sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Г.Е. РАСПУТИН ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ И СКУЛЬПТОРОВ (часть 2)


А.Д. Раевский. Портрет Г.Е. Распутина. Бумажная репродукция из печатного издания с надписью: «Портрет “старца” Григория Распутина (он же Новый) на “Весенней выставке” в Петербурге. Портрет работы А.Д. Раевского». Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Портрет Александра Раевского

Одно из первых достоверных известий о холсте, на котором был запечатлен Григорий Ефимович, мы находим в тюменской газете 1912 г.:
«На весенней выставке в залах Академии Художеств выставлен портрет Григория Ефимовича Распутина, написанный с натуры одним из видных экспонентов весенней выставки А.Д. Раевским.
Портрет вышел очень удачный, художник превосходно передал типичное лицо Гр. Распутина и его худощавую фигуру, одетую в темно-синию поддевку и высокие сапоги. Большие выразительные глаза, как живые, смотрят из своих глубоких орбит.
Гр. Распутин приезжал к художнику позировать около 8 раз и талантливый автор сумел уловить и передать не только тип лица, но и выразить внутреннее состояние и напряженное нервное настроение своего оригинал.
Портрет был закончен только на днях, и Г. Распутин пред отъездом выразил художнику свое удовольствие по поводу прекрасного сходства портрета.
Рядом с портретом выставлен превосходный рисунок углем, набросанный с натуры в несколько минут с Гр. Распутина. В этом рисунке художник необыкновенно хорошо передал выражение безпокойства бегающих глаз.
Пред этими произведениями всегда стоит масса любопытных зрителей».
Среди тех, кто проявил интерес к портрету А.Д. Раевского была вдовствующая Императрица Мария Феодоровна.
В своих частично опубликованных мемуарах флигель-адъютант ЕИВ полковник А.А. Мордвинов вспоминал об одном коротком разговоре с ней, состоявшемся в Аничковом Дворце.
За столом сидели обер-гофмейстер князь Г.Д. Шервашидзе, а также фрейлины Государыни графиня О.Ф. Гейден и графиня З.Г. Менгден.
«Государыня только что вернулась с выставки в Академии Художеств и была в тот день более оживленна, чем за последнее время.
– Выставка у них в этом году имела большой успех, – говорил мне кн. Шервашидзе. – Вы знаете, на ней уже перебывало более 3 тысяч человек, а она только что началась.
– Ну, для полуторамиллионного города это капля в море, – возразил я, – немного же любителей искусства в Петербурге.
– Представьте себе, что, по словам начальства Академии, это, наоборот, очень много, – отвечал мне Шервашидзе. – В этом году интерес к выставке был особенно подогрет портретом Распутина. Говорят, очень схоже написан.
Императрица улыбнулась:
– Подумайте, – обратилась она ко мне, – они там узнали, что я буду, и поскорее убрали этот портрет. Вообразили, что Мне будет неприятно, что его там выставили. Конечно, этот ужасный человек, как говорят, отвратителен, но зачем было его прятать от меня… Точно я с ним знакома и хочу это скрывать».



Здание Императорской Академии Художеств в Петербурге, где на весенней выставке 1912 г. был выставлен портрет Г.Е. Распутина кисти А.Д. Раевского. Дореволюционная открытка.

К сожалению, о самом авторе портрета мало что удалось найти.
Известно, что Александр Дмитриевич Раевский (1869†?) в 1888-1894 гг. проходил курс обучения в Академии Художеств. В 1893 г. он получил серебряную медаль, а 5 ноября 1894 г. за картину «Песни Анакреона» ему присвоили звание классного художника 3-й степени.
В справочной книге значится, что жил А.Д. Раевский по адресу: Казанская площадь, дом 1. Именно сюда в 1910-1911 гг. ходил к нему позировать Г.Е. Распутин.
В 1914 г. ряд художников и скульпторов намеревались запечатлеть образ Г.Е. Распутина. Помимо портретиста Г., о котором мы писали, есть сведения о том, что создать скульптуру старца намеревался известный мастер С.Д. Эрьзя (1876–1959).



Степан Дмитриевич Эрьзя. Снимок 1914 г.

Степан Дмитриевич (настоящая его фамилия была Нефедов), родом зырянин, происходил из крестьянской семьи, был уроженцем Симбирской губернии. В 1906-1914 гг. он жил в Италии и Франции, приобретя известность мастера скульптуры из дерева.
Весной 1914 г. Эрьзя возвратился в Россию, а 29 июня 1914 г., в самый день покушения на старца оказался в Покровском.
Цель его поездки в Покровское и даже сам ее факт никак не отражен в многочисленных книгах о скульпторе; неизвестен он и научным сотрудникам Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи в Саранске.
Однако не будет, видимо, большим преувеличением предположить, что он хотел изваять скульптуру Григория Ефимовича, о чем с ним предварительно договорился.



Продолжение следует
Tags: Распутин: портреты и фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments