sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ» (ЧАСТЬ 34)


Седмиезерная Казанская Богородицкая пустынь. Литография XIX в.


Преподобный Гавриил Седмиезерский


Одно из важнейших знакомств Григория Ефимовича в Казани была встреча его с преподобным Гавриилом (Зыряновым, 1844†1915), схиархимандритом, наместником (1902–1908) Седмиезерной Казанской Богородицкой пустыни.
Монастырь находился в 17 верстах от города. Старец жил в обители с 1883 г. и пользовался особым почитанием у студентов и преподавателей Казанской духовной академии, преимущественно из числа монашествующих, для которых он стал духовным отцом и наставником.
От этих-то последних об о. Гаврииле, видимо, и услышал Г.Е. Распутин, а узнав, не мог не попытаться встретиться с подвижником.
В доме Григория Ефимовича в Покровском на почётном месте хранилась фотография, на которой хозяин был снят с отцом Гавриилом.
Покровский священник Феодор Чемагин вспоминал, что ещё в 1905 г. Григорий Ефимович «рассказывал, что бывал во многих монастырях России и ведёт знакомство со схиархимандритом Гавриилом Седмиезерной Казанской пустыни и показывал карточку, на которой он снят с ним».



Схиархимандрит Гавриил (Зырянов).

У странника и схимника нашлось немало точек соприкосновения. Отец Гавриил тоже был крестьянским сыном. Родился он в Ирбитском уезде Пермской губернии.
Он также был особым чтителем св. праведного Симеона Верхотурского, к мощам которого в юном возрасте совершил не одно паломничество, и также, как и Григорий Ефимович, удостоился видения Праведника.
Были у них и общие знакомые. Наиболее примечательный из них уже упоминавшийся нами епископ Мелетий (Заборовский), земляк Г.Е. Распутина, направивший его по пути духовных поисков.
Восприемником этого будущего Владыки при монашеском постриге в 1898 г. был старец Гавриил.
Интересно, что после революции, будучи уже в Харбине, Владыка Мелетий находился в тесном общении с другим Архиереем, тепло относившимся к Г.Е. Распутину – епископом Михаилом (Богдановым).
Занимавший с 1914 г. самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру, в 1918 г. Преосвященный Михаил вслед за отступающей Белой армией уехал на восток, став в 1919 г. епископом Владивостокским и Приморским.
В 1922 г. он навсегда покинул Россию. Проживал в Токио, а затем в Харбине, где и скончался.



Группа дальневосточных епископов после хиротонии Софрония (Старкова, 1875†1932) во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии (справа). Кроме него, все Владыки знали Г.Е. Распутина. В центре архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мефодий (Герасимов), участвовавший в 1916 г. в прославлении святителя Иоанна Тобольского. Справа от него – епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский). Слева – епископ Владивостокский и Приморский Михаил (Богданов), бывший ректор Казанской духовной семинарии. Крайний слева – епископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов). Свято-Николаевский собор в Харбине. 23 апреля 1922 г.


Один из духовных сыновей старца Гавриила, впоследствии архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Тихон (Троицкий, 1883†1963), в бытность свою воспитанником Казанской духовной академии, вместе со своими сотоварищами часто посещавший старца, вспоминал о замечательной встрече отца Гавриила с Сибирским странником:
«Раз группа студентов посетила старца Гавриила, который, по обычаю, пригласил чайку попить в 4 часа. На чае был молодой Владыка Тихон и среди гостей был и Распутин. В то время он считался all right и был в почёте, посещал старца и очевидно был на большом счету у него.
Старец Гавриил позже рассказывал Владыке Тихону, что когда Распутин говорил ему, что он собирается в Петербург, то старец про себя подумал: “пропадёшь ты в Петербурге, испортишься ты в Петербурге” (у о. Гавриила был в этом отношении свой печальный опыт. – С.Ф.), на что Распутин, прочитав его мысль, вслух сказал: “А Бог? А Бог?”
Это слышал Владыка Тихон, но не знал к чему, так что позже старец объяснил этот явный случай прозорливости Распутина».
Такую настойчивость и целеустремленность Григория Ефимовича можно объяснить исполнением данного ему послушания.
Подтверждение этому мы находим в неизвестных до недавних пор отрывках из воспоминаний А.А. Вырубовой. По её словам, Г.Е. Распутин на её расспросы часто говорил: «Я дам ответ Богу за все мои поступки, и должен делать то, на что я послан».



Образ преподобного Гавриила Седмиезерского.



Сохранился свидетель этих исторических собеседований двух старцев в Седмиезерной пустыни…
Осенью 1892 г. о. Тихон (таково было монашеское имя будущего схимника) надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага.
В тот же день он получил еще и сильный ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией.
В ожидании кончины 5 октября 1892 г. он принял постриг в великую схиму с именем Гавриил.
Последующие пять лет он был прикован к постели, дав обет в случае исцеления написать икону тогда еще не прославленного преподобного Серафима Саровского.
Чудо произошло: о. Гавриил встал на ноги.
Старец заказал дивеевским монахиням написать икону.
Чтобы не нарушать церковные каноны, было решено изобразить на ней посещение Царицей Небесной с Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом, двумя ангелами и двенадцатью девами Великомученицами в канун Благовещения 1831 г. келлии преподобного Серафима в присутствии дивеевской монахини Евпраксии.
Этот келейный образ, принадлежавший старцу Гавриилу, написанный на кипарисовой доске, пришёл к автору этих строк тотчас после выхода в свет первого издания книги «Россия перед Вторым Пришествием»…



«Явление Божией Матери старцу Серафиму в день Благовещения». Икона из келлии преподобного Гавриила.

За долгие годы болезни о. Гавриил стяжал дары старчества, прозорливости.
В 1902 г. его назначили наместником пустыни и возвели в сан архимандрита. (Случай довольно редкий, учитывая предшествующий его постриг в великую схиму.)



Надпись на обороте иконы: «Образ сей из келлии старца схимо-архимандрита Гавриила».

25 декабря 1996 г. было от Патриарха Алексия II получено благословение совершить прославление в лике местночтимых святых Казанской епархии преподобного Гавриила (Зырянова).
В следующем году были обретены мощи святого, первоначально находившиеся в храме праведного о. Иоанна Кронштадтского в Казанской духовной семинарии.
В 2000 г. их передали в восстановленную Седмиезерную пустынь.



Окончание следует.
Tags: Распутин: паломник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments