстреляли.
Жилища, имевшие запасы сена и два маслоделательных завода – Воронцова и Проскурякова – были сожжены. Из расстрелянных восемь человек оказались раненными и по уходе отряда доставлены в Ка[…]нор [нзб.] и Якеши. Отсюда из Якеши отправлены в Хайлар на излечение. Несколько человек тяжело ранены.
Убито и похоронено 64 человека. Напавший отряд численностью в 50 человек, из посёлка Тен(ехэ?) отправился на посёлок Чанкир; в 20 верстах от посёлка Ты[…]ыр [нзб.], где также всё мужское население расстреляно. Убито и похоронено 26 человек.
Раненные жители Тенехэ рассказывают, что все вы против СССР и приказали идти из посёлка. И расстреляли.
Перед расстрелом глава красного отряда крикнул: Вы знаете, кто вас расстреливает? По словам раненных они опознали советских партизан Забайкалья и Нового Цурухайтуя и Цагайтуя. Один из напавших Топорков, убил своего зятя Кулакова. Сестра его просила на коленях не убивать её мужа.
Есть слухи, но ещё не проверенные, что посёлки Найжин и Кущи подверглись той же участи. Имеются сведения о том, что 4 октября в 5 часов утра отрядом красной конницы был сделан вторичный налёт на посёлок Тинхэ в Трёхречье. Забрав по выбору женщин и 50 лучших лошадей с телегами, а также некоторое имущество отряд к 11 часам, ушёл по направлению к границе СССР.
Китайцами было заявлено нашему сотруднику: Уничтожение советскими войсками проживающего на китайской территории мирного населения переносит вопрос о разрешении конфликта [на КВЖД] совершенно в иную область. Такие действия являются оскорбительными для Китая и дальнейшие переговоры теперь не могут вестись в рамках только тех вопросов, какие обсуждались в Берлине.
Населяющие Трёхречье русские казаки обратились к местному командованию с просьбой о защите.
Согласно сведениям за время с 1 октября советскими отрядами расстреляно свыше 100 человек и разграблено до шести хуторов.
За один вчерашний день большевики расстреляли ещё 50 человек сверх этих чисел. Мужчин расстреливали в ряд и расстреливали из пулемётов на глазах жён, матерей и детей. Женщин заставляли приготовлять для убийц пищу, после чего над ними надругивались и затем расстреливали.
Расстреливали также и детей до 10 летнего возраста. Даже моложе 5 лет бросали в колодцы на глазах у обезумевших матерей.
Советские информаторы сообщают, что было расстреляно 140 человек» («Гун-Бао». № 843. Харбин. 1929. 8 октября).



320.
«Рубеж». Харбин. 1929. 19 октября. С. 3.

«Мы далеко не все представляем собой осколки отступившей в Китай частей Белой армии, которые известны в СССР под названием “белобандитской шайки”. Того элемента, который мог бы подходить под наименование “белобандиты”, среди нас почти нет.
Трёхречье стало заселяться, главным образом уже после гражданской войны в России, а особенно в последние годы, когда никаких “белобандитов” уже не было. Заселяли его главным образом забайкальские и отчасти амурские казаки, эмигрировавшие из СССР в силу тяжёлых экономических условий.
Никакой борьбы с советской властью, они ни на территории СССР, ни вне её никогда не вели. Придя в Трёхречье со своим скотом и частью с сельскохозяйственным инвентарём, они сразу же сели на землю и занялись хлебопашеством, сельским хозяйством, охотой и рыбной ловлей. Вначале эти переселенцы проходили, хотя и нелегально, но при попустительстве советской власти, которая смотрела на это сквозь пальцы и только с конца прошлого года власти стали ставить препятствия переселенцам и, даже, бывали случаи, вооруженных стычек с пограничной стражей, но всё же эмигрировать удавалось.
В конце сентября в Трёхречье проникли незначительные красноармейцы, которые никаких агрессивных мер не проводили. Казаки тоже со своей стороны никакой вражды не проявляли. На другой день после этого явилась новая группа, которая уже от имени советского командования предложила казакам вернуться или же хотя бы вернуть скот.
Через два дня налёт повторился.
Проходя через разграбленный посёлок красноармейцы объявили женщинам, что их мужья казнены по приказанию советского правительства и, что они должны подвергнуться той же участи со своими детьми.
Расстреляв оставшихся женщин и детей, красноармейцы направились в следующие посёлки, где повторили своё кровавое дело.
Кровавые события, разыгравшиеся в Трёхречье, тяжёлым чувством отозвались в сердцах всех русских эмигрантов, населяющих ОРВП [Особый район Восточных провинций в составе Китайской республики в 1921-1932 гг., в который входили населенные пункты ранее подчинявшиеся русской администрации КВЖД. После образования Маньчжоу-го в 1932 г. преобразован в Северо-Маньчжурский Особый район. – С.Ф.]...
Безвинно пролитая кровь русских людей всколыхнула всё население Харбина. Эта скорбь зовёт всех русских под своды православных храмов для общей молитвы о душах новых жертв коммуны от палачей.
Сегодня во всех храмах Харбина панихиды» («Гун-Бао». № 844. Харбин. 1929. 9 октября).



Забайкальские казаки в Якеши.

«Организован набег советских частей, сделанный одновременно в нескольких пунктах этого района. Переправа через реку Аргунь была совершена в один день, т.е. 28 сентября.
Отряд разгромивший посёлки Цанкир и Тыныхэ прошёл предварительно от реки Аргунь около 150 вёрст и потому только 1 октября явился в населённый пункт и учинил свою расправу. Что же касается другого отряда, вышедшего сразу в населённый район на берегу Аргуни в 300 вёрстах от Хайлара, то там расправа, о которой только теперь стало известно, имела место ещё 28 сентября.
В этот день отряд красных, состоящий из набранных в районе Нерчинских заводов молодых коммунистов и местных бывших каторжан, но производимый военным командованием Красной Армии, переправился на правый берег Аргуни. Переправа была проведена под прикрытием моторного катера, вооружённого пулемётами.
Отряд около 200 человек встретил на китайском берегу мужественное сопротивление небольшого китайского кордона (10 человек) у посёлка Дамысово. В результате этого сопротивления начальник кордона Лю Си-фу и 6 человек китайских солдат были убиты.
Посёлок Комары подвергся немедленному же разграблению, почти все жители, не успели бежать и не ожидавшие над собой расправы были уничтожены, а имущество их разграблено и дома сожжены.
Здесь отряд перешёл в соседний посёлок Дамысово, насчитывающий несколько десятков домов и являющийся в этом районе самым крупным и богатым. Зверству красных в этом посёлке не было пределов.
Расстреливались и убивались на месте не только мужчины и женщины, но и малолетние дети. Были случаи, когда детей хватали и с высокого берега бросали в волны Аргуни, посылая “спасать родителей”. Когда же обезумевшая мать бросившись за ребёнком выплывала с ним, то тут же на берегу приканчивали и мать и дитя.
Ворвавшись в дом местного хуторянина Зырянова, красные звери не остановились перед убийством его маленького сына трёх месяцев.
Ограбив и уничтожив поголовно таким образом целый ряд прибрежных по Аргуни беженских посёлков, красные переправились обратно на свой берег, увезя с собой всё награбленное. Все дома были сожжены и посёлки почти сравнены с землёй.
Трупы расстрелянных остались валяться на улице, где их застала смерть.
Недалеко от этого места в пути была настигнута красными подвода с маслом, следовавшая в Хайлар. Эту подводу сопровождали шесть человек. Большевики убили их всех и затем положив их на подводу подожгли масло. Трупы в продолжении нескольких часов жарились и кипели в горящем масле» («Гун-Бао». № 848. Харбин. 1929. 15 октября).



Свадьба в Верх-Кулях.

Историк А.Н. Азаренков приводит в своей статье дополнительные сведения о событиях в поселке Танехэ: «В № 13 харбинского церковного журнала “Хлеб Небесный” за 1929 г. сообщаются некоторые подробности нападения на этот поселок. Здесь говорится, что 1-го, а не 27 сентября было совершено нападение на поселки Танехэ и Цанкыр. В отряде кроме русских большевиков, находились мадьяры. Этот красный партизанский отряд, разграбив Танехэ и Цанкыр, разбился на группы и начал грабить и убивать на различных путях Трехречья, напав на пути на ряд поселков – Наджин-Булак, Усть-Кули, Лабдарин, Верх-Кули. Уходя обратно на советскую территорию, отряд грабил и жег все на своем пути.
Бежавший из Танехэ рассказал, что всех мужчин и мальчиков красные выгнали из поселка, поставили на колени и расстреливали из пулеметов. Один из бросившихся бежать был ранен в шею и упал, образовавшаяся около него на земле лужа крови спасла его; он услышал громкую команду начальника красных палачей – “пройтись наганом по головам – штыками по животам” и услышал выстрелы, которыми добивали раненых, и слова около себя – “ну, этого не стоит добивать – он мертв”.
Более детально нам сообщили, что красные партизаны первоначально вошли в поселок Цанкыр, где их приняли за белых, ибо они разбрасывали листовки “Русской Правды”. По их просьбе один из крестьян проводил их в Таныхэ и по пути выяснилось, что это красные. Они убили этого крестьянина и затем часть их вошла в поселок, в котором они собрали всех мужчин и повели их к Крестовой пади. Одна из женщин посёлка оказалась сестрой старшего в этой группе красных Клавдия Топоркова и она на коленях молила брата пощадить её мужа, на что брат её ответил: “Ничего не могу сделать... заставляют нас... Буду защищать, так самого убьют... Тебя могу защитить... кочуй за нами”».



Памятник казакам, расстрелянным в поселке Таныхе, установленный в 1943 г. на братской могиле. Разрушен китайскими властями в 1970-е годы.

Сохранились воспоминания очевидицы событий – иконописца Натальи Сергеевны Якимовой, в последние годы жившей в Туле. Там в январе 1994 г. их и записали. Во время красного налета погибли ее отец и двоюродный брат:
«Нагрянули под вечерок, когда скот и табуны пригоняются на ночь домой. Выгнали табуны и рогатый скот в степь и, отрядив по два-три гонщика, пошли со стадами к русской границе. Остальные рассыпались по зимовьям, всех выгоняли, вещи перетряхивали, грудных детей вынимали из люлек, а то и просто выкидывали. Искали золото во всех видах. Что нашли, сколько нашли – никому не сказывали. […]
…В 1929 году в Читинской области сформировался отряд большевиков и в сентябрь они перешли Китайскую границу, учиняя на пути кровавую расправу над русскими, своими бывшими земляками-белыми.
Итак, 27 сентября ранним утром раздались выстрелы над поселком Танехэ. С плоскогорья хребта спускались конные всадники. Первой жертвой пал Якимов Гриша, мой двоюродный брат. Он ходил за лошадью в поле, ему надо было ехать в город Хайлар, где он учился в гимназии. Его заставили гнать лошадей домой во двор, а затем скомандовали идти на место сбора жителей, но на полпути застрелили.
Вооруженные пулеметами, винтовками, штыками и гранатами, бандиты носились по поселку, выгоняя людей на край села, поджигая дворы и опустошая хаты. Наши родители, Сергей Ананьевич и Анна Васильевна, взяли нас, своих детей (три девочки и младший мальчик четырех лет) и пошли на указанное место, откуда наш папа уже не вернулся домой. Враги оцепили собравшихся, кружась на лошадях, о чем-то совещались, а мы в страхе ожидали недобрый конец. Вскоре объявили женщинам с детьми идти по домам, а мужчин 80 человек, где были глубокие старики и 14-летние подростки, быстро погнали за посёлок.
На повороте высокой горы этого хребта, против кладбища скомандовали стать на колени, говоря с насмешкой: “Вы верите Богу, пусть Он спасет вас!”... Обстрел из пулемета, куча окровавленных тел, раненых всячески добивали. Спешно расправились варвары, боясь преследований, и скрылись».
«Убивали всех, – свидетельствовала и другая очевидица, жившая в Чакчире, – мужчин, женщин, детей. Спаслась тем, что в суматохе проскользнула в сенной двор и там пряталась в зароде… Один из грабителей, Жигалин Павел, упал на землю, стал биться, кричать: “Подлецы, что вы делаете?” Бросились к нему свои, обезоружили, связали…»



У храма.

«Насилию, разбою, дикой расправе не было конца, – писал в своей книге “Финал в Китае” (Т.1. Сан-Франциско-Париж-Нью-Йорк. 1958) историк эмиграции Петр Петрович Балакшин (1898–1990). – В одном из казачьих поселений было убито 140 человек, включая женщин и детей. Несколько раненых добрались до Хайлара и поведали об ужасах, перенесённых мирным населением. Свыше шестисот трёхреченских поселенцев было вывезено в Советский Союз.
Японское консульство на ст. Маньчжурия пыталось защитить мирное русское население, но ничего не могло сделать. Судьба вывезенных выяснилась позже: часть была расстреляна, большинство попало в концлагеря и тюрьмы».




Продолжение следует.
Tags: Барон Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг, Коминтерн
Subscribe

  • ЦАРСКИЕ МОЩИ: МАТЕРИАЛЫ (23, окончание)

    «Синяя шкатулка» и «брюссельские мощи» (окончание) «…Храм в 1938 году уже стоял, как сейчас, – вспоминает помнящая всё, что здесь…

  • ЦАРСКИЕ МОЩИ: МАТЕРИАЛЫ (20)

    «Синяя шкатулка» и «брюссельские мощи» (начало) Мнение, кто так или иначе занимался судьбой «синей шкатулки», находившейся среди…

  • ВЕНОК БАРОНУ (1)

    К СТОЛЕТИЮ УБИЙСТВА БАРОНА УНГЕРНА Завершая нашу публикацию о бароне Р.Ф. фон Унгерн-Штернберге, предлагаем подборку стихов, ему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • ЦАРСКИЕ МОЩИ: МАТЕРИАЛЫ (23, окончание)

    «Синяя шкатулка» и «брюссельские мощи» (окончание) «…Храм в 1938 году уже стоял, как сейчас, – вспоминает помнящая всё, что здесь…

  • ЦАРСКИЕ МОЩИ: МАТЕРИАЛЫ (20)

    «Синяя шкатулка» и «брюссельские мощи» (начало) Мнение, кто так или иначе занимался судьбой «синей шкатулки», находившейся среди…

  • ВЕНОК БАРОНУ (1)

    К СТОЛЕТИЮ УБИЙСТВА БАРОНА УНГЕРНА Завершая нашу публикацию о бароне Р.Ф. фон Унгерн-Штернберге, предлагаем подборку стихов, ему…