sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Categories:

СУДЬБА «ИОАННА СТРАННИКА»: ВЕРСИЯ



Некоторое время назад мы писали о формировавшемся в Румынии духовном (ненасильственном) сопротивлении устанавливавшемуся в стране коммунистическому антиправославному режиму. Одним из его центров был бухарестский Анфимовский монастырь, в котором возникла община «Неопалимая Купина», включавшая в себя монахов, богословов, преподавателей университета и студентов, писателей, врачей и деятелей искусства.
Одним из ее основателей был отец Иоанн (Кулыгин) – русский священник (по другим сведениям – иеромонах), вместе с архиепископом Ростовским и Таганрогским Николаем (Амасийским, 1859–1945) и его окружением оказавшийся в 1943 г. в Румынии.
В 1947 г., согласно сведениям, исходившим от членов общины, этого русского священника, получившего прозвище «Иоанн Странник», румынская Секуритате выдала советским органам госбезопасности. На родине его судили, приговорив к длительному заключению. Связь с ним, поддерживавшаяся некоторое время, вскоре прервалась. А некоторое время спустя арестам подверглись и сами члены «Неопалимой Купины».

http://sergey-v-fomin.livejournal.com/213016.html
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/213318.html
Малоизвестные страницы русско-румынских церковных взаимоотношений, трагические судьбы людей…
И вот неожиданно пришел отклик от одного из посетителей моего ЖЖ – Григория Игоревича Трофимова, живущего в Ростове-на-Дону, т.е. там, где в 1943-м начиналась вся эта история:


«Позвольте мне поделиться с Вами некоторыми соображениями по поводу содержащихся в Вашей публикации сведений об о. Иоанне Кулыгине.
Мне посчастливилось знакомиться с архивным уголовным Делом Таганрогского Викарного Епископа Иосифа (Чернова) № П-49273 (1944-45 гг.). В т. 1 этого Дела содержится протокол допроса Владыки Иосифа от 04 октября 1944 года (л. 50-53 об.), в котором есть следующие сведения:
“В январе 1943 года Сериков совместно с Амассийским, священником Иоанном, дьяконом Василием и псаломщиком, фамилии которых я не знаю, в связи с наступлением Красной Армии, бежали из Ростова с румынскими документами в немецкий тыл. По пути, Сериков и указанные мною выше лица заехали в Таганрог и остановились в Архиерейском доме, в котором проживал я”.



Эта и следующие два изображения – фотокопии листов из архивного уголовного дела Таганрогского Епископа Иосифа (Чернова), хранящегося в Архиве УФСБ РФ по Ростовской области, содержащие документ, озаглавленный как Приложение “Церковное развитие в районах Таганрог, Ростов, Новочеркасск” к Путевому отчету “Таганрог-Новочеркасск” от 02 сентября 1942 года, составленному для местной комендатуры 1/455 представителем немецкой оккупационной администрации (полевая комендатура 200) – полковником и заместителем коменданта Мейером (листы 275, 275 об, 276 из первого тома уголовного дела Епископа Иосифа. № П-49273. 1944-1945).

Относится ли фраза “фамилии которых я не знаю” и к упомянутому Владыкой Иосифом “священнику Иоанну”, сопровождавшему Архиепископа Николая (Амассийского) на пути из Ростова? Однозначно трудно сказать, потому что ранее в протоколе записаны следующие слова Епископа Иосифа:
“Сериков сообщил, что он по приказу немецких властей организовал в Ростове Епархиальное Управление для руководства церквями оккупированных немецко-фашистскими войсками областей Кавказа, Кубани и Дона. Руководителями Епархиального Управления являлись он – Сериков, Наговский Иван и профессор Иванов”.
Отец Вячеслав Сериков – Ростовский-на-Дону благочинный священник, эвакуировался в 1943 году вместе с Архиепископом Николаем (Амассийским) в Одессу, подконтрольную в то время Румынии, и служил там в Кирилло-Мефодиевской церкви до освобождения города Советской армией в 1944 году. В 1944 году был арестован органами НКГБ, этапирован в Ростов-на-Дону и осужден на 10 лет лагерей, скончался в заключении.
Может быть, Владыка Иосиф (Чернов) потому не назвал фамилию Наговский, когда перечислял спутников Архиепископа Николая (Амассийского) на пути из Ростова в январе 1943, а ограничился фразой “священник Иоанн”, так как чуть ранее в протоколе допроса он уже озвучил имя и фамилию Иоанна Наговского, как одного из руководителей Ростовского Епархиального Управления?
В случае же, если под “священником Иоанном” Владыка Иосиф подразумевал о. Иоанна Кулыгина, то куда девался соработник Архиепископа Николая (Амассийского) и о. Вячеслава Серикова – о. Иоанн Наговский?!
В конце упомянутого выше протокола допроса от 04.10.1944 есть такие слова Владыки Иосифа:
“Сериков с Амассийским, Наговским и Ивановым был в хороших взаимоотношениях. Они являлись друзьями”.
А также: “Ростовское Епархиальное Управление имело связь с Румынским Патриархом Никодимом, но в чём она выражалась мне не известно”.
В Деле Епископа Иосифа имеется также Приложение к путевому отчету заместителя немецкого коменданта полковника Мейера от 02.09.1942 о положении церковных дел на оккупированных территориях Ростовской области (Т. 1, л. 275-276), в котором сообщается, что в Ростовском кафедральном соборе служат два священника: протоиерей о. Вячеслав Сериков и его заместитель по Ростовскому Церковному Совету о. Иоанн Наговский.



На листах 275 и 275 об. этого документа содержатся сведения о протоиерее о. Иоанне Наговском – одном из руководителей Церковного Совета Ростовской-на-Дону Епархии, служившем в Ростовском кафедральном соборе. В качестве места рождения о. Иоанна Наговского указана Новгородская губерния, город Старая Русса.
Указанный в документе Церковный Совет впоследствии был преобразован в Ростовское Епархиальное Управление, которое возглавил Архиепископ Ростовский и Таганрогский Николай (Амассийский), отец Священномученика Николая (Амассийского), и которое с сентября 1942 по февраль 1943 фактически выполняло на Юге ту же самую функцию, что и Православная Псковская Миссия в 1941-1944 годах на Северо-Западе: возрождение церковной жизни в разгромленных богоборческими властями епархиях.


Об о.Иоанне Наговском говорится также, что он уроженец г. Старая Русса Новгородской губернии, родился 17 сентября 1878 года. Насколько эти сведения достоверны?! Трудно сказать, по крайней мере в отношении о. Вясеслава Серикова сведения в отчете правдивы. Да и фамилия “Наговский” свойственна Старой Руссе и Новгородской земле, где существует село Нагово.
Таким образом, к о. Иоанну Наговскому вполне было бы применимо прозвище “Иоанн Странник”, поскольку он действительно проделал большой путь с Северо-Запада (Новгородчина) на Юго-Запад (Ростовская область).
Об о. Иоанне Кулыгине в Деле Владыки Иосифа я не нашел ни слова...



Приложение к «Путевому отчету» от 2 сентября 1942 г. Документ № 3, Л. 276.

В связи с вышеизложенным, я предположил: не мог ли о. Иоанн Наговский использовать другую фамилию (например, Кулыгин) в румынских документах из-за соображений предосторожности, справедливо опасаясь своей выдачи в СССР?!
Настораживает ещё вот какой момент. По приведённой мною выше ссылке говорится, что уже после отправки о. Иоанна Кулыгина из Румынии “в Сибирь”, один из его духовных чад – румынский профессор Александру Миронеску – продолжал какое то время получать от него открытки!
Очевидно, что из Сибири (как и из любой другой точки СССР) в то время никакие открытки не могли приходить в Румынию! Тогда кто посылал открытки?!
Отец Иоанн (Кулыгин) исчез из поля зрения в Румынии в 1947 году, когда ещё был жив Патриарх Никодим (Мунтяну), покровительствовавший русским беженцам. То есть, гипотетически можно предположить, что о. Иоанн был каким то образом переправлен за рубеж из-за угрозы депортации в СССР.
Что касается о. Иоанна Наговского, то следы его самым неожиданным образом обнаружились в Южной Америке.
В 1950-1956 годах митрофорный протоиерей о. Иоанн Наговский был настоятелем православного храма Св. мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро (Южноамериканская Епархия РПЦЗ).
Это были последние шесть месяцев его пастырского служения. 13 сентября 1956 г. он отошел ко Господу:

http://riorussa.cerkov.ru/main-page/duxovenstvo/


Протоиерей Иоанн Наговский. 1951 г.

На официальном сайте этого храма выложена коллективная фотография прихожан с настоятелем прихода о. Иоанном Наговским, датированная 1951 годом.



Я попытался сравнить изображение о. Иоанна на ней с фотографией о. Иоанна Кулыгина, опубликованной на Вашей страничке ЖЖ. Майкрософт выпустил специальную программу для сравнения лиц на двух разных снимках.
В нашем случае, совпадение составило 57%. Программа даже сделала заключение “close enough”, т.е. “очень близко”. Учитывая разницу в возрасте, ракурсе и расстоянии, неплохой результат.

С уважением, ГРИГОРИЙ.
г. Ростов-на-Дону, 09 июля 2017 года».


Скриншот с результатами сравнения.

Такое вот письмо…
Версия интересная, хорошо аргументированная, пусть полностью пока что и недоказанная. Однако, безусловно, свидетельствующая об интересе к теме, ее неизученности и, одновременно, указывающая на возможности – используя большой пласт тщательно скрытых еще недавно от «посторонних глаз» документов – восполнения существующих больших пробелов в нашей церковной (и не только) недавней истории.
Tags: История Румынии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments