sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Category:

МОНАРХИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ БАРОНА УНГЕРНА (26)


Логотип Азиатской конной дивизии: Двуглавый Орел Российской Империи и Соёмбо (с луной, солнцем и тройным языком пламени) – древний символ монгольского народа, ставший гербом Монголии после объявления в 1911 г. независимости.


К СТОЛЕТИЮ УБИЙСТВА БАРОНА УНГЕРНА


Последний бой (продолжение)


«Его для начала зачем-то расспрашивают об истории его фамилии – должно быть тысячелетняя кровь имела для палачей особый bouquet, как старое вино…»
IGNOTA (Неизвестный).
1922 г.


«Последние восемь дней жизни, – пишет о Бароне без каких-либо ссылок на источнике в одном из последних изданий своей книги Л.П. Юзефович, – он провел не в подвалах здешней ЧК и не в тюрьме, а в отдельном доме, где кроме него и караула никого не было» (Юзефович-2019. С. 519).
На краеведческих сайтах Новосибирска встречается даже адрес этого дома: «в этом здании по улице Депутатская 9 содержался до начала трибунала» генерал Унгерн: https://vk.com/wall516174225_175




Сама улица называлась в то время Бийской. В Новосибирске она рекордсменка по переименованиям: с 1933 г. – Вегмана, с 1936 г. – Байдукова, с 1967 г. – Совнархозовская, с 1965 г. – Депутатская.
Интересующим нас домом до переворота 1917 г. владела Прасковья Андреевна Соколовская – мать хозяина колбасного заведения, располагавшегося поблизости на углу Бийской и Дворцовой улиц.
Нынешние старожилы припоминают, что дом этот когда-то имел какое-то отношение к местной ЧК: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=772#p7166




Красный Кремль с неослабевающим вниманием следил за событиями в Ново-Николаевске, постоянно держал руку на пульсе. «15 сентября, – докладывал “по прямому проводу” ответственному секретарю ЦК РКП(б) В.М. Молотову секретарь Сиббюро Ходоровский, – в Ново-Николаевске в присутствии нескольких тысяч рабочих и красноармейцев состоялся суд над Унгерном, приговоренным к расстрелу, приговор приведен в исполнение. Ново-Николаевск, 16 сентября» (Кузьмин-2004. С. 263).
По поводу того, где, когда и как это произошло долго никакой ясности не было, да и сейчас многое остается неизвестным.
Об особой значимости для большевиков их жертвы свидетельствует не только тщательное засекречивание ими любых деталей ликвидации, подготовка и осуществление которой доверялось особо проверенным, надежным «товарищам», но и обезпечение абсолютной секретности места захоронения останков с последующим (когда наступит необходимое время) разглашением целого веера версий, а, возможно, и создания ложного захоронения, как это мы наблюдаем в связи с убийствами Царской Семьи и адмирала А.В. Колчака.
То же и с Унгерном: появившиеся за последние годы обилие версий о местонахождении его тела свидетельствует о том, что и тут мы имеем дело с продолжающейся спецоперацией. Так что и сегодня есть что́ и кому́ скрывать.
Для иллюстрации приведем разные версии событий, бытовавшие среди тех, кто интересуется историей, причем живущих в Новосибирске или, по крайней мере, хорошо знающих город. (Примечательно, кстати, что даже место, где проходил суд: летний театр в Александровском саду / «Сосновке» – многим первое время был неведом.)
«Суд состоялся при большом стечении народа в зале Дома революции (бывший Коммерческий клуб). Сразу после суда стрелковый взвод привёл приговор в исполнение на месте – во дворе бывшего Коммерческого клуба. Похоронен он был, по некоторым данным, там же, неподалёку – точное место могилы до сих пор неизвестно. А Дом революции – Коммерческий клуб уже вскоре стал театром “Красный факел”, первый спектакль которого назывался: “Гоп-ля, мы живём!” Вот такие дела!» – «Если точнее, суд состоялся на территории Александровского сада, называемого в народе “Сосновкой” (это территория между улицей Фабричной и железной дорогой, там сейчас промзона), – так называли и загородный театр, где прошли судебные заседания. А уже расстрел, по некоторым данным, прошёл неподалёку, за зданием бывшего Коммерческого клуба (нынешний театр “Красный факел”)»: https://beryazev.livejournal.com/41961.html
«…Расстрелян в “Михайловском саду” (сейчас на месте сада построено здание) рядом с “Коммерческим клубом”, тело до сих пор не найдено и вряд ли уже возможно найти»: https://vk.com/wall516174225_175
«Унгерн был расстрелян 16 сентября и похоронен в одной могиле с английским разведчиком Генри Сейсилем и его женой (Александр и Галина Даль). Где точно, неизвестно, но самая популярная версия, что в Михайловской роще за Деловым собранием (ныне театр “Красный факел”)»: https://vn.ru/news-ungern-protiv-shchetinkina-gibel-barona-v-novo-nikolaevske/
«Унгерна расстреляли в Новониколаевской тюрьме. Тюрьма эта занимала площадь, ограниченную улицами: Мичурина, Ядринцевская, Каменская, Орджоникидзе. Если вы подойдёте к Речному училищу на Мичурина, то слева от него увидите то, что от неё сохранилось. Это двухэтажный домик коменданта тюрьмы, ныне реставрируемый». – «Почему вы думаете, что именно в той тюрьме – на Алексанровской? Их не одна была. Читал, что вместе с ним расстреляли какую-то чету, тоже проходившую по делу. Вот только уже не помню где читал. И захоронили в Михайловской роще. Так что этот адресок логичнее будет»: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=955
Наиболее авторитетной на сегодняшний день является версия (она, кстати, попала в биографическую справку о Бароне в Википедии) о том, что Роман Федорович принял смерть в доме купца Маштакова, в котором тогда размещалась Новониколаевская чрезвычайка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Унгерн-Штернберг,_Роман_Фёдорович_фон



Дом Маштакова.

Пространственная символика этого места (как мы уже отмечали в первом по́сте публикации) представляется нам не случайной.
Здание находилось на пересечении Николаевского проспекта и Воронцовской улицы, получивших за год до процесса новые имена: «Красный проспект» и «улица Свердлова».
Улица, напомним, первоначально была названа в честь известного государственного деятеля Российской Империи, героя Бородина, Светлейшего князя генерал-фельдмаршала М.С. Воронцова.
Николаевский проспект – главная артерия города – неразрывно связан с самим его появлением на карте.
В 1893 г. в связи с возведением железнодорожного моста через Обь возникло селение Новая Деревня, переименованное в следующем году в поселок Александровский (в честь инициатора строительства Транссиба Императора Александра III), год спустя получивший имя Николаевского. В 1903 г. поселок был преобразован в безуездный город Ново-Николаевск.
В 1896 г. новый проспект, ставший строиться вдоль прорубленной в сосновом бору просеки, был назван в честь Коронации Государя – Николаевским. В 1897-м в самом его начале был заложен, а 29 декабря 1899 г. освящен каменный собор Святого Благоверного Князя Александра Невского.
Таким образом, с самого своего основания город был тесно связан с Царской Семьей.



Постановка в честь 300-летия Царствующей Династии оперы Михаила Глинки «Жизнь за Царя» в Новониколаевском реальном училище Имени Дома Романовых, размещавшемся по соседству с домом купца Маштакова (Николаевский проспект, дом 3).
https://humus.livejournal.com/3232184.html

Одним из символов Ново-Николаевска стала часовня Святителя Николая Чудотворца, торжественно заложили которую 20 июля 1914 г. – в самый канун начала Великой войны. Освятили ее уже на Николу Зимнего 6 декабря того же года.


Никольская часовня. Дореволюционная открытка.

9 ноября 1929 г. Новосибирский исполком, «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города», принял решение о сносе часовни. К разрушению приступили 29 января следующего года.
На опустевшем месте установили статую комсомольца-молотобойца, простоявшего до 1938 г., когда его заменили памятником Сталину, убранным, в свою очередь, в 1950-х годах.



Памятник комсомольцу на Красном проспекте.

Дом, в котором в 1921 г. размещалась ЧК, было построен в 1903 году. Принадлежал он Федору Даниловичу Маштакову (1851 – после 1917), барнаульскому и новониколаевскому купцу. Первый этаж был отдан принадлежавшим ему магазинам «Чай» и «Мануфактурные дамские модные товары». На втором жил сам предприниматель с семьей.


Дом Маштакова на Николаевском проспекте. Дореволюционная открытка.

В Ново-Николаевске Федор Данилович оставил по себе добрую память. В 1914 г. он стал одним из учредителей Новониколаевского общества памяти героев Великой войны. «Почетные граждане Вера Ивановна и Фёдор Данилович Маштаковы, – говорит текст на открытой в 2016 г. в Новосибирске мемориальной доске, – пожертвовали в 1916 году в дар городу Ново-Николаевску свое имущество на благо “вдов и сирот воинов, положивших жизнь свою на поле брани для защиты нашего дорогого Отечества”».


Ф.Д. Маштаков с женой Марфой и детьми Софьей и Иннокентием.

Южным своим фасадом это здание Г-образной формы обращено к Воронцовской улице (Свердлова), восточной – к Николаевскому (Красному) проспекту.



Еще одна важная деталь: «Здание опирается на бутовый фундамент и имеет подвальный этаж, освещение которого осуществляется через приямки. Окна подвального этажа закрыты коваными первоначальными решетками»: http://nsk.novosibdom.ru/node/2168



Летом 2016 г. произошло одно важное событие. Расчищая подвалы соседнего с маштаковским «Дома с часами», построенного в 1931-1934 гг. в стиле конструктивизма, рабочие обнаружили «решетки, камеры, странный котел и изрешеченную пулями стену. А также – тайный ход, заваленный мусором».


«Дом с часами» (Красный проспект, 11); за ним (в левой части снимка) дом Маштакова (Красный проспект, 9).

По словам президента фонда по сохранению «Дома с часами» Олега Викторовича, «загадочное подземелье возникло буквально из мрака. Подвал долгое время был затоплен, и там не было света. Им начали заниматься после создания ТСЖ. Странные помещения увидели, когда после просушки подключили электричество и начали разгребать завалы.
Кирпичные стены со следами круглых пуль, низкий сводчатый потолок, белые камеры и какой-то странный котел…»: https://vk.com/wall-32258596_4654181




«В “комнате”, по словам Олега Викторовича, – читаем в другой публикации, – сводчатые потолки, которые не типичны для остального здания из металлокаркаса. Кроме того, был найден подземный ход, только выяснить, куда он ведет пока не удалось, его еще предстоит расчистить. И тогда может быть тайна подвала немного приоткроется исследователям. Пока же они отмечают, что вопросов больше, чем ответов.
Что могло происходить в подвале много лет назад – об этом тоже приходится только догадываться. Есть предположение, что здесь находилась “расстрельная комната”. Рядом обнаружено электрооборудование, установленное в 1960 годах – Олег Викторович считает, что оно могло принадлежать чекистам.
Рядом стоит знаменитый дом Маштакова – первое помещение НКВД в Новосибирске. Возможно, что подземный ход, который сегодня завален, мог соединять здание с этим ведомством. При этом Олег Викторович опасается, что новосибирские власти могут закрыть доступ к находке»: https://regnum.ru/news/society/2174644.html



Засыпанные подземный ход.

Вскоре выяснилась и происхождение подземных ходов. Как оказалось, «под “Домом с часами” живы до сих пор подвалы купца Маштакова […] …Сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев […] предполагает, что в этих подвалах у купца могли быть склады. Об этом говорит то, что у него очень высокие стены из бутового камня, к которым потом пристраивались разные кирпичные перегородки. К тому же там кирпичные полукруглые своды, которые возводились в то время. А вдоль Красного проспекта в этом подвале идёт какой-то ход. Его происхождение и предназначение пока остаётся неизвестным. “…Этот ход идёт с одного угла дома Маштакова […] до другого, где и нашли подвал. […] …Между этими зданиями получается пара десятков метров…”»: https://regnum.ru/news/innovatio/2175321.html


«Расстрельная стенка» в подвале «Дома с часами».

Не лишено интереса и еще одно наблюдение, сделанное Голодяевым, которое, как он почему-то считает, противоречит предположению, что в подвале могли происходить казни (что свидетельствует, на наш взгляд, о незнании сотрудником музея того, о чем он взялся судить): «…Конфигурация коридора, который эта стенка образует, позволила бы стрелять в неё только в упор – с двух шагов, а при расстрелах такое не применялось»: https://regnum.ru/news/innovatio/2175321.html

Хотя, что касается Барона, вряд ли всё ограничилось просто расстрелом…



Продолжение следует.
Tags: Барон Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments