sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Category:

РЕВОЛЮЦИЯ И ТЕРРОР: ВЗГЛЯД ИЗ ЕВРОПЫ (3)


Бои в Москве. Фрагмент иллюстрации из французского журнала 1906 г.


Комментарии к коллекции журнальных вырезок


Красный политический террор в России начался в Царствование Александра II. Кульминацией его стало цареубийство, однако оружие революционеров было направлено и на ближайших сотрудников Государя.
Цель была запугать власть, парализовать ее волю, свалить и завладеть ею.
Отражение этого явления в западноевропейской прессе (по крайней мере, как это можно судить по рисункам, сопровождавшим публикации) не оставляет, как мы уже отмечали, сомнений в том, на чьей стороне были их авторы.
Одно из событий, к которому было приковано особое внимание, являлось безусловно покушение Веры Засулич, стрелявшей 24 января / 5 февраля 1878 г. в Петербургского градоначальника генерала от кавалерии Федора Федоровича Трепова (1809–1889). В конце марта преступница была, как известно, оправдана судом присяжных, что вызвало чрезвычайный энтузиазм либеральных кругов русского общества и подбадривание с Запада.



Покушение Веры Засулич на столичного градоначальника генерала Ф.Ф. Трепова. Рисунок из французского журнала 1878 г.

Не был удостоен сочувствия даже известный своим либерализмом и попустительством радикалам министр внутренних дел генерал-адъютанта М.Т. Лорис-Меликов (1824–1888), на которого столь же безрезультатно покушался 20 февраля / 3 марта 1880 г. Ипполит Млодецкий. Правда, на сей раз сам террорист был все-таки повешен.


Карикатура на графа М.Т. Лорис-Меликова после получения известия о цареубийстве на обложке венского юмористического еженедельника «Die Bombe» от 20 марта 1881 г.

С тех пор революционный террор то затухал, то вновь разгорался.
Началу Смуты Пятого года предшествовали несколько терактов.
Одним из наиболее громких было убийство 15/28 июля 1904 г. в Петербурге министра внутренних дел Вячеслава Константиновича фон Плеве (1846–1904).




Его убийца эсер Егор Сазонов (1879–1910) был схвачен на месте, предан суду.
Приговорили его к безсрочному содержанию в каторжной тюрьме. Убийца отбывал наказание в Шлиссельбургской крепости, Бутырской тюрьме и Нерчинских рудниках. В конце 1907 г. преступника перевели в Зерентуйскую тюрьму, где режим был более свободным.
Однако именно там Сазонов покончил счеты с жизнью, приняв 27 ноября / 10 декабря 1910 г. яд. Так на деле была применена догматика эсеровского социализма, заповедью которого стало: «Убивший, да убьет себя!».



Егор Сазонов после самоубийства. Фотография из французского журнала 1911 г.

А градус всё повышался. В конце концов, дошло и до убийства Царского дяди – Великого Князя Сергея Александровича (1857–1905), женатого на сестре Государыни.
Августейший Московский генерал-губернатор был убит в Кремле 4/17 февраля 1905 года.



Убийство Великого Князя Сергея Александровича. Рисунки из французского журнала.


Бомбиста схватили. Им оказался Иван Платонович Каляев (1877–1905), член Боевой организации эсеров, участник покушения на В.К. фон Плеве.
Прошлое у него было весьма подходящее: мать, урожденная Пиотровская, дочь разорившегося польского шляхтича; детство его прошло в предместьях Варшавы. Однокашником по гимназии был Борис Савинков. Имевший а аттестате единственную пятерку по «Закону Божию», Каляев был близок к староверам.



Фотография Ивана Каляева из французского журнала.

Эсеры пытались использовать теракт для своей агитационной кампании; утверждали, что Великий Князь был убит за то, что именно он, мол, настоял на вооруженном разгоне шествия 9 января в Петербурге.
В действительности же его «вина» была в том, что, как мы уже писали, он высылал незаконно заселивших Москву евреев. Вели же Каляева на теракт народоволец Михаил Гоц и эсер-провокатор Евно Азеф, который его же и выдал тем, кто проводил расследование.



Убийство Московского генерал-губернатора. Рисунок на обложке австрийского воскресного иллюстрированного журнала «Wiener Bilder» от 22 февраля 1905 г.

Великая Княгиня Елизавета Феодоровна добилась встречи с убийцей своего супруга, дала ему прощение от имени покойного и вручила Евангелие. Потом она подала прошение Императору Николаю II, призывая помиловать преступника.
Директор Департамента полиции А.А. Лопухин, известный либерал, которого впоследствии уличили в связях с революционерами, передал описание этого визита прессе. Известие было тут же распространено через Российское телеграфное агентство.
Дошедшие до Каляева публикации лишь укрепили его в преступных убеждениях, отведя от возможного покаяния.



Такой представлялась встреча Великой Княгини Елизаветы Феодоровны с убийцей своего супруга художнику из австрийского журнала «Wiener Bilder» от 1 марта 1905 г.

10/23 мая 1905 г. Ивана Каляева повесили в Шлиссельбургской крепости.


Продолжение следует.
Tags: Архив, Елизавета Феодоровна, Николай II
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments