sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Categories:

«А КРУГОМ ШИРОКАЯ РОССИЯ…» (окончание)

– Вы упоминали воспоминания Матрены Распутиной. Используете ли Вы их в своей книге? И какие именно?
– Разумеется, использую. Речь идет о воспоминаниях «Мой отец Григорий Распутин», увидевших свет в Париже в 1925 году. Именно это издание, основанное на неизданных русских воспоминаниях Матрены Соловьевой-Распутиной, является наиболее достоверным (даже по сравнению с протоколами допроса ее следователем Н.А. Соколовым, осуществлявшегося всё же под давлением). Все последующие издания, выходившие под ее именем, были всё более и более беллетризированными в угоду иностранной публике. Найти бы хорошего переводчика и редактора да, тщательно откомментировав, издать – цены бы той книге не было!

– Объем Вашей книги весьма солидный, свыше 800 страниц. Трудно представить себе, что в ней идет речь лишь о ранней биографии Г.Е. Распутина.
– Вы правы, книга состоит из трех разделов. Причем раздел о Григории Ефимовиче – самый маленький по объему. Данных об этом периоде его жизни дошло до нас немного. Однако, если сравнить со всеми до сих пор выходившими книгами о Распутине, он всё же наиболее полный и объемный. Второй раздел рассказывает о жизни Царственных Мучеников со времени восшествия на Престол до встречи Их поздней осенью 1905 г. с Григорием Ефимовичем, о том, чем и как в это время жила Россия. Немало пережито было за это время. Тут и деятельность «министра-маклера» С.Ю. Витте с его несравненной Матильдой, и противостоявшего ему, а ныне несправедливо задвинутого в тень и оболганного В.К. фон Плеве, и прославление преподобного Серафима Саровского, и переговоры русских министров с сионистами, и Большая Азиатская программа Императора Николая II, и русско-японская война, и первая революционная Смута, и еврейский террор в России, и Манифест 17 октября 1905 г., и финансовые войны. Всё это перемежается с внутренней жизнью Царской Семьи. Читатели узнают о непростых взаимоотношениях в Августейшем Семействе, о духовно опытных людях, старцах и старицах, к кому за советом и молитвой обращались Святые Царственные Мученики.
Государя и Государыню, особенно в последнее время, пытаются упрекать в некоторой сдержанности общения Их с людьми духовными. Но так ли это? И всегда ли люди, облеченные в сан, являлись людьми духовными в полном смысле этого слова?
Современные церковные исследователи утверждают, что в начале ХХ в. Русскую Церковь возглавлял самый образованный епископат за всю русскую историю. Но всегда ли совпадают такие понятия, как образованный и духовный?
Вот, между прочим, свидетельство либеральнейшего о. Шавельского, члена Св. Синода, воспоминания которого выпустило Крутицкое Патриаршее подворье: «…В предреволюционное время наш епископат в значительной своей части представлял коллекцию типов изуродованных, непригодных для работы, вредных для дела. Тут были искатели приключений и авантюристы, безграничные честолюбцы и славолюбцы, изнеженные и избалованные сибариты, жалкие прожектеры и торгаши, не знавшие удержу самодуры и деспоты, смиренные и “благочестивые” инквизиторы, или же безличные и безвольные в руках своих келейников, “мvроносиц” и разных проходимцев, на них влиявших, пешки и т.д., и т.д. Каждый указанный тип имел в нашем епископате последнего времени по нескольку представителей. Некоторые владыки “талантливо” совмещали в себе качества нескольких типов».
Когда заходит речь о взаимоотношениях Царственных Мучеников с Г.Е. Распутиным, почему-то очень часто забывают о духовниках Их Величеств, к мнению которых Они, несомненно, прислушивались.
Всегда следует помнить, что частная, в том числе (и даже, прежде всего) духовная жизнь любого человека (а уж Царя в особенности), не столь уж доступна для взоров постороннего человека. Знания наши часто призрачны. Во всяком случае, нам известно далеко не всё. Но и того малого, что нам известно наверняка, для нас вполне достаточно.
Обо всём этом можно прочитать в специальных главах нашей книги («Царь и архиереи», «Люди Божии», «Царское благочестие», «Духовники Их Величеств»), в которых содержится немало любопытных подробностей.

– Ну, и, наконец, третья, заключительная часть…
– Она о первом Друге Их Величеств – господине Филиппе. Это первое подобного рода исследование. Кстати говоря, не только у нас, но и во Франции, из которой он родом. Воспоминания о нем, причем весьма пристрастные, выходили, а вот исследований не было. Нами обследованы все доступные источники: русские и зарубежные. При этом в каждом случае, по возможности, установлены источники информации, которыми пользовались их авторы. Дело в том, что практически никто из русских авторов дневников и воспоминаний, на которые ныне, как на вполне надежный источник, опираются исследователи, самого Филиппа никогда не видел. Почти все подобные мемуаристы «опираются» на слухи и сплетни. У зарубежных же авторов очень сильна «партийность», выражающаяся в том, что они не только безапелляционно, но и бездоказательно утверждают, что г-н Филипп придерживался их взглядов.
На основании таких источников о нем до сих пор пишут как о еврее, оккультисте, масоне и шарлатане. Всё это неправда, но перекочевывает из книги в книгу и в результате закрепляется в общественном сознании. Один из самых последних таких примеров – книга весьма уважаемого и ценимого мною автора В.С. Брачева «Оккультные истоки революции. Русские масоны ХХ века» (М. «Издатель Быстров». 2007).
Задуматься над тем, а как всё было на самом деле, меня побудило почитание г-на Филиппа Царственными Мучениками, продолжавшееся даже в то время, когда Они были уже в узах. И вот, в очередной раз, по словам приснопамятного Батюшки Николая, неправда помогла открыть правду.
Оказалось, что врач из Лиона не только предсказал рождение Наследника, появившегося на свет после усердных молитв Августейших Богомольцев у мощей преподобного Серафима Саровского (о необходимости прославления которого не раз говорил тот же г-н. Филипп), но и о скором приходе к Ним «Нового Друга» – Григория Ефимовича Распутина.
Травля г-на Филиппа, первого Друга Царя и Царицы, была пробой сил будущих участников борьбы с Григорием Ефимовичем. Мотивация же и способы были одни и те же. При этом наибольшую ненависть всегда вызывала Императрица Александра Феодоровна. Этот крепкий орешек никому был не по зубам. С Государем надеялись справиться, особенно уповая на мать – вдовствующую Императрицу.
На сей раз Царь с Царицей уступили сильному на Них давлению родственников, придворных и общества, но когда то же самое повторилось с Распутиным, Они поняли, что так будет всегда с любым человеком; уступая же, Они лишают Себя поддержки… Это не могло не наложить отпечаток и на последующее поведение Императрицы. По свидетельству Ее фрейлины баронессы С.К. Буксгевден, Государыне «было известно, что придворные круги критиковали Ее интерес к мсье Филиппу, и Она понимала, какие толки и пересуды вызовет известие о Ее интересе к Распутину».
Безразличие к проблеме г-на Филиппа не извинительно. Именно это, в конце концов, привело к обвинению Государя в принадлежности к масонству. В своё время эту «гипотезу» выдвинули исследователь-патриот В.М. Острецов и «профессиональный дипломат и историк» О.Ф. Соловьев, а вскоре ее поддержал весьма ангажированный питерский историк Рафаил Шоломович Ганелин со товарищи. Согласитесь, весьма колоритная троица.

– Хотелось бы отметить, что вторая книга издана не хуже первой. Хорошая бумага, достойная обложка, фронтиспис, тоновые форзацы, 91 фотография на двух вклейках.
– Особо хотелось бы обратить внимание читателей на фотографию на первом форзаце. Это работа известного мастера начала ХХ в. С.М. Прокудина-Горского. Он сфотографировал село Покровское со стороны Туры. В оригинале фотография цветная, в книге она тоновая. Но она уникальна – избы, церковь, река, небо с облаками. Такими их видел Григорий Ефимович. Сегодня нет ни той церкви, ни тех изб. Лишь небо и река остались неизменны…
Издать достойно помогли люди, пожертвовавшие на книгу. Ее читатели. В том числе и те, кто купил первый том. Господь всё видит и, верю, воздаст каждому.

– Ну, а над чем Вы работаете в настоящее время?
– Над очередной третьей книгой. Рабочее ее название «Боже! Храни Своих!» В ней будет рассказано о приходе Г.Е. Распутина в Петербург, о знакомстве его с Царской Семьей, церковными иерархами, знатными и простыми русскими людьми; о начале организованной его травли. Примерные хронологические ее рамки 1906-1910 гг.

Эту и другие книги серии «Григорий Распутин: расследование» можно заказать наложенным платежом, позвонив по телефону 8-985-426-97-86. Москвичи и жители ближнего Подмосковья могут получить книгу прямо в городе, по договоренности по тому же телефону.
Tags: Мои книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment