sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Category:

МУЧЕНИКИ АЛАПАЕВСКИЕ (1)


Алапаевские мученики. Фрагмент иконы Зарубежной Церкви «Собор Святых Новомучеников Российских, от безбожников избиенных». 1981 г.


Новую серию мы начнем со статей об Алапаевских мучениках.
У этой публикации, не зря названной когда-то автором вынужденной, – была непростая история. Ознакомившись с текстом до конца, внимательный читатель наверняка поймет всё без подсказки.
Нам остается обратить внимание на историю ее публикации.
Впервые она появилась на сайте ПРАВАЯ.RU 10 января 2005 г.:

http://www.pravaya.ru/govern/391/2011
http://www.pravaya.ru/govern/391/2012

Затем, в более развернутом виде, с рассказом о ее истории, – в специальном выпуске газеты «Русский Вестник» (2005. № 2):
http://www.rv.ru/content.php3?id=5462
И, наконец, в еще более расширенном виде, – на сайте Царского музея «Наша Эпоха»:
http://www.nashaepoha.ru/?page=obj26977&lang=1&id=618
http://www.nashaepoha.ru/?page=obj26977&lang=1&id=619
http://www.nashaepoha.ru/?page=obj26977&lang=1&id=621

Именно этот вариант вышел в моем сборнике «На Царской Страже» (М. «Форум». 2006).
Многие линии этого исследования ведут к более ранним работам. Они затронуты, в частности, в биографическом очерке «Русский инок»: о сопровождавшем гробы Алапаевских мучеников игумене Серафиме (Кузнецове), помещенном в изданной мною его книге «Православный Царь-Мученик» (М. «Паломник». 1997).
Рассказывается об этом и в моих работах о митрополите Несторе Камчатском:
Митрополит Нестор (Анисимов). Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995.
Божией милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского. М. «Правило Веры». 2002.
Апостол Камчатки. Митрополит Нестор (Анисимов). М. «Форум». 2004.
Предлагаемая вниманию посетителей моего ЖЖ нынешняя публикация дополнена новыми данными, проиллюстрирована снимками (иногда весьма редкими), а также сопровождается публикацией малоизвестных статей русской эмигрантской периодики, издававшейся в Европе, Китае и США, и документами из коллекции Великого Князя Андрея Владимiровича и Княжны Императорской Крови Веры Константиновны.
Сканы газет и журналов, а также документов будут выходить под отдельной рубрикой: «Алапаевский архив».





«ТАК ОСТАВЬТЕ ЖЕ ХОТЬ МЕРТВЫХ,
ПУСТЬ ОНИ ЛЕЖАТ СПОКОЙНО...»

Необходимое предуведомление перед вынужденной публикацией
(начало)


Воистину, как говаривали в старину, «бывали хуже времена, но не были подлей». Казалось вот оно, дно, ан, нет: есть еще куда валиться.
Считаю своим долгом предупредить читателей, что предлагаемая их вниманию публикация носит вынужденный характер. Будь воля автора, она не появилась бы в переживаемые сложные, лукавые и подлые времена. Не время еще...
Будучи, однако, поставленным перед выбором: напечатать документы в полном объеме, в считающейся, исходя из знания всей доступной полноты проблемы, верной интерпретации, без утайки важных подробностей; либо предать огласке по существу лишь один из них, пусть и самый важный, раскрывающий точное местоположение мощей Алапаевских Августейших Мучеников (закрыть доступ к нему не в моей, увы, власти), – я вынужден сделать это сам. Таковы времена, таковы нравы. Суди Бог!
Однако почему же не подошло время? Размышлениями об этом хотелось бы поделиться. Правда, может быть, и не столь подробными. Но, как говорили древние, понимающему достаточно и этого.
Нельзя делать вид, что у нас в России за последнее столетие ничего особенного не произошло или что всё уже с тех пор вернулось на круги своя...
Перед тем, как садиться за стол, принято, как известно, помыть руки. А руки-то ведь у нас у всех в грехах, да еще каких! И тут кивками на «непосредственных исполнителей» не отделаться. У нас и своих грехов предостаточно. Нераскаянных. Непреодоленных. Неотреченных. Не повторим ли их и теперь еще, особенно если поднажмут?
Ох, увы, увы, есть в чем каяться...



Тела убитых большевиками монахов Лубенского Спасо-Преображенского монастыря во главе с настоятелем игуменом Амвросием. Полтава. 1919 г.

Нашими предками в руки потомков мерзких богоубийц отдан был Царь и все Его Святое Семейство, лучшие отрасли Царского Корня. Но мало того: до сих пор (на сей раз не только наши предки, но уже и мы, вместе с ними) попускаем преступно, да к тому же и совершенно безконтрольно, разрывать святые могилы правителей Рюрикова и Романова Дома, Их Родственников и копаться в них утвержденным (вдумайтесь – кем?) представителям «трофейной археологии», антропологам и другим ученым, выполняющим неизвестно какие и чьи заказы.


