sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«КОРАБЛЬ» ДЛЯ ДУРАКОВ, или Кое-что о «народном Православии» (часть 8)

10.
И.А. Чуриков. Снимок 1920-х годов.


Не мытьем, так катаньем (окончание)

Время от времени И.А. Чуриков давал о себе знать. В январе 1916 г. состоялась, например, наделавшая много шума акция по публичному сожжению трезвенниками новомодных граммофонов, как греховных орудий. Однако в целом движение шло на спад.
С обострением отношений с духовенством «участились случаи отказа священников не только причащать, но иногда даже исповедывать трезвенников. Так что в последние годы деятельности Братца его слушатели не слышат от него настоятельного призыва непременно посещать храмы и причащаться Святых Тайн. Так Св. Причащение постепенно отходило на задний план в духовной жизни трезвенников. […] Хотя Братец в своих беседах отмечал грехи и священнослужителей, и мiрян, не соответствующих по своему образу жизни ни своему сану, ни званию, но, восставая против греха, порабощающего чад Церкви, он никогда не учил против Св. Церкви, ее иерархии, Таинств и обрядов. Братец не мог мириться с грехом, даже если его носитель облачен в священнические одежды, и он мужественно говорил об этом, о чем свидетельствуют его прошения церковным и светским властям».
Иеромонах Вениамин, священник Иоанн Колесников и миссионер И.Г. Айвазов, каждый на своем месте, выполнили то, что сегодня пытается делать «миссионер» А.Л. Дворкин (личные цели которого, правда, далеко не те, что у его предшественников): все они способствовали выдавливанию из Церкви наиболее пассионарных, независимых и авторитетных фигур, не всегда удобных для «священноначалия». (Именно благодаря последнему обстоятельству такая, часто весьма сомнительной честности, деятельность, как правило, остается не только безнаказанной, но еще и вознаграждается.)
Прошлые обиды и суровая реальность послереволюционной России толкнула И.А. Чурикова к демагогам-обновленцам. В результате переговоров с А.И. Введенским и А.И. Боярским 1 декабря 1923 г. он и его последователи присоединились к «Живой церкви». Однако вскоре, узнав поближе «живцов» Иван Алексеевич разочаровался в них и порвал с ними всякие контакты.
Не сложились и его отношения с новыми властями, не раз напоминавшими ему о поддержке его П.А. Столыпиным. Арестованный, И.А. Чуриков скончался в 1933 г. в Ярославском политизоляторе.

11.
Условная могила И.А. Чурикова на одном из петербургских кладбищ.

В представлении современных исследователей дальнейшие события развивались следующим образом: «С годами эти взаимные мнения укрепились, наслаиваясь, обрастая дополнительными подробностями и домыслами. Каждый новый архиерей в этом вопросе полагался на уже сложившееся мнение клира о трезвенниках. […] В свою очередь, последующие поколения трезвенников усваивали от своих предшественников обиду на священников и их несправедливое отношение к Братцу. А через это, как казалось, и пренебрежительное отношение к делу отрезвления народа».
Так росла стена взаимного непонимания и отчуждения. Так, в конце концов, действительно появилась секта, принявшая уродливые формы «культа обожествления» Братца Иоанна, который сам при жизни неизменно отрицал такого рода «почести», вносившие в движение трезвенников антихристианский, противоцерковный дух.
В настоящее время в Петербурге действуют четыре общины «чуриковцев».
Рассматривая все эти печальные зигзаги, следует учитывать, что трезвенническое движение в России, одним из видных представителей которого был И.А. Чуриков, вышло буквально из толщи народной. В силу этого оно несло на себе все плюсы и минусы этой стихийности. Не вина, а беда Ивана Алексеевича (и в еще большей степени тысяч его последователей) заключалась в том, что не оказалось рядом с ним авторитетного да к тому же высокой духовности священника, который мог не только поддержать молитвой и словом, но дать мудрый совет, наставить в духе Святых отцов.
Мы нисколько не обеляем И.А. Чурикова и его последователей. Но не замечать вреда, нанесенного ревновавшими не по разуму иерархами, священниками и миссионерами, тоже не можем. Той и другой стороне не хватило ни терпения, ни смирения, а еще больше – Любви во Христе. Официальные представители Церкви, получившие, в отличие от малограмотных крестьян и рабочих, специальное образование, похоже, не воспользовались ни полученными знаниями, ни церковным воспитанием. А ведь именно им следовало бы быть всё же мудрее и дальновиднее.
Прибегая там, где они не могли ничего добиться ни своим словом, ни личным авторитетом, к силе государства (войскам, полиции, судам, психиатрическим лечебницам и т.п.), они предали, в конце концов, и само это государство в лице Государя. Как показала дальнейшая история, все эти гонения на имяславцев и хлыстов (иоаннитов) оказались фикцией. Достаточно вспомнить, как Патриарх Тихон после 1917 г. снимал с них наложенные ранее прещения, лично рукополагая некоторых в священный сан. Другое дело, что почивших к тому времени без должного покаяния и отпевания было уже не вернуть, так же как и повернуть некоторые смятенные и озлобившиеся в результате гонений сердца….

Продолжение следует.
Tags: Распутин в Петербурге
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments