Правнучка Григория Ефимовича Лоранс Ио-Соловьева в доме автора. Подмосковье. Июль 2012 г.
Итак, пришло время выполнения обещания – публикации глав новой книги, распечатка которой в настоящее время находится на моем редакторском столе.
Решил начать с материалов об убийстве Царского Друга, интерес к которому – и у нас и заграницей – так никогда и не затихал.
Несмотря на огромное количество публикаций (а, может, в том числе и поэтому?), до сих пор мы мало что знаем достоверно, наверняка.
Кто убивал? Где убивали? Как убивали? Даже на эти главные вопросы нет надежных ответов, таких, чтобы – после очередной публикации – их вновь уже не задавать.
Именно поэтому план затеянного мною несколько лет назад «расследования» сводился к тому, чтобы, не спеша, детально, въедливо, с казавшимися некоторым «излишними» подробностями, размотать вконец, казалось, запутанный клубок.
И дело пошло. Стала образовываться почва, на которую можно было стать твердой ногой, не опасаясь неожиданно провалиться.
Был план реконструировать дело об убийстве, сожженное в 1917 г. Государем. Под давлением ли Родственников предал Он его забвению или не желая, чтобы оно попало в руки совершивших переворот? Частный этот вопрос в действительности очень важен, и ответить на него не только нужно, но, полагаю, и вполне возможно.
Но не хватило ни времени, ни здоровья. Теперь это уже дело других, которым в настоящее время есть на что опереться. Ведь подступы к теме уже расчищены.
Однако тех, кто дерзнет, хотелось бы предупредить. Успех возможен (пусть и не гарантирован всё же) в двух случаях:
Прежде всего, при наличии профессионализма. Некоторые думают, что исторические исследования могут вести люди, владеющие пером, интересующиеся историей (прочитавшие две-три сотни книг), правильно понимающие духовную суть произошедшего. Это большая ошибка: если у вас нет крепкой узды и надежного инструментария (в виде владения специальными историческими дисциплинами: источниковедением, историографией, дипломатикой и т.д.), то вы практически обречены на неудачу. Доступность истории, как науки, вещь весьма иллюзорная. Такая же, как, если бы вы, владея киркой, лопатой, топором и пилой (даже при помощи всего этого построив свой дом), взялись бы за возведения завода или электростанции.
И второе: если вы честны (перед собой и людьми). Да, среди профессионального сообщества историков, пренебрегающие всем этим составляют большинство, но они не пишут ОБ ЭТОМ, а вы собираетесь. А это дорожка скользкая и опасная. Вы погубите и других, и себя.
Так что десять раз подумайте, браться ли за это дело, сулящее, кроме всего прочего, и материальные лишения, и остракизм соотечественников (причем на всю оставшуюся жизнь), и множество других пренеприятных вещей, которые люди верующие называют искушениями.
Но если вы считаете, что готовы, что сможете, что без этого не мыслите своей жизни, что ж… Бог вам в помощь. Вот вам дорога. Вот вам посох.