sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Г.Е. РАСПУТИН: ПОСЛЕДНИЕ СНИМКИ И РИСУНКИ (часть 7)


Паллада Богданова-Бельская.

Роковая женщина Серебряного века

Не забыта и Паллада
В титулованном кругу,
Словно древняя Дриада,
Что резвится на лугу,
Ей любовь одна отрада,
И где надо и не надо
Не ответит, не ответит, не ответит «не могу»!

Михаил КУЗМИН

Кратко рассказать о сей «светской львице» весьма непросто.
Правнучка соборного протоиерея, внучка директора московской гимназии, дочь генерала, начальника военных инженеров Варшавской крепости.
За всю свою жизнь она издала всего лишь один сборник стихов «Амулеты» (1915), зато жизнь ее была переполнена событиями, многие из которых хотелось бы, наверное, забыть потом и самой поэтессе.



Обложка единственного прижизненного сборника стихов Паллады Богдановой-Бельской «Амулеты» (Издательство Товарищества М.О. Вольф. Петроград. 1915). Стихи были написаны под сильным влиянием Михаила Кузмина, Анны Ахматовой и Игоря Северянина. Лирическая героиня – утонченная куртизанка.

В одних только официальных ее мужьях можно легко запутаться.
Богданова-Бельская – наиболее известная ее фамилия. А была она и Пэдди-Кабецкой, и Дерюжинской, и Берг, и Гросс.
Существовали еще и т.н. «гражданские мужья» – попросту говоря, сожители.
Первый из них – эсер-террорист Е.С. Сазонов, убивший министра внутренних дел В.К. фон Плеве.



Егор Сергеевич Созонов (1879–1910).


Экипаж министра внутренних дел В.К. фон Плеве после взрыва бомбы.


«Убийца министра Сазонов». Снят после самоубийства на каторге. Фото из французского журнала.

От него у Паллады родились двойняшки, благородно усыновленные товарищем террориста – Сергеем Богдановым-Бельским. Один из них, Орест (1905–1998), стал ученым-металлургом, лауреатом Государственной премии СССР. Другой, Эраст (1905–1953), – известным юристом.
Славу свою Паллада Олимповна приобрела, однако, в 1908-1909 гг., еще до выхода сборника стихов: из-за любви к ней застрелились два молодых человека, впрочем, совсем ей не нравившиеся.
С этих самых пор в богемной среде ее стали называть «демонической женщиной».
В разное время о ней писали Михаил Кузмин, Игорь Северянин, Николай Гумилев, Георгий Иванов, Борис Садовской, Анна Ахматова, Рюрик Ивнев…
Внес свой вклад и Алексей Толстой, упомянувший о Палладе в «Хождении по мукам» при описании знаменитого в Петербурге литературно-артистического кабаре «Бродячая собака», завсегдатаем которой она была: «...Такой гнили нигде не найдешь – наслаждение!.. Посмотри – вон в углу сидит одна – худа, страшна, шевелиться даже не может: истерия в последнем градусе, – пользуется необыкновенным успехом».




«Когда Паллада шла по улице, – вспоминал поэт Георгий Иванов, – прохожие оборачивались. Как было не обернуться? Петербург, зима, вечер. Падает снег, зажигаются фонари. На обыкновенных улицах обыкновенная толпа. И вдруг… Вдруг в этой серой толпе странное, пестрое, точно свалившееся откуда-то существо. Откуда? Из Мексики? С венецианского карнавала? С Марса, может быть? На плечах накидка – ярко-малиновая или ядовито-зеленая. Из-под нее торчат какие-то шелка, кружева, цветы. Переливаются всеми огнями бусы. На ногах позвякивают браслеты. И все это, как облаком, окутано резким, приторным запахом „Астриса”».
Схожий образ запечатлен в дневниковой записи 1918 г. актрисы и художницы В.А. Судейкиной: «Паллада была сногсшибательно экстравагантна: рыжие, всклоченные волосы торчали чубом над сильно подмазанными глазами, красная полосатенькая материя едва покрывала её тело, на оголенных до плеча руках и на шее звякали и блестели безчисленные цепочки, браслеты, аграфы…»


Продолжение следует.
Tags: Распутин в Петербурге, Распутин: портреты и фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment