К СТОЛЕТИЮ УБИЙСТВА БАРОНА УНГЕРНА
«Я начинаю движение на Север»
«…Его Святейшество посылал послов к Великому Хану, чтобы узнать, христианин ли он или нет, и почему он послал армию для уничтожения и разрушения мiра. Но Хан ему ответил, что Бог завещал его предкам и ему посылать своих людей, чтобы истребить все развратные и злые народы, а на вопрос: христианин он или нет – ответил, что Бог это знает, и если папа хочет это знать, то пусть придет сам увидеть и узнать».
Армянский дипломат Смбат СПАРАПЕТ.
1247 г.
Ранее мы уже приводили отрывки из сохранившихся писем Романа Федоровича, отправленным им разным лицам, начиная с марта 1921 г., позволяющим судить о некоторых нюансах его Монархического Проекта.
В нынешнем по́сте мы приводим отрывки из последних его посланий, написанных уже перед самым выступлением и во время похода на Север. Они позволяют, как нам кажется, уточнить систему его взглядов, названных Алексеем Широпаевым в 1997 г. в его эссе «Я – барон Унгерн!» весьма точно: «православно-монархическое евразийство».
Съезд князей Северо-Западной Монголии. Фото А.В. Бурдукова.
Из письма генерал-майору В.М. Молчанову (18 мая 1921 г. из Урги): «Ваше Превосходительство. С восторгом и глубоким удивлением следил я за Вашей деятельностью и всегда вполне сочувствовал и сочувствую вашей идеологии в вопросе о страшном зле, каковым является еврейство, этот разлагающийся мiровой паразит. Вы вспомните беседу, которую мы вели с Вами под дождем, касаясь очень близко этого важного предмета. Потом времена изменились, и с тревогою и болью в сердце получал известия о Вас и болел душою за Вас.
Теперь с восхищением узнаю, что Вы вновь в деле с нашим врагом и что красные имеют перед собою такого испытанного и безстрашного противника. В настоящее время Вам удастся осуществить свой план действий в отношении евреев, от которых даже на семя не должно остаться ни мужчин, ни женщин.
Я выступаю на север и, таким образом, мы с Вами опять будем рука об руку бороться против ваших общих ненавистных врагов. В добрый час» (Кузьмин-2004. С. 158).
«Барон Унгерн, – рассказывал генерал в своих воспоминаниях, надиктованных на магнитофонную пленку в США, – хотел, чтобы я пошел с ним, прошел через Монголию и затем из Монголии на север к Иркутску, но я отказался, потому что считал это безнадежной затеей. Всё, что у него было, – это около 13000 бойцов и довольно сильное артиллерийское соединение. […] Он набирал себе солдат, снимая их с поездов, и таким же образом он поступал с любым имуществом, которое ему требовалось. […] Я согласился сотрудничать с ним и принять его под свое командование, если он будет ежедневно являться ко мне и отчитываться, что он сделал за день» (В.М. Молчанов «Последний белый генерал». М. 2009. С. 168-169).
Генерал Викторин Михайлович Молчанов (1886–1975) – участник Великой и гражданской войн. Во время Великого Сибирского Ледяного похода 1919 г. прикрывал отступление основных сил генерала В.О. Каппеля. После прихода в Читу заместитель командующего Дальневосточной армией и командир 3-го стрелкового корпуса. Вывел последний по КВЖД на территорию Приморья, приведя там в боевую готовность. Начальник гарнизона Владивостока (июнь 1921). Один из руководителей Земской Рати. Нанеся поражение войскам ДВР, занял почти всё Приморье, а в декабре 1921 г. – Хабаровск. После неудачных боев под Спасском в августе-сентябре 1922 г. выехал с семьей сначала в Маньчжурию, а затем, через Японию, в США. Скончался в Сан-Франциско.
Подполковнику К. Грегори, военно-дипломатическому агенту Барона в Пекине (20 мая 1921): «В настоящее время в пределах Монголии нет более китайских революционных войск, они в главной своей части разбиты и уничтожены, частью бродят. Усиленная работа по объединению Внешней и Внутренней Монголии, по присоединению к общему Монгольскому государству племен Восточной и Западной Монголии идет успешно, и я уверен в благом результате правительства Богдо-хана и моих стараний в этом направлении.
Государственный флаг Монгольской теократической монархии. 1912-1921 гг.
В настоящее время обращено особое внимание на восточные монгольские области, которые должны явиться надежным оплотом против натиска революционного Китая, а затем будут приняты меры для присоединения Западной Монголии. По одобренному плану, присоединяющиеся области не будут подчинены власти Совета Министров в Урге, но сохранят в целости и неприкосновенности самостоятельность аймаков, свои законы и суды, административно-общественную структуру, составляя лишь в военном и финансово-экономическом отношении одно целое ввиде оборонительного союза, находящегося под благословением Богдо-Хана.
Палатка с местом Богдо-Хана на скачках.
Цель союза двоякая: с одной стороны, сделать ядро, вокруг которого могли бы сплотиться все народы Монгольского корня; с другой, – оборона военная и моральная от растлевающего влияния Запада, одержимого безумием революции и упадком нравственности во всех ее душевных и телесных проявлениях.
За Кобдосский район я спокоен, также как и за урянхайский народ (деревни, тубы, сойоты), которые охотно присоединятся сюда, испытав одни гнет Китайской республики, другие – тяжелую руку китайских революционных коммунаров и коммунаров-большевиков.
Выезд Богдо-Хана на скачки.
Следующим этапом организованной работы в Азии, работы, идущей под лозунгом «Азия для азиатов», является образование Серединного Монгольского царства, в которое должны войти все монгольские народы. Я уже начал сношения с киргизами и отправляю письмо влиятельному деятелю Алаш-Орды, бывшему члену Государственной думы, очень образованному киргизскому патриоту, потомку наследственных ханов Букеевской орды (от Иртыша до Волги). А.М. Букей-хану.
Необходимо Вам действовать в этом направлении на Тибет, Китайский (Восточный Туркестан) и, особенно в первую очередь – Синцзян. причем следует найти таких влиятельных лиц в названных областях, к которым можно персонально обратиться, избегая обращения к безличному целому в виде ли какого-то малоизвестного по своему составу и политической физиономии к правящему органу или к народу во всей его полноте. Это было бы безцельным и вредным, сразу открывая наши планы и цели.
Монгольские княгини, идущие на поклонение Богдо-Хану.
Необходимо подчеркнуть во всех сношениях необходимость спасения Китая от революционной смерти путем восстановления Маньчжурской династии. Так, необходимо втянуть в начатое дело китайских магометан, для которых связь наша с киргизами-единородцами может служить реальным мотивом для переговоров. Но и здесь нужны определенные, надежные и влиятельные среди своих лица, через которых и надлежит действовать. Развейте в этом направлении большую энергию и на месте выясните наилучшие точки соприкосновения и совместной работы, и поставив меня о том в известность.
Я начинаю движение на Север и на днях открою военные действия против большевиков, как только мне удастся дать сильный и решительный толчок всем отрядам и лицам, мечтающим о борьбе с коммунистами. И когда я увижу планомерность поднятого в России выступления, а во главе движения преданных и честных людей, я перенесу свои действия на Монголию и союзные с нею области для окончательного восстановления династии Цинов, в чем я вижу меры борьбы с мировой революцией.
Будущее России, разбитой морально, психически и экономически до основания, ужасно и не поддается никакому прогнозу. Она единодушно восстанет всей своей массой против революционного духа. От западных государств ожидать теперь этого не приходится. Там стремятся лишь возможно более простым способом защищать от захвата революционными массами (силами капиталов и иного имущества, не входя в круг действий идей – вопросов морального свойства).
Отсюда вывод – революция одолеет и [произойдет] падение культуры – высшего продукта под натиском грубой, жадной и глупой черни, захваченной безумием революции и уничтожения, неизбежному процессу содействует, ускоряя, углубляя его –международное еврейство.
Философия их религии – око за око, зуб за зуб, проводится в жизнь, а принципы талмудических надстроек, говорящих о допустимости всех средств: лишь бы восторжествовал гонимый людьми-гоями Богом избранный народ, лишь бы он умножился подобно звездам на небе и песку морскому – дают евреям планы и методы действий в области разложения и разрушения народов и государств.
Переговорите об этих вопросах со старцем-философом и сообщите мне его мысли. Внимательно следите за деятельностью еврейских капиталистов в пределах вашей работы. Думаю, что вы скоро столкнетесь с этими вездесущими, хотя часто и невидимым врагом.
Прошу Вас воздействовать на Фу-Шана […], чтобы он послал мне опытного монгола дипломата, который крайне мне необходим. Я бы более всего желал иметь при себе Ц.Г. Нужен мне также срочно умный представитель от главы объединенных китайских магометан с директивами от него.
Необходимо через того же Фу-Шана повлиять на богатых князей, генералов-монархистов и купцов, чтобы они приобрели типографию и начали издавать хорошую газету, агитирующую за реставрацию монархии под скипетром Цинов» (Кузьмин-2004. С. 159-160).
Первые бумажные деньги Монголии (шестипроцентные краткосрочные обязательства Государственной Казны) номиналом в 10, 25, 50 и 100 долларов (официальная национальная валюта до 1925 г.) были выпущены в апреле 1921 г. при бароне Унгерне. Основные надписи были сделаны на монгольском языке старым письмом; другие – на русском и английском языках. На лицевой стороне – круг с 4 секторами: белого, синего, желтого и красного цветов с желтым центром. На обороте – изображения животных, напоминавших о традиционной для кочевых народов валюте: баран (10 дол.), бык (25 дол.), лошадь (50 дол.), верблюд (100 дол.). Банкноты были напечатаны литографским способом в Урге. После прихода к власти в Монголии коммунистов все краткосрочные обязательства были выкуплены и сожжены.
Лицевая и оборотная сторона банкноты в 10 долларов.
Приводим это весьма важное письмо по публикации, сделанной по оригиналу документа. Для всех предшествующих характерны искажения и сокращения некоторых фрагментов текста. Причины этого следует искать не столько в неточностях переводов, сколько в табу идеологического характера.
Документ демонстрирует знакомство Барона с книгами С.А. Нилуса, что мы видели и в опубликованном нами ранее ургинском сборнике пророчеств 1921 года.
Лицевая и оборотная сторона банкноты в 25 долларов.
Большой интерес представляет для нас адресат письма Барона. Известны его звание: подполковник; положение в момент отправки письма: военно-дипломатический агент генерала в Пекине; служба его в дивизии: командовал сотней при взятии Урги; а также инициал «К». Больше ничего: ни имени, ни происхождения, ни дальнейшей судьбы…
Скорее всего, речь идет о Евгении Виллимовиче Грегори, скончавшемся после 1928 г. офицере-востоковеде, выпускнике Восточного института во Владивостоке, в эмиграции жившем в Пекине: http://www.bfrz.ru/data/rus_nayk_zar_slovar_sorokina/rus_nayk_zar_slovar_sorokina_vostokovedu.pdf
Кое-что удалось почерпнуть из интернет-публикаций. В середине 1920-х полковник Е.В. Грегори служил инструктором артиллерии при штабе маршала Чжан Цзолиня, весьма влиятельного политика в Китае, с 18 июня 1927 г. являвшегося фактически президентом страны. Именно в этом году в Мукдене вышел русский «Словарь китайских военных терминов», составленный профессором Военной академии в Шэньяне (Мукден) Грегори.
Рассказывают, что в 1928 или 1929 гг. Евгений Виллимович покончил с собой, по слухам после того, как был разоблачен как советский агент: https://alter-vij.livejournal.com/150488.html
Действительно 4 июня 1928 г. был взорван поезд Чжан Цзолиня. Долгое время это приписывали японской разведке, однако, как выяснилось, то было дело рук чекистов, обезпокоенных поддержкой китайским деятелем русской эмиграции. Руководил операцией небезызвестный организатор такого рода ликвидаций Наум Исаакович Эйтингон (А. Колпакиди, Д. Прохоров «Внешняя разведка России». СПб. 2001. С. 398). Так что слух о причастности к убийству маршала Грегори вполне мог быть частью операции прикрытия.
Лицевая и оборотная сторона банкноты в 50 долларов.
Из второго письма Югоцзур-хутухте, настоятелю монастыря в Халхе (конец мая 1921 г.): «…Успех будет тогда, когда идея правды, чести и добра и делаемое нами должно совершаться не ради расчета, а во имя вечных непреложных идей торжества чистоты и святости религии и [нзб.] деятельности Богдо-Хана и Маньчжурского хана. Только во имя этих предвечных идей богоугодно жертвовать кровью своих единоверцев и лиц, хотя инаковерующих, но верных принципам истины и правды. Эти цели могут быть достигнуты только путем объединения всех ламаит-буддистов под властью Богдо-Хана и под покровительством Маньчжурского хана, как единого законного правителя народов Азии» (Кузьмин-2004. С. 169).
Лицевая и оборотная сторона банкноты в 100 долларов.
Богдо-Хану от 19 июля 1921 г. (перехвачено красными под Ургой): «…Узнав о положении дел […], мне чрезвычайно стыдно не только перед Богдо-Ханом, но перед последним простым монголом, и было бы лучше, если б поглотила меня земля. О том, что нужно делать в будущем, ведают только особы высокого происхождения, Мне, простому смертному, неведомо поведение Бога. Думая умом простого человека, полагаю, что занятие Урги красными войсками, весьма опасно для Богдо-Хана, Маньчжушри и других праведных чиновников. Наконец они [красные] всех ограбят и оставят нищими. Так они делают не только в России, но и в других многих государствах. А потому, по моему мнению, будет лучше, если Богдо-Хан на время переедет в Улясутай. […]
Богдо-Хан.
В настоящее время для меня лучше вступить в пределы России и увеличить свои силы надежными войсками, которые не будут поддаваться обману красной партии. Увидев это, красные, боясь быть отрезанными, наверное, вернуться обратно. Правительство Сухэ-Батора и другие будут легко ликвидированы, если не будет помощи красных.
Сущность и задачи красной партии знают немногие люди, а также немногие им верят. Эта партия является тайной еврейской партией, возникшей 3000 лет тому назад для захвата власти во всех странах и цели ее теперь осуществляются. Все еврейские государства тайно и явно пошли за ней – осталась только Япония.
По заветам нашего Бога, Он должен услышать мучения и страдания народа и разбить голову этого ядовитого змея. Это должно случиться в 3-м месяце этой зимы. Этот завет был дан свыше 2000 лет тому назад, а потому монгольскому народу осталось недолго ждать, кроме того, если всякий человек не будет заблуждаться и сумеет сохранить свои веру и обычаи, то Бог смилостивится над ним и не допустит распространения грабежей и насилий красных. Это видно из наблюдений над жизнью других народов, а потому монголов, не отдалившихся от [веры] и обычаев, Бог не оставит.
Настоящим подтверждаю перед Богдо-Ханом, что пока я буду жив, всегда буду следовать приказаниям Богдо-Хана и, не жалея жизни, буду ему помогать» (Кузьмин-2004. С. 182-183).
Стяг, предносимый перед Богдо-Ханом. Новый год. Урга. 1912 г.
Как утверждал Камиль Гижицкий, Богдо-Хан издал тайный приказ помогать войску барона Унгерна, а большевиков о перемещении частей дивизии вводить в заблуждение (Кузьмин-2004-2. С. 326).
Памятник Богдо-Хану (скульптор Л. Ганхуяг), открытый рядом с его музеем в Улан-Баторе 24 сентября 2020 г.: http://www.mongolnow.com/otkrytie-pa...v-ulan-batore/
По мнению полковника М.Г. Торновского, сам Богдо-Хан «один из немногих больших лам Монголии понимал угрозу безбожного большевизма, но, вероятно, понимал, что находится в числе меньшинства, и не рисковал встать в оппозицию к массам. […] Люди, жившие в Монголии в 1921–1924 гг., утверждают, что Богдо-гэгэн один из немногих остался верен генералу Унгерну, признавая его за истинного избавителя Монголии от векового китайского ярма. […] Лично Богдо-гэгэн для моления за успех о предприятии бога войны и предотвращения напастей на него, прикомандировал к штабу генерала Унгерна 5-6 лам-прорицателей, а земной бог Солнца Тери-Бюрет провожал Унгерна от Урги до р. Хара-гол» (Кузьмин-2004-2. С. 248, 251).
Продолжение следует.