Вот, наконец, и завершилась наша публикация о расследовании Николаем Алексеевичем Соколовым цареубийства, судьбе документов дела и его личной.
Публикация восьмидесяти трех по́стов заняла по времени чуть меньше года. Первый из них вышел 7 октября 2017-го. Последний – вчера.
Следует понимать, что это была не публикация ранее написанного. Всё это время исследование с публикацией шли голова в голову. Некоторые сделанные автором находки от читательского взгляда отделяли каких-нибудь день-два. Такое новое качество (почти что эффект присутствия) дает интернет-публикация.
Мне, человеку старого еще поколения, писавшего в первом классе перьевой ручкой, стальное жало которой время от времени следовало обмакивать в чернильницу-непроливашку, сидевшую в гнезде черной школьной парты, – не так-то просто вместить и осмыслить в полноте эту молниеносность передачи авторской мысли…
У всего этого есть, разумеется, и свои издержки. Приступая год назад к этой работе, я предполагал затронуть в ней лишь одну фигуру – князя Николая Владимiровича Орлова; написать о его месте в парижском окружении Н.А. Соколова, о его роли в издании книги следователя, в переезде в Сальбри и в загадочной смерти Николая Алексеевича. Отсюда и название самой серии «К пониманию “le prince de l’ombre”» («князя тени»).
Но работа с материалом диктовала своё. Когда тема берет тебя за шиворот и тащит – это, поверьте, непередаваемое чувство! Так у меня было со всеми моими книгами, выходившими в серии «Григорий Распутин: расследование». Но там прежде, чем книга уходила на вёрстку и в типографию, всегда было время уточнить структуру, изменить очередность глав и даже название. Здесь такой возможности не было…
Этот сопровождающий интернет-публикацию вихрь нового, когда поиски или заинтересованный читательский отклик вызывают всё новые и новые открытия, приводит тебя к необходимости (чтобы уж совсем не ломать структуру) сделать самые необходимые дополнения к прежним по́стам. Обращаем на это внимание особо заинтересованных читателей.
Но, так или иначе, текст написан, часть жизни прожита и надобно думать: а что же дальше?..
А дальше скорбный юбилейный Царский год продолжается, но поскольку писать новое, подобное только что завершенному, сил уже маловато, поступим по-другому…
Для начала опубликуем несколько наших старых работ на ту же тему, исправив неточности и дополнив их новыми, ставшими известными в последнее время, фактами, но – главное – снабдив их редкими снимками и сопроводив их параллельной публикацией сканов малоизвестных статей из эмигрантской периодики 1920-1930-х годов, что, как показывают отклики, вызывает интерес.
А там, возможно, появится и кураж и что-то новенькое придет в голову. Заготовок-то много, да должно уложиться в голове, а еще искра промелькнуть…