Рюриковичи. Роспись восточной стены Грановитой палаты Московского Кремля. 1882 г.

В связи с этим нам долгое время толковали сначала о государственной необходимости, потом о научных целях, теперь, наконец, – под звуки возвращенного советского гимна (несостоявшегося в своё время гимна коммунистов) – о якобы консолидации России и возвращении к ее историческому прошлому.
А список-то этого позорного гробокопательства тем временем все длится и длится и, похоже, конца ему не предвидится. Перечислим лишь некоторые даты и события:
Прежде всего, это надругательство над мощами Святых Великих Князей и Великих Княгинь в ходе развязанной в ноябре 1918 г. христоборческой властью кампании по «ликвидации мощей во всероссийском масштабе» (См. об этом неоконченную (неожиданно прерванную) публикацию Н.Ю. Лазаревой «“Непобедимые сопротивными силами”. Судьба святых мощей русских угодников Божиих в ХХ веке» // «Даниловский благовестник». №№ 9-10. М. 1998-1999).



Демонтаж большевиками раки Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в соборе Александро-Невской Лавры.

Только в течении десяти февральских дней 1919 г. в одной лишь Владимiрской губернии были вскрыты гробницы святых Князей Георгия, Глеба и Андрея, Петра и Февронии Муромских, Евфросинии Суздальской (В.Ф. Козлов «Судьбы мощей русских святых» // Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 2. М. 1991).


Публичное вскрытие раки с мощами Святых Благоверных Князя Константина и чад его Михаила и Феодора, муромских чудотворцев в соборе Благовещенского мужского монастыря. Муром 1919 г.

Это, разумеется, и вскрытие в начале 1920-х гг. захоронений в Императорской и Великокняжеской усыпальниц в Петропавловском соборе.


Вскрытие Великокняжеских гробниц в усыпальнице Петропавловского собора. Петербург. 1926 г.

Вскоре, в конце лета 1929 г. в Московском Кремле приступили к уничтожению Вознесенского девичьего монастыря – места упокоения Русских Великих Княгинь и Цариц, Княжон и Царевен. (В 1928-1932 гг. на этом месте архитектор И. И. Рерберг построил здание для Военной школы им. ВЦИК, позднее там размещались Кремлевский театр и Президиум Верховного совета СССР.)


Гробницы Русских Цариц и Великих Княгинь в Вознесенском монастыре Московского Кремля.

На перенесение некрополя дали месяц. Темпы были поистине большевицкими. Специальная комиссия, созданная ученым советом Оружейной палаты (укомплектованная социально близкими властям специалистами) «провела вскрытия и осмотр всех погребений».
Согласно отчетам, было обнаружено около 70 захоронений. Белокаменные саркофаги с останками Великих Княгинь и Цариц переместили в подвалы южной пристройки Архангельского собора (Т.Д. Панова «Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайна». М. 2003).



Перенесение останков Цариц и Великих Княгинь перед разрушением Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1929 г.

Читая современные описания, можно прийти к выводу, что все останки соответствуют саркофагам, в которых они и находятся. Однако по неофициальным данным под Архангельским собором имеется немало неатрибутированных останков. Во всяком случае, так было еще в 1970-е годы.
Сопутствующее гробокопательству разрушение древнейших монастырей и храмов в самые лютые времена богоборчества подаются нынешними хранителями святынь Московского Кремля следующим образом: «Время неумолимо изменяло облик древнего Кремля. Исчезали храмы и монастыри, на их месте возникали другие постройки [...] ...На рубеже 20-х – 30-х гг. ХХ столетия Чудов и Вознесенский монастыри, Спасский собор и вовсе исчезли с лица земли» (Т.Д. Панова «Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайна». С. 87-88).
Оправдают всех и вся: потому-то и назначены хранителями...



Надгробные плиты из Вознесенского монастыря в подклете Архангельского собора.

В 1934 г. имели место раскопки в усыпальнице Покровского монастыря в Суздале, проводившиеся по инициативе местного ОГПУ–НКВД. Руководить раскопками был назначен директор Суздальского краеведческого музея А.Д. Варганов.
Была вскрыта могила супруги Царя Василия III Соломонии Юрьевны Сабуровой, сестры Государя, старицы Александры, дочери Царя Василия Шуйского Анастасии, вероятно, и другие захоронения. Документы, фиксировавшие процесс раскопок, до сих пор недоступны историкам (Г.Л. Григорьев «Кого боялся Иван Грозный?» М. 1998. С. 10, 92).



Собор Покровского монастыря в Суздале. Дореволюционное фото.

В январе 1939 г. в Софийском соборе Киева была вскрыта гробница Великого Князя Ярослава Мудрого, пережившая со времени его погребения в 1054 г. немало катаклизмов, вплоть до почти полного уничтожения города в 1240 г. Батыем (А.Ю. Карпов «Ярослав Мудрый». М. 2001. С. 456).
Обнаруженное поручили изучать ученым Д. Г. Рохлину и В. В. Гинзбургу (Д.Г. Рохлин «Итоги анатомического и рентгенологического изучения скелета Ярослава Мудрого» // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Т. 7. М.-Л. 1940; В.В. Гинзбург «Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерд» // Там же).



Саркофаг Великого Князя Ярослава Мудрого.

В высшей степени интересен факт сопоставления останков Великого Князя с антропологическими находками, сделанными в 1934-1936 гг. на месте столицы Хазарии – Саркела. «По целому ряду признаков, – писал В.В. Гинзбург, – изучаемый череп занимает промежуточное положение между длинноголовыми и короткоголовыми черепами из большого кургана левобережного Цимлянского городища на Нижнем Дону (Саркел), изученными мною» (См.: Н. Козлов «Плач по Иерусалиму». М. 1999. С. 129).
В том же 1939 г. среди развалин Десятинной церкви пытался искать мощи Великого Князя Владимiра Святого и другие княжеские останки археолог М.К. Каргер, в ведении которого находился Киев (М.К. Каргер «К вопросу о саркофагах Князя Владимiра и Анны» // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Кн. 7. М.-Л. 1940; он же. «Археологические исследования древнего Киева». Киев. 1950. С. 106-109, 112-118; А.Ю. Карпов «Владимiр Святой». М. 1997. С. 362, 420).



Развалины Десятинной церкви в Киеве. Раскопки 1938-1939 гг.

В 1963 году добрались и до Великокняжеских и Царских захоронений в Архангельском соборе Московского Кремля.
С 22 апреля 1963 г. по 22 ноября 1965 г. здесь были вскрыты могилы Царя Иоанна Васильевича Грозного и Его сыновей, Великого Князя Иоанна Иоанновича и Царя Феодора Иоанновича.
«Вскрытие гробниц, – подчеркивается в современных публикациях, – велось в научных целях». Одним из главных лиц при этом (по крайней мере внешне) был антрополог М.М. Герасимов. Кинодокументальный материал об этом хранится ныне в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Некоторые кадры его опубликованы («У могилы Грозного» // Источник. 1996. № 1. С. 42-46).
Но с этим вскрытием, впрочем, как и со многими иными, остается еще очень много неясного (См. наши книги: «Грозный Царь Иоанн Васильевич». М. 2009 и «Правда о первом Русском Царе. Кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного)», любое издание).



Вскрытая археологами могила Царя Иоанна Васильевича.

Останки многих Русских Великих Княгинь и Цариц, перемещенные, как мы писали в подвалы Архангельского собора Московского Кремля, подвергались произвольным вскрытиям и в последующие годы. Особое внимание «исследователей» было приковано к ближайшим родственникам Царя Иоанна Васильевича Грозного. (Отдание подобных руководящих указаний ученым в то время, когда иной, кроме критической, интерпретации правления и личности Царя Иоанна IV в работах историков не допускалось, не может, по крайней мере, не настораживать.)
В 1984 г. повторному вскрытию подвергалось захоронение Его бабки, Великой Княгини Софьи Фоминишны Палеолог. В 1994 г. музеи Кремля организовали новое исследование ее останков. Дополнительному изучению «в конце ХХ в.» подвергались честные останки матери Царя Иоанна Великой Княгини Елены Глинской, а в 1994 г. Его супруги, первой Русской Царицы Анастасии Романовны.



Прах Цариц и Великих княгинь хорошо виден из разбитых гробов, после 1929 г. находившихся в подклете Архангельского собора Кремля.

«Прошли те времена, – хвастливо пишут специалисты-назначенцы, – когда изучение древних захоронений ограничивалось фиксацией погребального инвентаря и других деталей ритуала [читай – грабежом. – С.Ф.]. Сегодня и костные останки дают массу информации о человеке, жившем несколько столетий назад» (Т.Д. Панова «Кремлевские усыпальницы». С. 141).
Следующим фактом активности гробокопателей было изъятие в 1960-е гг. столичными археологами черепа старца Феодора Козьмича (почитающегося ушедшим в мiр Императором Александром I) из захоронения его в Томске. При обретении его мощей летом 1995 г. черепа и верхней крышки гроба на месте не оказалось (Святой праведный старец Феодор Томский. Сост. С.В. Фомин. М. 2003. С. 100).



Часовня над местом погребения Святого Феодора Томского.

В 1985 г. «во время ремонта брусчатого покрытия перед зданием 30-х гг. ХХ в. (архитектор И. Рерберг) на Ивановской площади» был обнаружен («образовался провал») склеп Великого Князя Сергия Александровича. После ставшего привычным ограбления могилы «засыпали склеп песком».


Склеп Великого Князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля.

17 сентября 1995 г. честные останки Великого Князя были перенесены в Новоспасский монастырь, где были погребены в храме преподобного Романа Сладкопевца – усыпальнице бояр Романовых.
Саму церемонию перенесения организаторы использовали, разумеется, также в своих целях. Имеем в виду демонстративное подчеркивание особого положения среди потомков Рода Романовых присутствовавших на ней «Кирилловичей».



Место нового упокоения Великого Князя Сергея Александровича в храме Романа Сладкопевца Новоспасского монастыря.

Князь Императорской Крови (именовавший себя «Великим Князем») Владимiр Кириллович, скончавшийся 21 апреля 1992 г. в Майами (США), месяц спустя был погребен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Перенос туда тела из Александро-Невской Лавры, после Божественной литургии и панихиды, состоялся 29 мая 1992 года.
7 марта 1995 г. прах Великого Князя Кирилла Владимiровича и его супруги Великой Княгини Виктории Феодоровны, покоившиеся ранее в усыпальнице Великих герцогов Саксен-Кобург-Готских в Кобурге, были перенесены в Великокняжескую усыпальницу Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Вскрытие в день Свв. Петра и Павла 29 июня/12 июля 1994 г. могилы Великого Князя Георгия Александровича, брата Царя-Мученика.



У могилы Великого Князя Георгия Александровича в Петропавловском соборе вскоре после похорон. 1899 г.

Акция проводилась, конечно же, с «научными целями» (для идентификации «екатеринбургских останков») вопреки прямому запрещению родственников Великого Князя в отсутствие правящего архиерея – митрополита Иоанна, С.-Петербургского и Ладожского. Обосновывалась она благословением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (О.Н. Куликовская-Романова «Под благодатным покровом». М. 2000. С. 107-108).


Бронзовая доска с эпитафией на саркофаге Великого Князя Георгия Александровича.

Еще в 1937 г. украинский археолог Я.И. Пастернак вскрыл в находившийся в притворе Успенского собора в Галиче могилу Князя Галицкого Ярослава Осмомысла (ум. 1187), состоявшего в родстве с Византийскими Императорами.
«Галицкий Осмомысле-Ярославе! – писал о нем автор "Слова о полку Игореве". – Ты высоко сидишь на своем златокованном столе; подпер горы Угорские своими железными полками, заступив путь королю (венгерскому); затворил ворота Дунаю... Гроза твоего имени облетает земли; ты отворяешь ворота Киеву и стреляешь с отцовского золотого стола в дальних Салтанов»...



Каменный саркофаг Князя Ярослава Владимiровича Осмомысла. Раскопки 1937 г.

Останкам Князя повезло: в 1939 г., как только начался «освободительный поход» Красной армии открывший их Я.И. Пастернак спрятал их в специальном деревянном ящике в крипте Собора Святого Юра во Львове. В 1944 г., накануне прихода советских войск, археолог оставил Украину, закончив жизнь в Канаде. В 1991 г. «сундучок Пастернака» извлекли из укрытия. В нем находилась бутылка с письмом Ярослава Ивановича: «Заявляю честным словом ученого, что приложенные к этому письму кости – комплектный скелет старого мужчины – являются теми самыми, которые я нашел среди фундаментов княжей Галицкой катедры в Крилосе. Это тленные останки галицкого князя Ярослава Осмомысла, умершего в 1187 году… »


«Ящик Пастернака» с останками Князя Ярослава Осмомысла, спрятанными в крипте собора Святого Юра во Львове. Фото Любомира Хомина 14 ноября 1991 г.

Первую попытку провести пластическую реконструкцию предпринял в 1992 г. профессор отдела антропологии и археологии Саскатунского университета (Канада) доктор Зенон Погорецкий. Делал он это по фотографии, опубликованной Я.И. Пастернаком.


Князь Ярослав Осмомысл. Реконструкция Зенона Погорецкого.

Вторую, уже непосредственно по черепу, осуществил в 1996 г. Сергей Александрович Горбенко, окончивший Полтавский медицинский стоматологический институт, исторический факультет Львовского государственного университета и проходивший стажировку в Москве у Г.В. Лебединской, ученицы Михаила Герасимова.


Князь Ярослав Осмомысл. Реконструкция С.А. Горбенко.

Параллельно С.А. Горбенко «провел изучение» черепа Полученные краниометрические данные он использовал для проверки генеалогических связей (Ю.А. Молин «Читая смерти письмена». СПб. 1999. С. 65).


Продолжение следует.
Tags: Алапаевские Мученики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments