sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«ВЕСЬ ВЕТРОМ ПОДБИТ» (часть 2)


Софийско-Успенский кафедральный собор в Тобольске.

– Вернемся, однако, к основному предмету нашего разговора – только что вышедшей Вашей книге…

– Итак, осознав, что тянуть дальше этот воз мне уже не по силам (впереди, по моим оценкам, должны были последовать, по крайней мере, еще три книги), я остановился и задумался, как завершить, не скомкав, начатое.
Прежде всего, стало ясно, что издание это должно выйти вне серии. И второе: там обязательно должно быть рассказано об убийстве Григория Ефимовича, его организаторах и исполнителях. Ведь, в конечном счете, именно ради этого всё и начиналось. Нужно было выполнить благословение старца Николая Псковоезерского.
Тогда-то мне пришла в голову идея альбома.
Во-первых, фотографии сами по себе ценнейший исторический источник. Во-вторых, с ними столько путаницы. Их публикуют, но при этом не знают ни времени съемки, ни фотографов, ни лиц, запечатленных рядом с Царским Другом. При этом перепечатывают одни и те же снимки из книги в книгу, далеко не лучшего качества да еще и с ошибочной атрибуцией.
Собирая материалы об убийстве Царского Друга, заинтересовался я и «полицейским альбомом», до сих пор воспроизводившимся лишь выборочно.



У кафедрального собора. Тобольск.

– Словом Вы решили соединить материалы своего расследования с изобразительными источниками?

– Совершенно верно.


Экспозиция Царского музея в Тобольске в губернаторском доме.

– Но как Вы решились? Ведь изобразительные материалы это совершенно особый вид исторических источников, требующий специального подхода, навыков в их исследовании и интерпретации.

– Ну, прежде всего, я к этому времени накопил уже большой материал, при использовании которого количество могло уже дать качественно иной, нужный мне, эффект.
Еще четыре года назад на сайте московского Царского музея «Наша эпоха» мне удалось разместить большую подборку фотографий Г.Е. Распутина. Долгое время она считалась наиболее полной.
А потом подобный опыт у меня уже был. Первая моя книга, напомню, так и называлась «Кантемиры в изобразительных материалах». Она появилась в 1988 г. в Кишиневе и была посвящена известному молдавскому Господарскому роду, тесно связанному с Россией. Напечатали ее в издательстве Академии наук Молдавской ССР.
Предложенный мною материал прошел существовавшую еще в то время довольно строгую научную апробацию. Конечно, теперь я понимаю, сколь безрассудным и самонадеянным был тогда мой поступок. Ведь сунулся я в Академию, можно сказать, прямо с улицы. Однако книга, в конце концов, была принята и издана, получив даже приз за оформление на одной из книжных выставок в Москве. На волне успеха я получил тогда новый заказ от издательства и также реализовал его.
Помогло мне, конечно, то обстоятельство, что в то время на историческом факультете Московского университета имени Ломоносова мы, историки, учились вместе с искусствоведами.



Больница в Тюмени, в которой после ранения на излечении находился Г.Е. Распутин.

– Ваш альбом включает более тысячи фотографии, в том числе, как Вы пишите, все выявленные на сегодняшний день подлинные снимки Г.Е. Распутина. Есть среди них немало и цветных.
Хотелось бы подчеркнуть, что это первая такого рода книга, целиком и полностью посвященная Царскому Другу. Жизнь и личность Григория Ефимовича впервые раскрывается через посредство фотографий и других изобразительных материалов.
Весьма важным связи с этим мне представляется, сделанное Вами замечание: «Попытаемся для начала узнать правду. А это можно сделать, не только изучая исторические факты, но и просто взглянув ЕМУ в глаза. Эту возможность мы и предоставляем нашим читателям».


– Одним из принципов, которыми я руководствовался при составлении альбома, был – дать всем интересующимся темой возможно более полную иконографию Григория Ефимовича. Именно поэтому, наряду с весьма качественными снимками с высоким разрешением, скопированными с оригиналов или даже с фотопластинок, в нем воспроизводятся низкокачественные, плохо читаемые, из периодики того времени.
Дополнительным подспорьем для меня стало появление книг наместника Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Тихона (Затёкина) «Царское Верхотурье» и «Григорий Распутин. Верхотурские страницы», вышедших в 2013 г. в Нижнем Новгороде.
В столичных и провинциальных архивах России отцу Тихону удалось скопировать оригиналы целого ряда фотографий высокого качества. Своими находками он великодушно поделился со мной, за что выражаю Его Высокопреподобию искреннюю благодарность.
Фоторяд был также существенно расширен благодаря материалам, любезно предоставленным мне правнучкой Григория Ефимовича – Лоранс Ио-Соловьевой, живущей в Париже, и петербургским коллекционером Игорем Егоровичем Филимоновым.



Дарственная надпись на книге от правнучки Григория Ефимовича.

Поделился со мной своими материалами московский исследователь Кирилл Андреевич Протопопов. Использованы были также разыскания нашего хельсинкского знакомого Руди де Кассереса, а также владельцев частного музея Г.Е. Распутина в Покровском Владимiра Любомировича и Марины Юрьевны Смирновых.
Неоценимую помощь оказал Дмитрий Юрьевич Игнатовский, взявший на себя съемку в Петербурге и его окрестностях некоторых объектов, связанных с пребыванием там Григория Ефимовича.
Важным источником информации были материалы Открытой группы Anastasiya Rahlis «Григорий Ефимович Распутин-Новый» на интернет ресурсе «В контакте», за что я выражаю глубокую признательность всем ее участникам.



Продолжение следует.
Tags: Мои книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments