«Оккультный Рейх» (начало)
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.
Василий ТРЕДЬЯКОВСКИЙ
История всегда пишется с точки зрения победителей.
Фридрих НИЦШЕ
Тексты, которые переводила Виктория Ванюшкина, пробудили в ней интерес к затрагиваемой во многих из них проблеме правых движений в Европе 1920-1930-х годов. Явление это, получившее у нас упрощенное (не лишенное идеологического ярлыка) название фашизма, на самом деле было сложным (по сути) и разнородным (по составу) движением. Это ясно хотя бы даже из разнообразных исторических названий этих движений в разных странах: национал-социализм в Германии, итальянский фашизм, испанский фалангизм, бельгийский рексизм, румынский гвардизм. Были еще глинковцы в Словакии, усташи в Хорватии, салазаровский вариант «Нового государства» в Португалии, «салашисты» в Венгрии, «айзсарги» в Латвии, лапуанская организация «Замок Финляндии», «Эстонская конфедерация Освободительной войны», литовский «Железный волк» и другие. Все эти движения, неоднородные и нетождественные друг другу, хотя и имевшие, разумеется, какие-то точки соприкосновения, подаются под одним общим названием. С окончанием войны слово «фашизм» было табуировано, хотя в Германии формально никакого фашизма не было, а существовал национал-социализм.
Из этой национал-социалистической шинели вышли такие вполне рукопожатные (и для наших и для западных элит) режимы, как насеровский Египет, хуссейновский Ирак, асадовская Сирия и, наконец, Ливия Муаммара Каддафи.
Современные исследователи всё это не могут не признать, однако, по сути, это ничего не значит. Как ни в чем не бывало, все они продолжают писать по-прежнему, что наглядно доказывает наличие соответствующего заказа на освящение этого всё еще не ставшего по-настоящему прошлым явления. Причем происходит это всё в обществе, объявляющим себя деидеологизированным и толерантным, то есть терпимым.
«Хотя в Западной Европе, – замечал Л. Дегрель, – такого фанатизма нет, там действуют тоньше, но, одновременно, и лицемернее. Никогда ни один крупная французская, английская или американская газета не опубликует статьи, в которой подчеркивались бы привлекательные или хотя бы просто созидательные – с точки зрения здравого смысла – аспекты фашизма или национал-социализма. Даже сама идея такой публикации кажется ересью. Тотчас поднимается крик о кощунстве».
Для того, чтобы разобраться во всей этой путанице, Виктории Ванюшкиной пришлось приложить немало усилий. Ненавистней всего ей были не ошибки, которые с кем же не случаются, а именно ложь – преднамеренное искажение действительности.
«Образ врага» и «враг» – не одно и то же. «Враг» – это некоторая данность, сущность. «Образ врага»… В самом слове «образ» напоминание о возможно искусственно созданной конструкции, об идеологии. При этом уровень восприятия его, как и всегда, зависел от внушаемости объекта пропаганды, степени самостоятельности мышления, интеллектуальных способностей и, наконец, даже вкуса.
Одной из ипостасей «образа врага» являются такие хорошо известные пропагандистские клише, как «оккультный фашизм», «оккультный мессия», «оккультный рейх».
Заметную роль в разоблачении этого идеологического бреда, наряду с другими исследователями, сыграла В. Ванюшкина. «Мы искренне благодарим Викторию Ванюшкину, – писал в специально посвященном разбору этой проблемы труде историк Д. Жуков, – за эксклюзивный перевод книги Зеботтендорфа “Прежде чем пришел Гитлер” и за превосходные переводы работ итальянского мыслителя Юлиуса Эволы, которые оказали нам неоценимую помощь в деле развенчания “оккультного мифа”» (Жуков Д. Оккультизм в Третьем Рейхе. М. 2006. С. 7).
Кстати говоря, последний в переведенной Викторией работе «Критика фашизма: взгляд справа» четко формулировал: «Фашизм подвергся процессу, который с полным основанием можно назвать мифологизацией. Поэтому отношение к нему большинства носит скорее эмоциональный и иррациональный, чем интеллектуальный и критический характер. […] Создавая свой миф, они умышленно подчеркивают лишь наиболее спорные стороны фашизма с целью его дискредитации и разжигания ненависти к любым его проявлениям».
За всеми этими «оккультными» понятиями, как мы покажем далее, нет никакого реального содержания. Они несут один только пропагандистский заряд. А потому хорошо бы понять, кто и когда их создал, какой смысл вкладывали в это сочинители мифов.
В одной из работ еще 1927 г. известный немецкий ученый-расолог Ганс Гюнтер предостерегал от «фантазий на германские темы», распространяемых, по его словам, «определенными кругами»: «Такие группы носятся с бредовыми фантазиями, вроде выдумок Гвидо фон Листа и его “учеников”. Для науки всё это просто оскорбительно, и в конце концов будет выставлено на посмешище, но игры с нелепостями для “особо посвященных” продолжают привлекать умы отдельных людей с соответствующей предрасположенностью» (Гюнтер Г. Избранные работы по расологии. М. 2002. С. 92).
Как мы увидим далее из нашего обзора, большинство авторов, писавших об «оккультном фашизме», были либо французами, либо англичанами, так или иначе связанными с британскими спецслужбами. Заметную часть их составляли евреи. Интересно, что наибольший успех эта пропаганда имела во Франции, что свидетельствует либо о хрестоматийной «легкомысленности» французов, либо о том, что атака эта почему-то первоначально была нацелена именно на Францию.
Первооткрывателем «оккультной» теории был французский писатель Эдуард Саби, издавший в 1939 г. в Париже книгу «Гитлер и оккультные силы». В ней он утверждал: «Следует повторить еще раз: Адольф Гитлер – медиум. Люди нашей эпохи, деформированные материализмом, могут прийти в замешательство от его странных действий. Посвященные в оккультные науки не удивятся. То, что кажется странным для профана, абсолютно ясно для посвященного».
В 1940 г. германская тайная полиция арестовала безответственного писаку. После проведения следствия последовал суд и приговор: год тюрьмы за антинемецкую пропаганду. Нетрудно представить, что ожидало бы того, кто, посмел бы написать что-либо подобное о Сталине, попади он в руки НКВД.
В 1945 г. вышедший из заключения (не замученный) Э. Саби выпустил второе издание книги под еще более хлестким (бояться уже было некого) заголовком «Нацистский тиран и оккультные силы». В предисловии он писал: «Война кончается. Париж освобожден. Но остается еще поле битвы, где за мир борются Добро и Зло, Правда и Ложь, Христос и Антихрист. Нам еще придется страдать, и чтобы понять это, прочтите эту книгу. Она поможет вам понять смысл той драмы, которая развернулась на ваших глазах... Язычество и грубая сила были возведены в ранг религии. Этого добился Гитлер, и это его погубило. Только социальная справедливость откроет эру всеобщего братства. Победить – это не все. Надо победить самого себя. Мiром должны править моральные законы, тогда человечество будет спасено».
А вот уже наши дни. Ноябрь 1992 г. Журнал «Вокруг света». Статья занимающегося парапсихологией доктора биологических наук И.В. Винокурова. «Об оккультном феномене рейха со времени выхода в свет первого издания книги Э. Саби и до наших дней, – утверждает он, – написано совсем немного. Складывается впечатление, что эта сторона дела как бы специально замалчивается!»
Но так ли это?
Практически одновременно с книгой французского писателя вышли писания Германа Раушнинга (1887–1979), переведенные чуть не на все языки мiра и до сих пор служащие основными источниками «оккультной теории»: «Говорит Гитлер» (1939), «Революция нигилизма» (1939), «Голос разрушения» (1940), «Зверь из бездны» (1940), «Время исступления» (1946).
Среди историков их автор получил прозвище «Данцигский мистификатор». Раушнинг был членом НСДАП с 1932 г., в 1933-1934 гг. занимал пост президента сената Вольного города Данцига. Он действительно встречался с Гитлером, но только не «более ста раз», как он утверждал впоследствии, а всего лишь четыре раза, да и то в присутствии других лиц. В 1934 г., «разочаровавшись в национал-социализме», Раушнинг выехал в Швейцарию. Там он сразу же сошелся с эмигрантами из Германии еврейского происхождения. Те, в свою очередь, свели его с антифашистским активистом Имре Ревесом, возглавлявшим антигерманскую пропаганду в мiровой печати и состоявшим в тесном контакте с Черчиллем и «военной партией» в Лондоне. Предоставив в распоряжение Раушнинга обширный штат литературных сотрудников и переводчиков Ревес содействовал выходу в 1939 г. книги «Гитлер сказал мне. Доверительные сообщения фюрера о его планах завоевания всего мiра». Изданная сначала в Лондоне, в кратчайшие сроки она огромными тиражами была напечатана еще в 20 странах Европы и Америки. Вскоре вышли и другие книги этого немецкого эмигранта, которые его соотечественник, известный историк и мыслитель Кристоф Линденберг оценивал, как «военную пропаганду».
«Данные Раушнинга, – отмечает современный биограф Гитлера Вернер Мазер, – базируются на стилизованной оценке имеющихся второстепенных источников и для исторического исследования абсолютно не представляют ценности». Окончательную точку в вопросе о писаниях Раушнинга поставил в 1983 г. швейцарский историк Вольфганг Хэнель, разоблачив его как заурядного фальсификатора.
Однако, к сожалению, лжесвидетельства этого мистификатора, работавшего под руководством британских спецслужб (в конце 1930-х он и вовсе переехал в Англию), были использованы на Нюрнбергском процессе, как «доказательства» виновности национал-социалистического руководства Германии.
О дальнейшей судьбе самого Раушнинга известно мало: в 1948 г. он выехал в США, занимался в штате Орегон фермерством. А вот книги его издаются и до сих пор. В предисловии к ним читателям, как правило, не сообщают, что верить тому, что в них написано, нельзя, что всё это не более, чем оружие британской военной пропаганды.
Продолжение следует.