sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Г.Е. РАСПУТИН: К СТОЛЕТИЮ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ


Фрагмент житийной иконы мученика Григория Нового «Святой Григорий – Друг Царев». Музей «Наша эпоха». Москва.


«Первая пуля Революции»


«С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес».
Василий РОЗАНОВ.
1918 г.

«Потом придут прежние, и будет хуже, чем было!»
Блаженная МАТРОНА МОСКОВСКАЯ.


Удивительное время мы переживаем.
Вот уже вековой рубеж тех событий перед нами (первая мiровая война, убиение Царского Друга, устранение Императора от Престола, упразднение Монархии, две революции), в результате которых Россия, по словам В.В. Розанова, «слиняла в три дня».
Пережив всё (гражданскую бойню, вакханалию безбожия, коллективизацию, расстрелы, лагеря, ссылки, еще одну, гораздо более страшную войну, мертвящий душу режим) и не успев еще до конца осознать произошедшее наше освобождение, мы снова, выворачивая шею, глядим туда, за горизонт, в полузабытое прошлое, где, как кое-кто пытается убедить нас (а мы, увы, верим!) текли молочные реки в кисельных берегах.
То есть снова одержимы мифом, созданным не нашим народным сознанием, а – подлаживаясь под него – совершенно иными людьми в своих интересах, разумеется.
А дело в общем-то всё в той же «чечевичной похлебке» и той цене, которую мы готовы за нее заплатить.
Но это вовне, а что происходит у нас внутри, в наших рядах, среди «своих»?
Взять, к примеру, Григория Ефимовича Распутина. Сколько сил и энергии было положено на то, чтобы очистить его реальный облик от грязи, густо набросанной на него из либерально-революционных подворотен.
Немало сделала для этого та же Русская Народная Линия, заведя еще в 2002 г. специальную рубрику «Иоанн Грозный и Григорий Распутин»:

http://ruskline.ru/tema/religia/ioann_groznyj_i_grigorij_rasputin/

Вплоть до весны нынешнего года публикации о Царском Друге регулярно появлялись на этом православно-патриотическом интернет-ресурсе. Так продолжалось вплоть до весны нынешнего года. После этого – как отрезало.
А ведь предстоящее столетие этого судьбоносного (пусть осознаваемого пока не всеми) события, казалось бы, наоборот предполагало рост числа такого рода материалов. Ведь есть люди, специально занимающиеся исследованием этой темы (даже я знаю некоторых из них). Неужели никто из них ничего не написал? – Простите, не поверю!
Единственным исключением является статья (пусть и демонстрирующая недостаточную информированность о последних публикациях) священника Сергия Чечаничева «Григорий Распутин – последнее оправдание революции», опубликованная 15 августа:

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/15/grigorij_rasputin_poslednee_opravdanie_revolyucii/

Все остальные публикации были связаны исключительно с протестами в связи с заявлением директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» о намерении снести крест, установленный в 2005 г. на месте строившегося храма Преподобного Серафима Саровского, где, в присутствии Царской Семьи, был погребен Их Друг.
Кстати говоря, вряд ли директриса осмелилась сделать такое заявление, если бы информационная активность в связи с Г.Е. Распутиным была достаточно высока.



Шествие ко Кресту в одну из годовщин мученической кончины Царского Друга.

Вполне ли, однако, естественно такое «молчание ягнят»? Не означает ли оно падение интереса к Григорию Новому, охлаждение, усталость?
Судя по статистике самой РНЛ, обращение общественных деятелей, возмущенных покушением на Крест в Царском Селе, к одному из депутатов ГД просмотрело свыше 550 читателей. Комментарий же, при этом, оставил всего лишь один из них.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/05/poklonnyj_krest_v_aleksandrovskom_parke_carskogo_sela_nado_sohranit/

Любому это покажется, по крайней мере, странным. Почти не сомневаюсь, что многие подумают, что всё дело в модерации, которая на том ресурсе, правду сказать, весьма развита.
Но как же так, спросят, ведь тот же главный редактор РНЛ А.Д. Степанов подписал то самое «протестное письмо»? (Он же, прибавим, выступает как один из организаторов конференции в Петербурге, посвященной столетию убиения Г.Е. Распутина.)
Нет, дело тут не в личном расположении или отсутствии такового у главреда.
Основная причина этого, представляется, в позиции Патриарха Кирилла, в фарватере которого (впрочем, как и Президента) весьма жестко следует господин Степанов.
О том же, какова позиция Святейшего, можно судить по его заявлениям, которые он сделал 25 октября на встрече с участниками VII Международного фестиваля «Воля и Слово», обнародованными на той же РНЛ:
«Информационное поле – взрывоопасное пространство».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/25/patriarh_kirill_informacionnoe_pole_vzryvoopasnoe_prostranstvo/
«Не надо слишком поднимать градус полемики».
http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/26/svyatejshij_patriarh_kirill_ne_nado_slishkom_podnimat_gradus_polemiki/


«Ищущие найдут. Григорий». Этот автограф Г.Е. Распутина много раз воспроизводился в пореволюционных изданиях 1917 г.

Молчание, однако, далеко не всегда является золотом. Коллизия с намерением снести Крест в Царском Селе лишь одно из подтверждений тому.
А еще, как говорят, свято место пусто не бывает.
И лучшее тому доказательство – появление таких вот «авторитетных» мнений из среды «своих», «доказывающих» мифическую причастность Царского друга к старообрядчеству:

http://www.segodnia.ru/content/13380
http://www.talabsk.ru/main/122-slovo-shimonahini-nikolai-groyan-na-nikolaevskih-chteniyah.html

К сказанному тех публикациях вполне подходят и другие классические слова: «Сон разума порождает чудовищ». (Как занимавшийся в течение многих лет исследованием круга общения Царского Друга и обстоятельствами, в результате которых он попал в Петербург, могу совершенно точно заявить: все содержащиеся там утверждения – есть передергивание, подлог и откровенная неправда, порочащая – под видом пиетета по отношению к Старцу Григорию – его имя.)
Все эти обстоятельства (распространение давно опровергнутых данных, ложь и нынешнее «безрыбье» на православно-патриотическом интернет-пространстве) вызвало решение – опубликовать свои прежние работы, малоизвестные (по малотиражности и отсутствию самих книг, в которых они публиковались), а также и вовсе неведомые новому молодому поколению, вступающему в жизнь.
Первой такой републикацией станет исторический очерк «Как они ЕГО жгли».
К написанию его я приступил по благословению старца Николая Псковоезерского.




Работал я над ним Великим Постом 2002 г., а 30 мая в Специальном выпуске «Русского вестника» его опубликовал мой друг Алексей Алексеевич Сенин:
http://www.rv.ru/content.php3?id=317
http://www.rv.ru/content.php3?id=318
http://www.rv.ru/content.php3?id=319
http://www.rv.ru/content.php3?id=320



В газете этой и впредь, вплоть до кончины Алексея Алексеевича, публиковались все мои разыскания о Царском Друге, вошедшие затем в серию книг «Григорий Распутин: расследование», работу над которой благословил также отец Николай.
По милости Божией, в 2015 г. мне удалось завершить этот труд.




Что касается очерка «Как они ЕГО жгли», то работа над его расширенным вариантом, дополненным новыми материалами, полученными мною во время поездок в Петербург, где я изучал и проверял некоторые события прямо на местности, вновь происходила Великим Постом, но уже 2005 г.
Само исследование было опубликовано в вышедшем в следующем году сборнике «На Царской Страже».



Обложка книги: С.В. Фомин. На Царской Страже. К 25-летию литературно-публицистической деятельности. Статьи 2001-2005 гг. М. «Форум». 2006.

В электронном виде этот очерк можно найти по адресу:
http://www.nashaepoha.ru/?page=obj47150&lang=1&id=639

Там он опубликован со всеми надлежащими ссылками на источники.
Что касается нынешней его републикации в моем ЖЖ, то, как я уже писал, все ссылки – для удобства восприятия – опущены, материал разбит на отдельные посты, проиллюстрированные редкими снимками и другими изобразительными материалами.
Tags: Распутин: погребение и могила
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments