sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

МУЧЕНИКИ АЛАПАЕВСКИЕ (11)


Алапаевские мученики. Фрагмент иконы Зарубежной Церкви «Собор Святых Новомучеников Российских, от безбожников избиенных». 1981 г.

Большинство иллюстраций этого по́ста взято из публикаций:
http://humus.livejournal.com/2078450.html
http://humus.livejournal.com/2079361.html
https://d-m-vestnik.livejournal.com/1038340.html
https://d-m-vestnik.livejournal.com/1038892.html



Под сенью храма китайских мучеников
(начало)


В 1938 г., в связи с угрозой начавшейся оккупации Японией Китая, тела Алапаевских мучеников были перенесены из Свято-Серафимовской кладбищенской церкви в склеп при храме во имя Всех Святых, от века Богу угодивших, на месте упокоения честных останков православных китайских мучеников за Христа убиенных во время т.н. боксерского мятежа 1900 года, находившийся непосредственно в стенах Духовной миссии.
В этом же склепе, кстати, было погребено тело митрополита Иннокентия (Фигуровского), так много сделавшего для увековечения памяти Китайских и Алапаевских мучеников (А.С. Ипатова «Российская Духовная Миссия в Китае. Век двадцатый» // «История Российской Духовной Миссии в Китае». Сб. ст. Под ред. С. Л. Тихвинского, В. С. Мясникова, А. С. Ипатовой. М. 1997. С. 305-306).
О месте этом следовало бы рассказать поподробнее. Оно связано с храмами Российской Духовной миссии в Китае, учрежденной Царем Петром Алексеевичем еще в 1712 году. Поводом к их возведению послужило восстание ихэтуаней (более известного в литературе под названием «боксерского»).



Участники боксерского восстания.

Это было религиозное, по глубинной своей сути антихристианское, движение, участники которого – предтечи современных поклонников восточных единоборств – устраивали мистерии, подобные обрядам нынешних оккультистов.
В Пекине оно началось вечером 1 июня 1900 года. В результате Русская Православная Миссия была разорена, Успенский храм – сожжен.



Один из разоренных восставшими христианских храмов.

Были убиты свыше двухсот православных китайцев, принимавших смерть за Христа с удивительным самоотвержением. Главным днем их мучений стало 11 июня, когда Церковь чтит память апостолов Варфоломея и Варнавы.


Памятник 222 китайским мученикам, сброшенным восставшими в старинный колодец на территории Русской Духовной миссии, разрушенный в 1950-е годы после передачи территории советскому посольству.

В Посольском квартале, оборонявшемся объединенными европейскими силами, спасались более трех тысяч китайских христиан. Всюду в Китае лилась русская кровь.


Пекин в дни восстания.

Впоследствии останки русских людей собрали в единую братскую могилу. В середине февраля 1901 г. она была заполнена.
Гробы поставили плотно один к другому в несколько рядов. В каждом из них было по несколько человек.
В 1905 г. над братской могилой была построена часовня Христа Спасителя, а позже – первый храм в Тянцзине.



Могилы русских воинов на кладбище Русской Духовной миссии.

Русские войска под командованием генерала Н. П. Линевича совместно с союзниками 1 августа 1900 года штурмом взяли Пекин.


Русские войска входят в Пекин.

Уже 11 октября 1900 г. начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Иннокентий (впоследствии митрополит) послал в Св. Синод поименный список 222 православных китайцев, принявших смерть за Веру, ходатайствуя об увековечении их памяти.


Китайские христиане, нашедшие убежище в одной из иностранных дипломатических миссий.

Св. Синод в своем определении от 22 апреля 1902 г. благословил на месте разоренной церкви Миссии устроить храм во имя Всех Святых Мучеников Православной Церкви со склепом для погребения в нем всех за Веру православных китайцев избиенных, установив им ежегодное празднование 10 и 11 июня.


Пленные «боксёры».

Совершалось оно по следующему чину: «10 июня соблюдать строгий пост, перенося его на ближайшую пятницу, если означенное число случится в субботу или воскресенье, и совершать заупокойную Литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, а 11 июня отправлять торжественно, по храмовой главе, богослужение во имя Святых Мучеников Православной Церкви, с крестным ходом на месте избиения православных китайцев или вокруг храма, с пением ирмосов “Волною морскою”, и, после обычного многолетствия, провозглашать вечную память всем честно пострадавшим за Православную веру китайцам» (Свящ. Дионисий Поздняев «Православие в Китае (1900-1997 гг.)». М. 1998. С. 24).



Доклад Св. Синода был утвержден Царем-Мучеником Николаем II. Вскоре на полученные от китайского Цинского императорского правительства в качестве контрибуции 18 000 лан серебра епископ Иннокентий приобрел возле Бэйгуаня («Северного подворья») часть поместья с дворцом Сы-Е-Фу – принца четвертой Дайцинской династии, сына императора Цянь Луна. Там и был воздвигнут храм во имя Всех Святых Мучеников.


Ученики Русско-китайской школы, действовавшей при миссии.

В склепе под храмом в шести больших каменных гробах и были упокоены 222 китайских мученика. Тела многих из них были прославлены Господом нетлением. Неподалеку на кладбище был построен храм Преподобного Серафима Саровского, где в специально устроенном склепе с 1920 до 1938 гг. почивали тела Августейших мучеников.


Монахини Свято-Покровского женского монастыря у храма Всех Святых Мучеников.

«...Миссия, – описывает наш современник, харбинец по происхождению, Бэйгуань, – занимала известную в китайской истории часть старого Пекина – в самом углу его древних северных городских стен. Ее обширная площадь представляла собой комплекс парков с различными ландшафтами, породами деревьев – сосен и елей, тутовых, фруктовых, – прудом с мостиками, изумрудными лужайками, тенью и прохладой. Это был лучший по красоте и какому-то удивительному покою уголок старого Пекина, известного в мiре красотой и уникальностью архитектурных памятников и парков.
Бэйгуань был жемчужиной среди них.



Русская Духовная Миссии в Пекине. Аэрофотосъемка 1930-х гг.

Кое-где в этом громадном поместье были разбросаны различные строения: поближе к главному входу с высокой красивой колокольней в древнерусском стиле – Успенский собор;


Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы, возведенного на месте разрушенного во время восстания 1900 г. старинной церкви, освященной еще в 1732 г. После передачи его в 1956 г. советскому посольству был превращен в гараж.

…красивейшая двухэтажная пятиглавая в древнерусском стиле церковь во имя Всех Святых, построенная над склепом, куда были собраны останки 222 православных китайцев, убитых во время восстания ихэтуаней в 1900 г.;


Храм Всех Святых Мучеников Православной Церкви со склепом для мощей избиенных православных китайцев. На заднем плане справа отчетливо виден памятник над могилой начальника КВЖД генерала Д.Л.Хорвата, скончавшегося 16 мая 1937 г. Храм разрушили в 1957 г. по приказу советского посла, а крипту затопили.

…т.н. Архиерейский дом начальника Миссии (по 23 июня 1931 г. – митрополита Иннокентия, позднее – архиепископа Симона, затем архиепископа Виктора) – в классическом китайском стиле, так как ранее это было одно из зданий дворца маньчжурского князя правившей династии Цин; Крестовая церковь во имя святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского рядом с покоями Владыки, еще несколько часовен, братский корпус – приют для паломников, а в рассматриваемые годы – русских беженцев и другие.


Архиерейский дом и интерьер находившейся в нем Крестовой церкви во имя Святителя Иннокентия Иркутского, уничтоженной советскими дипломатами, устроившими в нем «зал для торжественных приемов».


Подалее, за прудом, у городской стены находились хозяйственные постройки, молочная ферма Миссии и пр.
Вся Миссия, не побоюсь повториться, утопала в зелени.
Миссия в Пекине была гордостью православного мiра, одной из самых больших христианских миссий в Китае» (Г.В. Мелихов «Белый Харбин. Середина 20-х». М. 2003. С. 136).



Продолжение следует.
Tags: Алапаевские Мученики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment