sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«БОЖЕ! ХРАНИ СВОИХ!» (окончание)

– Вы говорите об издателях, авторе предисловия, наконец, о содержании книги. Но кто же автор этой дурно пахнущей поделки?
– Имя, поставленное на ее обложке – Наталия Розанова – ничего Вам не скажет.

– Что это? Псевдоним?
– Сегодня так многие и думают, прибавляя к слову псевдоним определение: коллективный. Действительно, трудно представить себе автора столь объемного труда, до сей поры не замеченного ни в одной публикации «по теме». При этом стоит обратить внимание на обширную иллюстративную базу книги и причастность к выходу ее в свет, наряду с обозначенным на титульном листе «Вагриусом», одного московского православного издательства, напечатавшего в 2003 г. книгу И.Ф. Плотникова «Правда истории. Гибель Царской Семьи». Последняя, кстати говоря, тоже предварялась «вступительным словом» С.Л. Фирсова…

– Вы намекаете на то, что за Наталией Розановой стоит этот екатеринбургский ученый Плотников?
– Вовсе нет, я фиксирую только ход мыслей. Но продолжим. При знакомстве с книгой 2008 г. мое внимание привлекло отсутствие в выходных данных отчества автора. Либо это, действительно, псевдоним, либо автор живет за рубежом…
Так бы и гадал до сих пор, если бы не случай… Недавно один мой хороший знакомый, ссылаясь на слова, видимо, весьма довольного результатами акции С.Л. Фирсова, рассказал о недостающем «хвосте» – «говорящем» отчестве автора: Львовна. А также то, что она является монахиней Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге по имени Иоиль. Словом, профессор обрадовался – и потерял бдительность…

– …Или направил по ложному следу…
– Я об этом тоже думал. Однако почти что одновременно пришло еще одно подтверждение этим словам. Другая моя знакомая, на сей раз из Петербурга, автор недавно вышедшей книги о верных слугах, убиенных вместе с Царской Семьей, рассказывая о своей поездке в Париж к потомкам доктора Е.С. Боткина, заметила, между прочим, что там ей дали телефон монахини Иоили, к которой можно (и должно!) обращаться за советами и консультациями в связи с Царственными Мучениками.

– Вот так: скромная монахиня из уральской обители, ничего до 2008 г. не публиковавшая в открытой печати, а ее уже знают в Париже родственники некогда приближенных к Их Величествам…
– Но не только в столице Прекрасной Франции ведомы насельницы сей обители. Из сообщений в печати известно, что в монастыре занимаются поисками неизвестных сведений о подвижниках ХХ века. Судя по сообщениям печати, одним из источников подобных данных являются украинские архивохранилища. А одним из главных предметов их интереса является праведный Николай Псковоезерский. В результате должно быть написано «правильное» жизнеописание старца, и до сей поры не дающего кое-кому покоя. Насколько можно судить по книге Наталии Розановой о Царственных Мучениках, и этот спецзаказ будет исполнен в соответствии с высказанными пожеланиями. Будет, не сомневаюсь, и соответствующий пиар.

– Однако что же это за «исследовательская» обитель?..
– О Ново-Тихвинском монастыре, руководят которым настоятельница игумения Любовь (Алла Геннадьевна Нестеренко) и духовник игумен Авраам (Петр Исаакович Рейдман), нам приходилось уже писать, и не раз.
Вкратце расскажем лишь о некоторых деяниях, связанных с этой обителью.
Игумен Авраам, прежде всего, известен по скандалу с прежним епископом Екатеринбургским Никоном, которого он оговорил перед духовными властями. О. Авраам способствовал также распространению и пропаганде печально известной книги Л.П. Миллер «Царская Семья – жертва темной силы», полную самой беззастенчивой клеветы на Царственных Мучеников. Известно, что Миллер не раз посещала обитель и даже выступала в ее стенах. Игумен же вовсю пиарил духовно близкую ему и его делу разоблачения «темных сил» австралийку, издав, например, в 2002 г. брошюрку с ее высказываниями под претенциозным названием «Я написала правду…»
Нельзя не сказать несколько слов и о самом игумене Аврааме, по свидетельству материалов сайта Екатеринбургской епархиальной «Православной газеты», «одесского еврея по происхождению. Когда-то он занимался духовной деятельностью в Тобольске, но был изгнан оттуда за аморальное поведение, то есть за пьянство и прелюбодеяние. Некоторые православные священники до сих пор в недоумении, каким образом такой человек мог стать духовным лицом. После изгнания из Тобольска игумен Авраам приезжает в Екатеринбург, захватив с собой ряд тобольских монахов».
«…Отец Авраам, – подчеркивал председатель Синодальной Комиссии митрополит Сергий (Фомин), – отрицает святость некоторых святых. Это немыслимо для монаха! Стало известно, что отец Авраам применяет физическую силу при исповеди, избивает не только монахов, но и прихожан, бьет их по щекам, по голове. Характерна и закрытость его бесед в монастыре, куда не допускаются “непосвященные”. Есть серьезные свидетельства людей, изгнанных с этих собраний, на которых были антииерархические выступления». На одном из таких «сокровенных» сборищ и «сподобилась» вещать о Григории Распутине Л.П. Миллер.
«Священный Синод, – совершенно определенно заявил митрополит Сергий, – принял решение, что такой человек не может возглавлять монастырь…» Узнав о деяниях сего игумена, молодые священники Екатеринбургской епархии «написали письмо Святейшему с просьбой лишить сана отца Авраама за ложь». Но с о. Авраама как с гуся вода. Он и сан сохранил и духовником Екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря остался. Более того, по свидетельству очевидцев, «всерьез считал себя благодатным старцем и требовал себе безусловного подчинения для “образования нового человека”».
В июле 2004 г., по инициативе архиепископа Екатеринбургского Викентия, в епархиальной дисциплинарной комиссии прошли слушания, ответчиками на которых выступали игумен Авраам и игумения Ново-Тихвинского монастыря Любовь.
«Индустрия подавления личности и использование имиджа Русской Православной Церкви в противоправной деятельности, – говорилось в документе обвиняющей стороны, – ставит так называемую “религиозную общину” Рейдмана-Нестеренко в разряд секты, особенно опасной именно тем, что ее легализация в какой-то мере прошла успешно в постсоветском общественно-политическом пространстве». Примечателен подзаголовок публикации, из которой почерпнут цитируемый материал: «Жидовствующий игумен устроил в православном монастыре тоталитарную секту».
Это последнее обстоятельство, памятуя активную роль о. Авраама в распространении клеветнических измышлений Миллер о хлыстовстве Распутина, к вопросу о горящей на воре шапке…
Да, не только молитвами знаменита сия обитель… В действующем в монастыре в настоящее время церковно-историческом кабинете, руководит которым монахиня Евстафия (Морозова), будут, несомненно, рождаться очередные «шедевры», которые раскроют, наконец-то, перед их доверчивыми читателями новые горизонты. Как это уже сделала книга монахини Иоили (Розановой). Порукой тому также тесные связи о. Авраама с либеральным «Московским Церковным вестником» и сверхправильным «православным журналом» «Благодатный огонь». Не зря в народе говорят: ласковое теля двух маток сосет. И еще как!

– Вернемся, однако, к Вашей книге. В аннотации к ней говорится, что в приложении впервые полностью публикуется «Тобольской Духовной консистории секретное дело о крестьянине Григории Распутине–Новом» 1907-1912 гг., копия которого была передана Вам протоиереем Василием Фонченковым.
– Не буду подробно рассказывать о том, как я получил это дело. Об этом читатели могут узнать из опубликованной недавно в «Русском вестнике» моей статьи «Русское Царство – “Наша Эпоха”» (2008. № 24).
Разбор копии первоначального дела Тобольской духовной консистории (6.9.1907–7.5.1908), хранящейся ныне в Тюменском филиале Государственного архива Тобольской области, был сделан в свое время О.А. Платоновым.
Казалось, даже решительные противники концепции О.А. Платонова не могут отрицать ценности обширных выписок из дела в его книгах. Однако нашлись все же и хулители.
«Дело об обвинении Г. Распутина в хлыстовстве, – читаем в приложении № 4 к докладу митр. Ювеналия 2004 г., – хранящееся в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области, основательно не исследовалось, хотя пространные выдержки из него приведены в книге О.А. Платонова».
В ответе, опубликованном в «Русском вестнике» (2004. № 22), Олег Анатольевич писал: «Исходным моментом клеветнической кампании против старца Григория явилось дело Тобольской консистории […] Дело было сфабриковано так топорно, что “работает” против его создателей […] Если бы митрополит Ювеналий и его либеральные соратники хотели бы узнать истину и донести ее до Архиерейского Собора, они, прежде всего, должны были бы опубликовать этот документ в качестве приложения к докладу».
Да, действительно, нам необходима была полная публикация документов, чтобы наконец-то закрыть рот безчестным любителям передергивать. И вот Бог такую возможность даровал. Перед лицом самих этих документов такие манипуляции будут уже весьма затруднительны.
Всего дело содержит 49 документов. Из них 35 относятся к первому периоду расследования (1 сентября 1907 г. – 15 мая 1908 г.); а 13 – к завершающему этапу (19 сентября – 12 декабря 1912 г.). Один документ имеет отношение к деятельности Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного правительства (31 октября 1917 г.).
Ценность это дела очевидна. Ибо тут мы имеем дело с подлинниками тех документов, которые ранее нам были известны лишь в копиях.

– А какой из документов произвел на Вас наибольшее впечатление?
– Одним из ценнейших документов дела, несомненно, является резолюция епископа Тобольского и Сибирского Алексия (Молчанова) от 31 октября 1912 г., положившая конец долголетним безосновательным обвинениям Г.Е. Распутина в мнимом хлыстовстве.
Вот что собственноручно писал Владыка:
«1912. Ноября 3 дня. Под влиянием печати и я во дни оны был плохого мнения о крестьянине Григории Новом, пока не узнал его лично. Григория Нового я видел дважды у себя в Тобольске, видел его в селе Покровском, был у него, крестьянина Нового в доме. Я подолгу беседовал с ним, разговаривал о нем с другими, людьми хорошо его знающими. Я основательно изучил дело, затеянное Преосвященным Антонием Коржавиным и до сих пор не оконченное, хотя бы кончить его мог Преосвященный Евсевий, даже обязан был сделать это. Из всего выше указанного я вынес такое впечатление, что только одно грубое невежество в деле разумения сект и сектантов могло быть причиною того, что о Гр. Новом возникло дело о принадлежности его к секте хлыстов. […] …Из затеянного о Гр. Новом дела не видно, чтобы он принадлежал к секте хлыстов, что есть ясные признаки хлыстовства, которых однако в деле о Гр. Новом совсем нет. Я с своей стороны считаю крестьянина Григория Нового православным христианином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущим правды Христовой, могущим подавать при случае добрый совет тому, кто в нем нуждается. Григорий Новый, насколько мне известно, заботится об украшении своего сельского храма и улучшении причта. Прошу Консисторию рассмотреть это дело, и заготовить отзыв и доложить мне вне очереди.
АЕТ
1912. Ноября 3. Не могу не присовокупить к сему, что Тобольская епархиальная власть настоящим делом сыграла на руку всем врагам Престола Русского Царя и Его Августейшей Семьи. Так это дело поняли враги Русского Самодержавия, разные господа Гучковы et tutti quanti… Прежде чем начинать это дело, надо было подумать и о его последствиях…
АЕТ»

– Да, документ выдающегося значения. Выходит, до недавнего времени публиковались лишь фрагменты резолюции, да и то не самые важные? Видимо, копии в тюменских архивохранилищах были неполные?
– Несомненно. Иначе бы исследователи (тот же О.А. Платонов, например) его, конечно же, опубликовали. Но напечатать документ – это еще полдела. Хотя разбор, особенно рукописных материалов, был не столь прост. Прежде всего, нужно было проследить ход дела, прокомментировать отдельные документы, восстановить последовательность действий епархиальных властей. И, самое главное, разобрать обвинения – пусть и вздорные, – выдвинутые против Г.Е. Распутина. Для этого пришлось привлечь специальную противосектантскую литературу, написанную авторитетными специалистами, воспоминания, а также позднейшие исследования.
Можно, конечно, и сейчас, сделав скорбную складочку на лбу, глубокомысленно говорить, что не всё, мол, так просто, что «вопрос о близости Г. Распутина к сектантству гораздо сложнее», чем это кажется. Но теперь, после полной публикации всего дела, всестороннего его анализа, эти заклинания анонимных авторов приложения № 4 к докладу митрополита Ювеналия 2004 г. выглядят, увы, слишком бледными.
Мы далеки, конечно, от мысли, что результаты проведенного нами исследования, а тем более выводы, будут безоговорочно приняты. Ведь, как говорил некогда один поэт: «у советских собственная гордость». Однако и вклад в погребение лжи всё же слишком очевиден.

– И в заключение традиционный вопрос: над чем работаете в настоящее время?
– Над четвертой книгой. В названии ее, как и третьей, звучат слова Григория Ефимовича: «Судья же мне Господь!» Речь в ней пойдет о начале организованной травли Г.Е. Распутина. Подробно будет рассказано о ее инструментах: Государственной думе, газетах, спецслужбах и т.д. Примерные хронологические рамки очередного тома – 1910-1912 годы.
Центральными историческими событиями этого периода, несомненно, были два знаковых, оказавших роковое влияние на дальнейшие судьбы России, убийства в Киеве в 1911 году.
В субботу 12 марта ушел из дома и не вернулся 13-летний отрок Андрей Ющинский – внебрачный сын Александры Ющинской, ученик приготовительного класса Киево-Софийского Духовного училища. Вскоре было найдено его тело, все исколотое и обезкровленное.
Вечером 1 сентября в Киевском городском театре во время второго антракта спектакля «Сказка о царе Салтане» прямо перед Царской ложей двумя выстрелами был смертельно ранен из браунинга один из гонителей Царского Друга – председатель Совета министров Российской Империи П.А. Столыпин.
Такова, как говорится, интрига четвертого тома, с выходом которого будет пройдена ровно половина пути, в который отправил меня в июне 2002 г. Псковоезерский Старец…

Эту и другие книги серии «Григорий Распутин: расследование» можно заказать наложенным платежом, позвонив по телефону 8-985-426-97-86. Москвичи и жители ближнего Подмосковья могут получить книгу прямо в городе, по договоренности по тому же телефону.
Tags: Мои книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment