sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«РОДНЫЕ ДЛЯ СТАРЦА МЕСТА» (часть 2)


Снимок С.М. Прокудина-Горского, подписанный им: «Село Покровское на р. Туре». 1912 г. Это оригинальный вариант снимка. На большинстве репродукций нижний изгиб реки, как правило, обрезается реставраторами. Отреставрирован братьями Константином и Владимiром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».


По Царскому приказу


Пионер русской цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский (1863†1944) происходил из старинного рода, восходившего к одному из воевод времен Куликовской битвы.
Первые сообщения о способе получения цветных фотографий он сделал еще в 1902 г., а первые цветные фото снял уже в следующем году.
В своей деятельности Сергей Михайлович пользовался поддержкой вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и Великих Князей Михаила Александровича, Константина Константиновича и Николая Константиновича.
Однако решающим для его дела было благоволение к нему Императора Николая II, Который Сам был известным любителем фотографии. 3 мая 1909 г. фотограф был приглашен в Александровский Дворец Царского Села, где показывал цветные диапозитивы.
«Вечером проф. Прокудин-Горский, – записал Царь в дневнике, – сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков».
Дававшее потрясающий визуальный эффект оптическое проецирование заинтересовало Государя, Который поручил С.М. Прокудину-Горскому «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в цветах».



С.М. Прокудин-Горский.

Для осуществления этого грандиозного замысла (предполагалось сделать десять тысяч фотографий), наряду с письменным предписанием «повсеместно оказывать подателю сего необходимое содействие», в распоряжение фотомастера был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон, способный плыть по мелководью небольшой пароход, моторная лодка и автомобиль «Форд».
Летом 1909 г. С.М. Прокудин-Горский отправился в экспедицию, продолжавшуюся в течение пяти лет.
Несколько работ его связано с интересом Царской Семьи к Г.Е. Распутину.
В конце августа – начале сентября 1909 г. Сергей Михайлович побывал в Верхотурье, сняв не только эту обитель, но и Октайский скит – местопребывание духовника Григория Ефимовича – старца Макария и самого этого старца.
Обращает на себя внимание также тесное сотрудничество фотографа с близкими Царскому Другу князем М.С. Путятиным (организовавшим в 1909 г. Высочайшую аудиенцию) и полковником Д.Н. Ломаном.
Все приводящиеся нами снимки наверняка были показаны Царской Семье во время специальных сеансов, отмеченных в дневниках Государя:
(20.3.1910. Царское Село): «После обеда знакомый нам по прошлому году Прокудин-Горский показывал нам свои красивые снимки цветной фотографии из поездки по России ло Урала».
(22.1.1911. Царское Село): «В 9 час. в Круглой зале Прокудин-Горский показывал свои красивые цветные снимки берегов Волги и Урала».
(30.11.1911. Ливадия): «После обеда – в театр. Прокудин-Горский показывал красивые снимки из поездки по Туркестану и г. Ростову-Великому».
«В течение сеанса, – пишет один из работников Ливадийского дворца-музея, – на экране возникали красочные пейзажи России. Менялись слайды, и перед взором зрителей представали достопримечательности, памятники древнего зодчества, знаменитые архитектурные ансамбли. […] Во время показа слайдов Сергей Михайлович давал объяснения к каждой картине».
Летом 1912 г. С.М. Прокудин-Горский совершил поездку в Покровское, сделав ныне широко известный снимок села.



Оригинал цветной фотографии. Библиотека Конгресса США (№ 20851 по каталогу).

Это произошло во время его т.н. «четвертой поездки» – экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути и Уралу. Началась она предположительно в Перми.
Он шел по реке Чусовой вплоть до окрестностей Екатеринбурга, затем по Исети, Тоболу до Ялуторовска. Далее направился вверх по Туре, посетил Тюмень, Камышлов, Тобольск, где и завершил поездку.



Альбом «Урал». Отдел III. Камско-Тобольский водный путь. Лист № 25.

Фотографируя сибирскую столицу, С.М. Прокудин, по профессии, напомним, ученый-химик, не мог не вспомнить своего великого учителя Д.И. Менделеева, уроженца Тобольска.
Примечательно, что в том же 1912 году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России.
Слайд с изображением Покровского Члены Царской Семьи могли видеть во время одного из отмеченных в дневнике Императора фотосеансов.



Контролька к снимку Покровского с надписью С.М. Прокудина-Горского.

(7.4.1913. Царское Село): « От 9 часов Прокудин-Горский показывал новые красивые цветные фотографические снимки».
(13.12.1913. Ливадия): «В 9 час. поехали в Ливадийский театр, где сперва показаны были снимки цветными стеклами, а затем интересный кинематограф».



Вид на Покровское с реки Туры. Современный снимок.

В Ливадии, отмечают исследователи, «в новом Дворце в рабочем кабинете Царя хранились в красных кожаных футлярах два небольших диапозитива в натуральных цветах на стекле, выполненные С.М. Прокудиным-Горским. Один диапозитив был с изображением Государя и Государыни, другой – Царской Семьи. После революции эти фотографические снимки на стекле были отправлены в Москву, куда ушли многие ценные вещи из Ливадийского Дворца».


На этом и следующих снимках этого поста – берег реки Туры со стороны Покровского. Современные снимки.

В некоторых источниках упоминается о том, что после революции фотомастеру чудом удалось вывезти заграницу цветной портрет убиенного Царевича Алексея. К сожалению, все перечисленные работы пока остаются ненайденными.
В 1918 г. С.М. Прокудин-Горский покинул Россию. Сначала он обосновывается в Англии, где вел работы по созданию цветной кинопленки. В 1922 г. он выехал во Франции, где открывает фотоателье.
В 1930-е гг., передав дело сыновьям, фотограф отошел от активной деятельности. Скончался Сергей Михайлович в 1944 г. вскоре после освобождения Парижа от немецкой оккупации. В 1948 г. наследники фотографа продали всю коллекцию негативов в библиотеку Конгресса США.




Снимки, сделанные С.М. Прокудиным-Горским в его поездках по России в 1909-1916 гг., предназначались для показа на экранах с помощью специального проектора. Говоря современным языком, это слайды.
Каждый негатив цветной фотографии представляет собой черно-белую пластину, на которой расположены в рамках друг под другом три изображения, полученные с применением синего (вверху), зеленого (посередине) и красного (внизу) светофильтров.
При просмотре они совмещались друг с другом.




В коллекции библиотеки Конгресса США насчитывается всего около 2600 фотографий: 1902 негатива цветных фотографий, около 700 черно-белых копий несохранившихся цветных фотографий.
При этом сохранились не все альбомы. Есть около 150 цветных фотографий, черно-белые копии которых отсутствуют.
Однако, к сожалению, даже в альбомах можно увидеть не все копии. Нередки случаи, когда над подписью к фотографии – пустое место. К некоторым фотографиям сам Прокудин-Горский сделал ошибочные подписи.
Коллекция включает 450 фотографий Урала и около 100 снимков Западной Сибири.
В альбоме «Ural Mountains and Western Siberia, survey of waterways» помещены черно-белые копии фотографий, выполненных во время «четвертой поездки».
На первой странице альбома надпись: «Работа 1912 года. Отдел III. Камско-Тобольский водный путь».




В альбоме с черно-белыми контрольками имеется только одна фотография Покровского.
Трудно себе представить, чтобы С.М. Прокудин-Горский, затратив немало усилий, чтобы добраться до села на реке Туре (исполняя, вероятно, Царское пожелание), сделал всего лишь один снимок.
В поле внимания его объектива не попал, к примеру, дом Г.Е. Распутина.
Рассуждая на эту тему, на форуме, посвященном творчеству С.М. Прокудина-Горского, один из участников обсуждения заметил: «Но в альбомы вошли далеко не все снимки, поэтому простор для фантазий остается открытым».



Продолжение следует.
Tags: Распутин и Царская Семья, Распутин на родине
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments