sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Categories:

ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (15)


Путешествие Онегина. Иллюстрация художника П.П. Соколова (1826–1905) к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1891 г.


Фотографии Митрополии в Кишиневе публикуются нами по:
http://oldchisinau.com/zdaniya-i-pamyatniki/ischeznuvshie-zdaniya-kishinyova/mitropoliya-kompleks/
https://locals.md/2017/ischeznuvshie-zdaniya-kishinyova-tserkov-arhangelov-mihaila-i-gavriila/



Невидимые нити (продолжение)


Предварительные условия мира с Турцией, по которой к России отходила восточная часть Молдавского Княжества, на которую совершенно произвольно было распространено название одной лишь ее небольшой части – Бессарабии, были подписаны в Бухаресте 4 мая 1812 года. Окончательная ратификация договора произошла лишь 19 июля – месяц спустя после перехода Наполеоновской армией Немана. Вот почему Император Александр I называл впоследствии этот мир Богодарованным.
Не всё, однако, было просто на самой границе. Там происходило то, о чем писал в своей книжке 1813 г. отец Петр Куницкий. «Доходят до меня сведения, – писал в сентябре 1812 г. сенатор В.И. Красно-Милашевич, – что некоторые неблагонамеренные бояре стараются в новоприобретенной части народ привести в безпокойство и нерешимость и заставить переселяться на правый берег Прута на молдавскую сторону, для чего употребляются различные ложные внушения и истолкования о невыгодности жить под Российским правительством, сказывая, что там простой народ находится в рабстве, обременяется всякими платежами и повинностями, и прочее тому подобное […] Бояре это делают единственно для собственных своих видов и пользы…»



Василий Иванович Красно-Милашевич (1752–1820) – киевский губернатор, сенатор (1801), действительный тайный советник (1808). В 1810-1812 гг. председательствовал в Диванах Молдавского и Валашского Княжеств. Обустраивал администрацию присоединяемой к России Бессарабии. Приводимый нами портрет его хранится в запасниках Русского музея в Петербурге.

Между тем французы заняли Москву, турецкие войска расположились лагерем вдоль Прута, а по Бессарабии прокатилась страшная чума. Народ массово – семьями и целыми селениями – уходил за Прут. «Не знали, – писал протоиерей Куницкий, – что делать и куда обратиться» («Херсонские Епархиальные Ведомости». 1816. № 18. С. 89).
Сам священник вместе с Митрополитом Гавриилом и немногими другими его сотрудниками перебрались в это время из Ясс в Кишинев. Владыка, составивший проект учреждения на присоединенных землях новой епархии, подробно проинструктировал отца Петра перед очередной его поездкой в Петербург.



Фрагмент плана Кишинева 1800 г.

Благодаря сохранившейся переписке, которую они вели в марте-апреле 1813 г., видно, какие проблемы больше всего интересовали Архиерея.
«Радуюсь, – сообщал митрополит Гавриил в письме от 27 апреля, – что Вы прибыли в Петербург и находитесь здоровы… Извещаю Вас, что я с Божьей помощью начал уже строение митрополитанского дома, основавшись на уверениях его сиятельства, князя Александра Николаевича [Голицына[, что и Святейший Синод с предположениями моими, касательно устроения в городе Кишиневе митрополитанской кафедры, согласен и Всемилостивейший Государь Император для Высочайшего утверждения сих предположений ожидал только по сему предмету отзыва от здешнего господина губернатора, каковой отзыв давно уже послан. И хотя я надеюсь начатое строение сие окончить одними кветковыми деньгами, при помощи добрых наших епархиальных обывателей, кои сами вызываются на то; однакож, за всем тем, крайнюю имею нужду в подводах для вывоза камня и леса. Подводы сии мог бы мне доставить здешний господин губернатор из прилежащих к Кишиневу селений.



Первоначальное здание Митрополии в Кишиневе.

Я уверен, что ежели благодетельный наш князь Александр Николаевич благосоизволит со стороны своей обозваться к нему по сему предмету, то господин губернатор, обрадованный отзывом таковой высокопочтенной особы, без сомнения будет оказывать мне по просьбам моим более и более пособия в деле сем…
Доведите немедленно вышесказанные обстоятельства до сведения его сиятельства и просите, чтобы он не отказал нам в сей милости и не оставил сделать помянутый отзыв к господину Стурдзе. Я особо писать об этом к его сиятельству не смею, а надеюсь, что Вы, по усердию своему ко мне, постараетесь и сию порученность выполнить с успехом.
Впрочем, отец протоиерей, Вам самим довольно известны наши нужды; Вы знаете, что я с трудом удерживаю при себе штат мой, единственно обнадеживая получением из Святейшего Синода утверждения на представление мое.
Киприяновского монастыря я еще не принял и доходами оттуда никакими не пользуюсь до получения из Святейшего Синода указа. Монастырь сей хотя состоит и в долгах, но ежели Бог даст получить мне его, то я надеюсь, при доброй экономии, и долги в скорости без великого затруднения выплатить и дом свой содержать из доходов его.
Архимандрит Анфим, сей хитро-коварный грек, живет доселе в Яссах и уже не немотствует, но говорит очень ясно и действует заодно со всеми угнетателями нам преданных, из коих угнетателей первый есть митрополит Вениамин».
Поставленных митрополитом Гавриилом во время войны, при Русской администрации духовных лиц действительно преследовали в Княжестве после вывода Русской армии, подвергая разного рода лишениям.
Митрополит Молдавский Вениамин (Костаки, 1768–1846), о котором идет речь в письме, происходил из древней боярской семьи Болдуров. Избранный в 1803 на Молдавскую и Сучавскую кафедру, он занимал ее в течение сорока лет с перерывами, связанными с Русско-турецкой войной и Этерией. В 1807 и 1821 гг. он был некоторое время даже Наместником Господаря.
Особое внимание Преосвященный Вениамин уделял народному просвещению, которому старался придать национальное румынское направление, основав в 1803 г. в Яссках упоминавшуюся нами ранее Сокольскую семинарию, а в Нямецком монастыре – типографию.
Провозгласив в 1806 г., в самом начале Русско-турецкой войны: «Истинное счастье сих земель заключается в присоединении их к России», – после отторжения по Бухаресткому миру восточной части Молдавского Княжества, он поддержал протест ясского Дивана от 26 октября 1812 г., поспособствовав посылке его на рассмотрение Венского Конгресса. Однако поскольку роль Императора Александра I в разгроме Наполеона была огромна, вопрос этот там даже не рассматривался.
Анархия, разбой и грабежи, развязанные Этерией 1821 г., вынудили его бежать из Молдавии. Убежище Владыка Вениамин нашел в Бессарабии. В Княжество он вернулся только после установления там спокойствия; скончался в монастыре Слатина, где и был погребен. В 1886 г. останки Митрополита были перенесены в новый кафедральный собор в Яссах.



Митрополит Вениамин (Костаки).

Вскоре преследовавшиеся за Прутом близкие Экзарху Гавриилу духовные лица смогли покинуть Молдавию и устроиться в Бессарабии; некоторые из них получали впоследствии даже пенсии.
21 августа 1821 г., находясь в Теплице, Император Александр I утвердил доклады Св. Синода об учреждении в Бессарабской области новой епархии (с включением в нее Тирасполя, Очакова и Одессы), назначив Преосвященного Гавриила Митрополитом Кишиневским и Хотинским с сохранением прежнего звания – Экзарх Святейшего Синода.
За неделю до этого протоиерей Петр Куницкий получил алмазные знаки ордена Св. Анны 2-й степени. За «способность и деятельность в исполнении поручений, начальством на него возложенных», – говорилось в Царском рескрипте. Митрополит исхлопотал также своему посланцу дворянское достоинство и земли в Тираспольском и Одесском уездах.
По возвращении в Кишинев отец Петр был назначен Первоприсутствующим в Митрополичьей Дикастерии, став также кафедральным протоиереем.



У старого собора в Кишиневе. Рисунок Петра Кичику. 1938 г.

Первоначально Митрополия формировалась вокруг старого кафедрального собора – такой статус вплоть до освящения в 1836 г. нового имел возведенный в 1802-1806 гг. на месте уничтоженной в 1739 г. во время Русско-турецкой войны церкви Святителя Николая XVII века храм Архангелов Гавриила и Михаила.


Памятная доска со сведениями о строительстве храма Архангелов Гавриила и Михаила, вмурованная в стену церкви.

Именно в ней жители Кишинева присягали на верность Императору Александру I. Тут несколько лет спустя молился и Сам Государь. Здесь служил Митрополит Гавриил, а потом и его преемники…
Любимым детищем Митрополита Гавриила была Духовная семинария, указ об учреждении которой он издал еще 30 сентября 1812 г. Устроить он ее хотел по образцу Киевской, полный курс в которой составлял восемь классов. Воспитанники должны были изучать Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, катехизис, риторику и философию, а также латинский, греческий, славянский, молдавский и русский языки.
Разработку программы Владыка поручил о. Петру, назначенному ректором семинарии. Остальной преподавательский состав был набран также из тех, кто окружал Экзарха еще в Дунайских Княжествах.
Префектом и учителем грамматического класса был назначен Иван Нестерович, а учителем приготовительного класса и экономом – Исидор Гербановский. (Первый стал впоследствии Архиереем, второй – выпускник Киевской академии, в 1810 г. преподавал в народной школе в Яссах, впоследствии был протопопом в Бендерском уезде, настоятелем кафедрального собора в Кишиневе, законоучителем Ришельевского лицея в Одессе, где он и скончался. Его сын Николай Гербановский (ок. 1815 – ок. 1880) – известный русскоязычный бессарабский писатель).
Уже в октябре 1812 г. к началу занятий всё было готово, не было только подходящего помещения. В январе 1813 г. отец Петр подал на имя Преосвященного рапорт с предложением до постройки собственного здания нанять две комнаты в доме полковника Грабовского. Осмотрев их, Владыка принял решение об открытии семинарии, состоявшееся 31 января. Торжественный акт начался с Божественной Литургии и молебна в кафедральном соборе.



Старый собор. Снимок начала 1920-х гг.

Первым ученикам семинарии было от восьми до двенадцати лет. С 1813 по 1823 гг. здесь получили образование около полутора тысячи человек, в том числе 850 детей из духовного сословия и 650 светских. В 1816 г., по желанию бессарабского дворянства, при семинарии был учрежден Благородный пансион, преемником которого была учрежденная в 1834 г. гимназия.
Нанятый для семинарии дом уже к 1815 г., «по крайней ветхости и по тесноте своей», не отвечал своему назначению, да к тому же он «был даже опасен, грозя разрушением» в любую минуту. За помощью Митрополит обратился к губернатору и к частным жертвователям (к числу наиболее усердных относился и он сам).
Вот как описывает комплекс зданий Духовной семинарии и Митрополии, воздвигнутых уже ко времени приезда в Кишинев Пушкина биограф Преосвященного Гавриила – Авксентий Стадницкий (сам впоследствии митрополит):
«…В скором времени на новом месте, бывшем под буграми и кустарниками, появилось прекрасно двухэтажное здание семинарии с флигелями для учителей, для бурсы, для “благородного пансиона” при семинарии, для больницы и прислуги. И тут же рядом красовалось обширное архиерейского дома с церковью и флигелями: для дикастерии, типографии и т.п., с обширным парком. […]



Один из домов старой Митрополии. Вид со двора. 1930-е годы.

Приискание и планировка местности для Митрополии с семинарией при ней показывают в Гаврииле необыкновенный технический талант. Для построения их он выбрал местность, находившуюся в версте расстояния от города, на горной покатости, с западной его стороны. Местность эта в то время была покрыта высокими буграми от 3-х до 7 сажен и заросла кустарником.
Все эти вековые наросты на гористой почве были срыты и снесены, и вся местность не для одной уже Митрополии, но и для имеющего образоваться нового города, Митрополитом распланирована, и можно положительно сказать, что Кишинев своим преобразованием из бывшего доселе местечка Кишла-ноу в обширный благоустроенный город обязан митрополиту Гавриилу. В настоящее время так называемая Митрополия, консистория и семинария занимают центральное положение в городе, служа украшением его».



Здание семинарии с 1817 г. до перестройки его в 1862 г. Справа – семинарская церковь, появившаяся в 1862 г.

Находившийся во время переезда в Бессарабию при Экзархе очевидец так описывал возникновение Митрополии: Преосвященный Гавриил «в сентябре месяце [1812 г.] переместился в Кишинев со всем штатом своим. Толь знаменитый муж помещался здесь в самом тесном домике, снося все невыгоды. Но дух его не мог быть стесненным. Он […] немедленно начал мыслить о построении Архиерейского дома, семинарии, типографии и прочих строений.
Приготовив часть нужных для сего материалов и получа в 1813 году со своими благонамеренными предначертаниями, по докладу Святейшего Синода, Высочайшее утверждение образования Кишиневской епархии, он начал производить в 1815 году весною строения, не требуя ничего от казны. Усердие и любовь жителей всякого звания и состояния к Святительской особе его и собственные пожертвования всем достоянием, а затем занятые из казны 50 000 левов, кои в бытность в Кишиневе Всемилостивейшего Государя подарены, были причиною, что на возвышеннейшем и самом лучшем месте Кишинева явилась Митрополия и семинария со службами, кладязями и садами, что вместе составило род некоего замка или особенного города.
Сверх сего Высокопреосвященный Гавриил в семи верстах за городом завел виноградные сады и рощу и при них построил небольшой дом для летнего отдохновения и нужные службы, предположив вскоре выстроить там же приличные для летнего Архиерейского пребывания дом и всё нужное для виноградных садов, а в Киприановском монастыре, где покоится тело его, воздвиг огромную […] каменную церковь и украсил ее самым приличнейшим образом» («Отечественные Записки». СПб.1821. Ч. 7. Кн. 15. С. 89-90).



Одновременно с Архиерейским домом была построена Покровская церковь, существенно перестроенная в 1892 г. Этот снимок сделан в 1889 г. до этих работ.

В вышедшем в 1816 г. «Описании Бессарабской Губернии» известный русский писатель, путешественник, издатель и пушкинский знакомый Павел Петрович Свиньин (1787–1839) следующим образом представлял своим читателям кишиневскую Митрополию:
«Митрополия основана в 1815 году Преосвященным митрополитом Гавриилом на пустом месте и ныне состоит из следующих зданий: посреди большого двора, обнесенного каменною стеною, митрополитский дом, длиною 27 и шириною 8 сажень; при нем домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Засим следует с восточной стороны 1) дом для викарного епископа на саженях длины и ширины; 2) флигель для помощников и псаломщиков; 3) амбар для съестных припасов братии, с погребом; 4) флигель для духовника и крестовых иеромонахов и иеродьяконов; 5) корпус для типографии с потребными кельями для управляющего типографиею и работников, подле него флигель для братской трапезы, кухня и хлебная с кельями для поваров и хлебников; близ них черный двор, где находятся конюшни, два каретных сарая и два небольших флигеля, один для переплетной, а другой для разных мастеровых.
С северной стороны: 1) флигель, в котором помещается в разных удалениях дикастерия со своей канцелярией и архивом, казначейство, экономическое правление и эконом со своим помощником письмоводителем.
В том же ряду отдельно: 2) амбар для съестных припасов и другой собственно для митрополитского стола, с погребом, а далее к северо-западу кухня и хлебная архиерейская.
Все сии строения каменные, иные с деревянной, некоторые с черепичной крышей. Сверх сих строений благодетельный Екзарх предполагает выстроить близ митрополии особенный двор с гостиницею для постоя священно- и церковнослужителей, приезжающих в город по каким-либо делам… Кроме того, учреждается при митрополии больница и выстроятся бани».



На этом и двух следующих снимках запечатлены постройки старой Митрополии, ныне уже не существующие.

Посетивший Кишинев летом 1821 г. англичанин Эдвард Хендерсон в книге, вышедшей в Лондоне в 1826 г., так передавал свои впечатления: «Кишинев, который несколько лет тому назад был всего лишь незначительной деревушкой, приобрел за последнее время определенное значение, будучи местом пребывания правительства (Бессарабии) и резиденции Экзарха и других высоких представителей молдавской, сербской и армянской церквей. […] Отдельно от остальной части города расположен большой зеленый квартал с каменными строениями, находящимися на расстоянии друг от друга; некоторые из этих зданий, такие, как резиденция Экзарха, правительственные учреждения и др., имеют величественный и внушительный вид» (О. Губарь «Кишинев в 1821 году» // «Кодры». Кишинев. 1993. № 4. С. 238).



А вот как описал это место в дневниковой записи от 4 апреля 1822 г. состоявший при Наместнике член Попечительного комитета об иностранных колонистах Южной России князь П.И. Долгоруков: «Митрополия есть, так сказать, домашняя архиерейская. Она составляет часть его дома. Одна деревянная колокольня, несколько каменных флигелей, большие два двора, сад и каменная вокруг всего ограда дают сему подворью вид монастырский. Все эти строения расположены на пространном возвышении, с которого видны от Кишинева токмо кровли больших домов и некоторые церкви. С левой стороны прилегает большой каменный дом, в котором расположена семинария, и публичный сад, а с правой дорога идет к Аккерманской заставе. Собор или русская церковь находится в средоточии самого города, выстроена на манер немецкой с одною колокольнею и над престолом нет купола» (П.И. Долгоруков «35-й год моей жизни или два дни вёдра на 363 ненастья» // «Звенья». Т. IX. М. 1951. С. 63).



Чтобы оценить вклад Митрополита Гавриила в формирование облика Кишинева, приведем вот этот панорамный снимок, выполненный в 1889 г. фотографом П.М. Кондрацким с колокольни нового собора. Построек, возведенных до 1821 г., на ней немного: с того времени некоторые здания изменили свой облик, появились новые постройки, но всё же идея, заложенная Владыкой, осталась неизменной. Замысел подкорректировали, но не смогли всё же похоронить окончательно ни подрывы зданий при отступлении в 1941-м, ни бомбардировка перед занятием города в 1944-м, ни варварские разрушения мирного времени:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/161924.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/162211.html




Еще в 1913 г. в старом здании Митрополии с открытой галереей и дорическими колоннами – одной из первых построек Митрополита Гавриила, служившей ему резиденцией, – был открыт первый в Кишиневе музей – Бессарабского историко-археологического церковного общества, уничтоженный в июле 1941 года…


Издательская обложка описи экспонатов музея («Opisul obiectilor ce se păstrează în Museul Societăţii istorico-arheologice bisericeşti basarabene din Chişinău». Chişinău. 1924) и его организатор и первый директор Иосиф Михайлович Пархомович (19.3.1846–24.1.1932) – сын священника, выпускник, а потом преподаватель Кишиневской духовной семинарии, автор трудов по церковной истории Бессарабии.


В советское время историческое здание Митрополии, как и первый кафедральный собор Кишинева – храм Архангелов Михаила и Гавриила – безжалостно стерли с лица земли.
«…Осенним утром 1955 года к храму пригнали технику и приступили к его сносу. Несмотря на почтенный возраст, здание даже не дрогнуло от первых ударов.
“Я шла в школу, – вспоминает Людмила Шевченко, жительница Кишинева, – и вдруг возле церкви увидела настоящий танк, который делал непонятные движения. Набрав скорость, он налетал на храм, пытаясь протаранить стены. На другой день, идя той же дорогой, видела, что, несмотря на зияющие провалы в стенах, церквушка все еще стоит. Несколько дней моя набожная бабушка, следившая за развитием событий, рассказывала, как власти сражаются с церковью”.




Архитектор Г. Босенко тоже был свидетелем крушения храма: “Его так качественно построили, что рабочие не могли расшатать стойки, на которых крепился колокол. Обвязав тросами каждую стойку, они рванули тягачом. Тросы здание разрезали, как ножом, стены сели, но не рухнули. Так по слоям их и кромсали… ”



Церковь и прилегающие строения были снесены в 1955 году, уже после прокладки Центрального Луча (проспекта Молодёжи, бул. Ренаштерий, бул. Григоре Виеру).
На месте снесённой церкви был построен кинотеатр “Москова” (позже в этом же здании располагался одноимённый развлекательный ночной клуб, после – театр Е. Ионеско).
Говорят, в подвалах бывшего кинотеатра сохранился фрагмент кладки старого Собора»:

https://locals.md/2017/ischeznuvshie-zdaniya-kishinyova-tserkov-arhangelov-mihaila-i-gavriila/


Продолжение следует.
Tags: Александр I, История Бессарабии, История Румынии, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments