sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Г.Е. РАСПУТИН: ПОСЛЕДНИЕ СНИМКИ И РИСУНКИ (часть 18)


Принцесса Мюрат в своей парижской мастерской.

Рисунок Принцессы Мюрат

Один из последних рисунков Г.Е. Распутина, сделанных с натуры во время личной беседы в 1916 г. в квартире старца на Гороховой, был выполнен Августой-Мари-Жозефиной-Агнессой принцессой Люсьен Мюрат (1876–1951), урожденной графиней Роган-Шабо, дочерью французского политика, супругой сына потомка наполеоновского маршала и мингрельской княжны Саломеи Дадиани.
В своих опубликованных в Париже, по горячим следам событий, воспоминаниях она описала эту встречу со старцем, в которых, помимо расхожей клюквы, есть, несомненно, несколько любопытных наблюдений.
Саму встречу, по словам принцессы, удалось организовать благодаря «одному скульптору, которого я повстречала случайно […] Распутин даже согласился мне позировать. Мне не терпелось наконец с ним познакомиться. […]
Наконец он вошел, извиняясь, что заставил меня ждать, расцеловался с моими спутниками, как принято в России. Я избежала этого […] Он ограничился тем, что обнял меня. Я позволила ему это, слегка удивившись […]
– Соберемся в круг, – сказал он, – поближе друг к другу, чтобы наши душвеные токи не расточались и чтобы наши души могли лучше соприкоснуться.
Мы сдвинули наши стулья, я смотрела в его голубые глаза, голубее незабудок, орошенных росой; глаза его странно останавливались, буравя и притягивая к себе.
Когда я начала делать эскиз его лица, я едва смогла набросать этот повелительный взгляд. Решительно, я против своей воли почувствовала зарождающуюся симпатию и я бы могла судить, что он хороший.
Его каштановые волосы в безпорядке ниспадали на широкие плечи, нос с небольшой горбинкой имел благородные очертания, высокий лоб являл какую-то породистость, рот был красивый, губы несколько чувственные, будто выпяченные, подбородок волевой, хорошо очерченный под нечесаной бородой.
Он казался молодым в свои пятьдесят лет; стать у него была мощная. Я оказалась в присутствии человека, весьма уравновешенного, который позволял своим страстям обслуживать себя, не служа им сам.




– Ну, – сказала я ему, – расскажите нам, как вы оказываете свое влияние на великих?
– Любовью, голубушка, – отвечал он, и, взяв листок бумаги, написал, глядя на меня: “Любовь твое утешение, твоя печаль и страдание. Счастье любви весит превыше всего”.
Он не знал орфографии […], и выводил слова, как крестьянин пашет землю. Казалось, его осенило вдохновение, и взгляд у него был тогда как у апостола. Я вспомнила, что монах Илиодор называл его “величайшим святым современной России”».
От этой встречи остался рисунок, сделанный в Петрограде, воспроизведенный на обложке книги, вышедшей в Париже в 1917 г.



Обложка книги принцессы Марии Мюрат «Распутин и кровавый рассвет» (Париж 1917) с рисунком Г.Е. Распутина, сделанным ею в Петрограде в 1916 г.

Сохранился и еще один след. Вскоре после визита на Гороховую принцесса, по приглашению хорошо знавшей ее Великой Княгини Марии Павловны Младшей, сестры одного из будущих убийц Григория Ефимовича, приезжала к ней в Псков.
Та была поражена рассказом своей парижской знакомой, аристократки, хорошо известной в обществе своими литературными опытами и как художник. Это удивление не оставляло Великую Княгиню и много лет спустя, когда, уже будучи в эмиграции, она упомянула этот мимолетный эпизод в своих мемуарах: «Из любопытства она встретилась с Распутиным и была потрясена его взглядом, внушающим благоговейный трепет».


Окончание следует.
Tags: Распутин: портреты и фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments