sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Г.Е. РАСПУТИН ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ И СКУЛЬПТОРОВ (часть 4)


Бюст Г.Е. Распутина работы Н.Л. Аронсона.

Бюст скульптора Аронсона

К тому же 1914 году относится начало работы над бюстом Г.Е. Распутина Н.Л. Аронсона (1872–1943).
Наум Львович (Янкель Нохум Лейбович) родился в семье хасидов Витебской губернии, закончил еврейский хедер и рисовальную школу в Вильне.
Несмотря на протекцию попечителя Виленского учебного округа Сергиевского, в Императорскую Академию Художеств, отказавшись принять христианство, он не попал и уехал в Париж.
Вернувшись в Россию, он вылепил бюст Л.Н. Толстого (1901). В следующем году работы Аронсона были выставлены в Петербурге. Затем он создал скульптурные портреты Тургенева, Фета, Леонида Андреева, артисток Савиной, Комиссаржевской, балерины Иды Рубинштейн.



Б.М. Кустодиев. Портрет Наума Аронсона. 1904 г.

В 1904 г. в Париже А.В. Луначарский свел с Н.Л. Аронсоном Ленина, с которого скульптор изготовил несколько бюстов. Одни из них с 1927 г. находился в Музее Ленина на видном месте – на лестнице между этажами.
Октябрьский переворот Аронсон принял с радостью, однако в СССР не переехал, оставшись в Париже. Там он стал членом масонской ложи и получил орден Почетного легиона.
При вступлении германской армии во Францию (1940) бежал в Португалию, а затем в США. Скончался в Нью-Йорке.
Именно этот человек ваял бюст Г.Е. Распутина, завершив работу в 1915 г. Известия об этом попали в прессу: «Григорий Распутин пишет и готовит к выпуску в свет книгу “Мои мысли и размышления”. Скульптор Н.Л. Аронсон сделал бюст старца в новой для него роли писателя».



Г.Е. Распутин позирует скульптору Аронсону. Фото 1915 г.

После революции бюст Г.Е. Распутина хранился в парижской мастерской Н.Л. Аронсона.


Г.Е. Распутин и Н.Л. Аронсон у бюста старца. Снимок 1915 г.

Весной 1926 г. он демонстрировал его пришедшему корреспонденту влиятельной эмигрантской газеты «Возрождение», причем в паре с другим – ленинским:
«Вот – только что начатый бюст Ленина. Многим из нас так хорошо знакомые дегенеративные черты “Ильича” настолько талантливо подчеркнуты скульптором, что в этой начатой работе уже ясно чувствуется грозный, бездушный, опасный маньяк, маньяк решительный и способный на всё.
И еще один бюст – Распутина. Знакомые черты: как будто примасляные, гладкие косички волос, благообразная жидкая раскольничья борода, ничего не выражающий лоб и хитренький взгляд где-то глубоко спрятавшихся глаз».
Так что фальсификацией смыслов занимались отнюдь не только в СССР. Все изолгались – и уже давно, задолго до революции. В том числе и по этой причине она и разразилась.



Журнальная публикация о бюсте Г.Е. Распутина («Искры». М. 1915. № 27. С. 215).

В настоящее время бюст Г.Е. Распутина находится в Тель-Авивском музее изобразительных искусств.
История его появления там такова. Еще в 1936 г мэр Тель-Авива Дезингов решил создать там Музей еврейского искусства. В состав комиссии по его созданию вошли Эйнштейн, Шагал и другие подобные фигуры. Именно эта комиссия приобрела для музея работы Аронсона.



Н.Л. Аронсон. Бюст Г.Е. Распутина. 1914-1915 гг. Бронза. Высота 68,5 см. Тель-Авивский музей изобразительных искусств.

По всей вероятности, скульптор изготовил также авторские копии бюста Григория Ефимовича. В 2005 г. такой бронзовый бюст был выставлен на одном из европейских аукционов.

Продолжение следует
Tags: Распутин: портреты и фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments