sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Category:

УБИЙСТВО РАСПУТИНА В ДНЕВНИКЕ И ПИСЬМАХ «ОДНОГО АНГЛИЧАНИНА» (2)




1915 год.
Пятница, 13 августа.

Дневник.
Москва. Вчера посетил кремлевские церкви, а сегодня Оружейную палату и Музей. Днем в Архангельское, 25 верст от Москвы, загородную усадьбу Юсуповых, которую Феликс Юсупов показывал мне в 1909 году.


Князь Ф.Ф. Юсупов.

Суббота, 5 сентября.
Из письма.
[Петроград.]

Я завтракал на крыше отеля с Карсавиной, когда вошел Великий Князь Дмитрий Павлович!


Генри Брюс. Портрет Т.П. Карсавиной. Бумага, карандаш. 1918 г.
Тамара Платоновна Карсавина (1885–1978) – прима-балерина Мариинского театра, сестра русского философа Л.П. Карсавина. В 1913 г. на приеме в Английском посольстве познакомилась с начальником канцелярии Генри Джеймсом Брюсом (1880–1951), выпускником Итона. В 1915 г., разведясь с первым мужем, она стала его супругой.
В 1918 г. Брюс оставил дипломатическую карьеру, уехав вместе с женой в Лондон. «Несмотря на эгоизм, свойственный мужчинам вообще, – писал он в своих мемуарах “ Тридцать дюжин лун ”, – у меня не было никаких амбиций, кроме желания находиться в тени Тамары».
В Лондоне Т.П. Карсавина продолжала танцевать, затем занималась преподавательской деятельностью, занимая в 1930-1955 гг. пост вице-президента Королевской академии танца. Могила ее находится на Хэмпстедском кладбище близ Лондона.



На сорок восемь часов в увольнении – и найти время повидаться со мной!


Ресторан «Крыша» в Гранд Отеле «Европа».

Мы весь день провели вместе.. Сначала я осмотрел весь его дворец […], затем мы пили чай; мы говорили о Вас и о других друзьях, потом рыдали, потом отправились за покупками на «Рено» в 60 л.с.; потом преследовали на машине хорошеньких дамочек, потом при божественной погоду носились по набережным и через мосты, потом в 6.30 доставили меня в отель.
Сегодня утром он заедет за мной, чтобы отвезти на моторе в Царское, а сегодня вечером он возвращается на фронт.



Сергиевский дворец – резиденция Великого Князя Димитрия Павловича, в котором размещался англо-русский госпиталь. Фото из альбома Дороти Коттон, медицинской сестры, приехавшей в Петроград из Канады:
http://www.bac-lac.gc.ca/eng/discover/military-heritage/first-world-war/canada-nursing-sisters/Pages/dorothy-cotton.aspx#photos


Суббота, 5 сентября.
Дневник.
В Царское с Великим Князем Дмитрием. Посетили Государев собор. Назад в Петроград днем, оставив леди Джоржине [Бьюкенен, супруге посла. – С.Ф.] записку, можно ли ему там пообедать; она позже позвонила по телефону, приглашая его. Он заехал за мной на моторе и довез до посольства.
Уехал в 10 в его дворец, и я видел как он отбывает на поезде в 11 часов вечера.



Посольство Великобритании в Петрограде. Угол Дворцовой набережной, 4 и улицы Миллионной, 3.

[В письме от 13 февраля 1916 г., помещенном в книге, Стопфорд подробно описал Высочайшую аудиенцию у Императора Николая II в Царском Селе.
Состоялась она 28 января.
«Т[етя] Михень, – записал в этот день в Свой дневник Государь, – завтракала. Когда остались с ней втроем [т.е. вместе с Государыней. – С.Ф.], она долго говорила о Борисе». (Речь в записи идет о попытке сватовства Марией Павловной за своего сына Бориса Владимiровича Царской Дочери – Великой Княжны Ольги Николаевны.)
Сразу же вслед за этим в Царском дневнике читаем: «Принял англичанина Stopford…»
В тот же день, после приема в Царском Селе, английский дипломат приехал в петербургский дворец к Марии Павловне, где они обменялись своими впечатлениями о прошедшем дне.]



Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. Фото из личного альбома А.А. Вырубовой.

1916 год.
Воскресенье, 1 октября.

Дневник.
Первый снег. […]


Вторник, 19 декабря.
Дневник.
Пешком в Казанский собор, где пели «Тебе Бога хвалим» в честь тезоименитства Императора. Все посольства и официальные лица были там. Меня впустили, так я был известен Охране. Услышав о возвращении Великого Князя Дмитрия с фронта, написал для него свое имя. Обедал в посольстве – одни англичане.
Отправился на ужин к Шубиным, где нашел – среди многих друзей – Великого Князя Дмитрия. Я не видел его много месяцев. Он отозвал меня в другую комнату, где весьма долго обсуждал со мной внутриполитическую ситуацию. Зная как мою лояльность, так и скромность, он поверил мне шаги, которые, как он думал, нужно было предпринять, дабы пресечь постоянную реакционную политику Императрицы, в которую Она втягивала Императора; и сколь насущным было удаление дурных советчиков.



Императрица Александра Феодоровна с Великим Князем Дмитрием Павловичем.


Среда 20 декабря.
Дневник.
Завтрак с Великим Князем Дмитрием с тем, чтобы осмотреть его покои, заново отделанные в цокольном этаже его дворца. В полночь вернулся, чтобы там поужинать.


Среда, 20 декабря.
Из письма.
Странные дела здесь творятся. Император изгнал княгиню Васильчикову, высокородную даму, за то, что она писала Императрице!


Княгиня Софья Николаевна Васильчикова (1867–1942), урожденная княжна Мещерская – сестра флигель-адъютанта князя П.Н. Мещерского, племянница редактора газеты «Гражданин» князя В.П. Мещерского и супруга члена Государственного Совета князя Б.А. Васильчикова. Автор дерзкого оскорбительно письма Императрице в котором, по словам Ю. Ден, «посмела утверждать, будто бы все классы общества настроены против Ее Величества и требуют от Нее прекратить вмешательство в русские дела». Выслана в имение в Новгородской губернии с воспрещением выезда из него. Эмигрировав во Францию, скончалась в Русском доме. Похоронена на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Фотография, которую мы публикуем, украшала обложку одного из первых послепереворотных номеров московского иллюстрированного журнала «Искры», вышедшего 26 марта 1917 г.



Неужели мы [sic!] вернулись в царствование Петра Великого? И чем это всё кончится? Меня предостерегли насчет драмы, которая скоро может произойти. Но я не осмеливаюсь вымолвить ни слова. Даже мои частые посещения Европы могут обратиться против меня!


[Судя по дальнейшим дневниковым записям, 27 декабря Стопфорд по каким-то надобностям (полагаем, связанным с заговором), срочно выезжал в Москву.]


Продолжение следует.
Tags: Убийство Распутина: английский след
Subscribe

  • «ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ»

    Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. . . .…

  • «ЗВЕЗДОЧКА, ЗАЖГИСЬ!» (1)

    Значок октябрёнка. Ранняя версия. 1928 г. Предлагаю вниманию читателей моего ЖЖ публикацию моего старого друга – Романа Багдасарова,…

  • МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ТАЙНЫХ ВОЖДЕЛЕНИЙ

    ХХС – ГХВС. Здравствуй, Серёжа! Хочу показать тебе один реликт: мой текст, написанный в 1987 году. То есть автора от него отделяет целая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment