sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Categories:

ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (1)



Выкладываю начало обещанной ранее первой пушкинской серии материалов из моего архива с исправлениями и дополнениями, а также написанными специально для этой публикации предисловием и двумя вступительными главами.




«Приди, о друг, дай прежних вдохновений.
Минувшею мне жизнию повей!..
Не могу изъяснить тебе моего чувства при получении твоего письма. Твой почерк, опрятный и чопорный, кишиневские звуки, берег Быка, Еврейка, Соловкина, Калипсо. Милый мой, ты возвратил меня Бессарабии! я опять в своих развалинах – в моей темной комнате, перед решетчатым окном или у тебя, мой милый, в светлой, чистой избушке, смазанной из молдавского - - - - -. Опять рейн-вейн, опять Champan, и Пущин, и Варфоломей, и всё...»

Из письма А.С. Пушкина Н.С. Алексееву
1 декабря 1826 г.


При дороге на Днестре (начало)


Вкус к пушкиноведению возник у меня впервые во второй половине 1970-х во время недолгого, но навсегда врезавшегося в мою память, ставшего существенной частью моей жизни, пребывания в Молдавии.
Странно, конечно, что это не случилось раньше, когда каждое лето, да и вообще, когда выдавалось хоть какое-то свободное время, жил я у бабушек в Подмосковье в подмонастырской слободе Саввино-Сторожевской обители, которую не раз навещал поэт, оставив в память этого стихи:

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.



Монах. Рисунок А.С. Пушкина к стихотворению «Отцы пустынники и жены непорочны» (1836).

Рядом – Захарово, с которым связано его детство. Чуть подальше – Большие Вяземы, следы которых сохранились в «Борисе Годунове» и Пиковой Даме».
Казалось, чего уж боле… Но именно Криуляны на Днестре, на родине моей супруги, где после прокатившегося здесь в годы второй мiровой войны огненного вала, не осталось буквально камня на камне, высекли ту искру…
Моя жена Тамара привела меня в редакцию районной газеты, где когда-то сама, будучи еще школьницей, подрабатывала летом.



На втором этаже этого здания располагалась редакция газеты.

С этого началась моя журналистская карьера, счастливо соединившаяся с моим интересом к истории.
Новые места и люди, земля с неведомым мне прошлым – со всем этим мне непременно хотелось познакомиться, узнать.



Редактор Криулянской районной газеты «Победитель» Мария Филипповна Анашкина (справа) была человеком «политически и идеологически выдержанным», но, мягко говоря, с большими пробелами в образованиями, а потому и легкоуправляемой партийным начальством. Свою карьеру она, когда-то трактористка, начинала комсомолкой-активисткой в Приднестровье. Ее левобережный молдавский шокировал даже немолдаван и лучше любых книг или статей демонстрировал суть процессов протекавших в Молдавской Автономной ССР в предвоенную пору. Нелегко приходилось порой нам с ней, а ей – с нами…

Помню как поразила меня необыкновенная красота долины реки Реут с пещерным монастырем с сохранившимися старинными надписями, сообщавшими, что здесь однажды зимовали казаки гетмана И.С. Мазепы.


У входа в пещерный монастырь в Бутученах. Лето 1979 г.

Другим запомнившимся мне местом было расположенное неподалеку село Машкауцы с одной из немногих не закрытых в то время церквей, в которой летом 1978 г. мы крестили нашу старшую дочь Руксанду (Александру)…


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Машкауцах. Крестил нашу дочь священник Александр Ротару, в прошлом механизатор, погибший в аварии в 1990 году.

В церковном дворе, где в тот день проходило крещение, было многолюдно. Атака на Церковь коммунистического режима шла безостановочно: власть, время от времени ослабляя удавку, при первой возможности вновь прибегала к всевозможным, часто самым диким ограничениям.
Действующих храмов в районе на ту пору было крайне мало. На Пасху представители райкома партии с группами актива разъезжались по храмам, стыдя пришедших туда колхозников и рабочих совхозов. Хуже всего приходилось замеченным там учителям и служащим: их брали на карандаш. Время от времени просматривали и записи в книгах крещений и венчаний в церквах. Машкауцкий священник не всех вносил в список, а потому к нему и шли гораздо охотней, нежели к другим…
Доходило и до повторений варварства 1920-1930-х годов в России. Так в мою бытность в Криулянах, летом 1979-го (или 1978-го) взорвали давно закрытую церковь Святой Параскевы в соседнем селе Слободзея-Душка. Для успокоения населения пустили молву, что камень, мол, пустят на строительство школы. Ничего подобного, конечно, не произошло.
Пользуясь случаем, публикую сохранившиеся в моем архиве снимки, запечатлевшие этот акт коммунистического вандализма.



Храм Святой Параскевы после взрыва.


Еще до рождения дочки, бывая в Машкауцах, приметил я в Покровском храме выгравированные стихи, подписанные Ионом Сырбу (1830–1869), как оказалось местным помещиком и поэтом. Заметив интерес, указали мне и его могилу на расположенном неподалеку от церкви местном кладбище.
Вскоре, оказавшись на месячных журналистских курсах в Кишиневе, пошел я в архив, где обнаружил материалы об этом полузабытом поэте, написав сначала серию статей для районной газеты, а потом и для кишиневского русскоязычного журнала писателей Молдавии «Кодры». С этого собственно я и веду отсчет моих историко-литературных занятий.



Начало моей первой публикации («Кодры». 1980. № 1) и обложка второй моей книги «Пером и мечом сотруждаяся…» (Кишинев. «Штиинца». 1990) с расширенным очерком о поэте Ионе Сырбу.


На прошедших в январе 1980 г. юбилейных мероприятиях, посвященных 150-летия поэта, в Машкауцах и Криулянах от приглашенных на них литературоведов я впервые узнал о бессарабском историке и пушкинисте Георгии Гавриловиче Безвиконном (1910–1966), а вскоре получил бухарестский адрес его вдовы Татьяны Александровны, завязал с ней переписку, завершившуюся в январе 1984 г. поездкой по ее приглашению в Румынию и работой в личном архиве Г.Г. Безвиконного, как оказалось буквально за несколько месяцев до ее кончины:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/157273.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/216255.html



Долина реки Реут у Машкауц.

Где тот архив и библиотека сейчас – неведомо, но выписки из него и некоторые материалы с тех пор находятся у меня…
Так, отталкиваясь от того, что окружает тебя и при этом связывает с отдаленной большой историей, создается – петелька за петелькой – новая ткань с неведомым до времени единым рисунком.



Продолжение следует.
Tags: А.С. Пушкин, Безвиконный Г.Г., История Бессарабии, Мемуар, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments