sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

Г.Е. РАСПУТИН: ПОСЛЕДНИЕ СНИМКИ И РИСУНКИ (часть 5)


Бюст Сергея Авдеевича Оцупа перед входом в музей La Casa Grande в городке Торрехон де Ардос под Мадридом. Автор – Карлос Веласкес, потомок великого испанского художника Диего Веласкеса.


«Генерал Серхио», «кошерный фон» и Штирлиц


После революции почти всем Оцупам из Авдеевичей удалось бежать за границу.
На разведку первым отправился Сергей Авдеевич (1889–1976). Через Финляндию и Швецию он перебрался в Германию, где завел бизнес, будучи, кроме всего прочего, и кинопродюсером.
Именно он материально обезпечивал своих братьев, которые, вскоре покинув Россию, перебрались к нему в Берлин.
Так бы, наверное, они там и жили, если бы не приход к власти Гитлера. Положение осложнялось еще и тем обстоятельством, что за пределы Рейха предстояло вывезти большую коллекцию русских икон, представлявших большую культурную и материальную ценность.
Осуществлению этого предприятия способствовал сводный брат Рейхсмаршала – Альберт Геринг. (Детство братьев, напомним, прошло под Нюрнбергом, в замке их крестного отца – Германа фон Эпельштайна – принявшего католичество еврея. В связи с этими младшими Герингами поговаривали даже о возможном отцовстве этого кошерного «фона».)



Альберт Геринг с женой-чешкой Миландой Клазаровой. Брату Рейхсмаршала на расовые законы было наплевать.

Известная фраза Геринга о том, что он сам определяет, кто у него еврей, прекрасно корреспондируется с необъяснимой, с точки зрения здравого смысла, и преступной, если иметь в виду законодательство, перегруженностью соседствующей с Царской резиденцией гимназии евреями.
В том и другом случае нарушение закона под видом «исключения из правил», «служебной необходимости», «гуманности» и других подобного рода отговорок-оправданий и привело, в конце концов (наряду, конечно, с другими причинами), обе – совершенно отличных друг от друга – Империи к крушению.
В который раз подтвердилась старая мудрость о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад.
Альберт Геринг помог Сергею Оцупу обзавестись подложными документами о том, что он, Sergio Otzoup, природный испанец.
Далее всё было просто: «испанская грусть» тянула Серхио Оцупа на родину предков…
Отчасти это было правдой. Еврейские предки Оцупа действительно обретались в Испании, начиная со II в. по Р.Х., и жили там вплоть до конца XV столетия, когда, не пожелав принять христианство, перебрались в Голландию, из которой, вместе с мастеровыми и торговыми людьми, при Государе Петре Алексеевиче выехали в Россию.
О том, как протекала жизнь «Серхио Оцупа» в Испании, нет почти что никаких достоверных известий. Правда имя его однажды появляется в одном из популярных в советское время романов о Штирлице Юлиана Семенова (Ляндреса) «Экспансия-I».
Действие произведения происходит в Испании, где разведчик оказывается после окончания второй мiровой войны:
«Генерал Серхио Оцуп встретил его у порога; дверь была отворена; жил он в громадной квартире, в самом центре старого Мадрида, в узком доме начала прошлого века, на третьем этаже; запах здесь был – и это поразило Штирлица – русским: ладан, старые книги и самовар, именно самовар с сосновыми шишками, с особым теплом, которое существовало для него только в России.
– Заходи, заходи, хозяин барин, – сказал Оцуп по-русски, и эти слова его, петербургский говор, смешинка в глазах, некоторая суетливость, как предтеча дружеского застолья, свойственная именно русским, когда те ожидают гостей, поразили Штирлица.
– Простите? – спросил он Оцупа непонимающе; его испанский после года, прожитого в Мадриде, стал совершенно изысканным. – Что вы изволили сказать? Я не понял вас...
– Так и не должны, – весело ответил Оцуп. – Это я по-родному говорю, по-русскому, драпанул оттуда в восемнадцатом. Петечку звал с собою, младшенького, а он Ленина фотографировал, не захотел, служил делу революции. Он и поныне правительственный фотограф в Кремле, а я генерал у Франко... Так-то вот... Разметало братьев, стоим друг против друга, библейский сюжет! Раздевайтесь, милости прошу в дом. Сначала посмотрим коллекцию, потом гости подойдут, перезнакомлю...
В первой комнате, заставленной огромными шкафами красного дерева, оборудованными под музейную экспозицию, хранились русские складни: крохотные, деревянные, скромные; иконы, убранные серебром.
– А здесь, – Оцуп распахнул дверь во вторую залу, – у меня самое прекрасное, что есть. Милости прошу».
Вот так описана встреча двух «истинно русских» людей: Оцупа и Ляндреса, с милым, правда, библейско-ветхозаветным подтекстом.
Перемены переменами, а глубинные связи не ослабевают. Их чувствуют… кровью…



Портрет Серхио Оцупа на фоне его коллекции:
Я надену русскую рубашку,
Подвяжусь расшитым пояском,
Разукрашу звёздами мордашку
И пойду по мiру с посошком…

Николай МАРУТА

Кое-что удалось найти и о самой коллекции икон. Первую из них, старинный Иверский образ Божией Матери, С. Оцуп приобрел еще в России в 1909 году, последнюю – у испанца, воевавшего на Волховском фронте в составе «Голубой дивизии», которому удалось вывезти награбленное из России на родину.
Были в этой коллекции и свои жемчужины. Например, икона Божией Матери, подаренная некогда Великим Князем Иваном III одному из Римских пап, вероятно, тому, что хлопотал об устройстве брака Ивана Васильевича с Софьей Палеолог.
Кроме русских образов, представлены в ней болгарские и греческие, даже византийские X века. По оценкам экспертов, коллекция Оцупа – одно из самых обширных собраний в мiре. Всего в ней числится более чем 1300 экспонатов.
Иконы хорошо известны специалистам. В 1951 г. часть коллекции была представлена в Мадриде на международной выставке The Holy Land, а в 1955 г. – в Мадридской библиотеке. В 1965 г. коллекция была выставлена полностью, заняв восемь залов. Выставка называлась «Иконы Серхио Оцупа». Ее посетило более ста тысяч человек, включая Принца Хуана Карлоса и Принцессу Софию, будущих Короля и Королевы.


Принц Хуан Карлос и Принцесса София на выставке икон Сергея Оцупа.

Незадолго до смерти Оцуп продал всё свое собрание испанскому предпринимателю Дон Рафаэлю Ариза Оньева. В настоящее время оно демонстрируется в городке Торрехон де Ардос под Мадридом в музее La Casa Grande, располагающемся в здании XVI в., построенном Императрицей Марией Австрийской, сестрой Короля Филиппа II.



Иконы из коллекции Сергея Авдеевича Оцупа, вывезенной им в Испанию.

Сергей Авдеевич Оцуп скончался 25 марта 1974 года. В настоящее время братья Оцупы: Александр, Сергей и Михаил (тот самый, несостоявшийся убийца Г.Е. Распутина!) покоятся под общей могильной плитой на мадридском кладбище…


Продолжение следует.
Tags: Распутин: портреты и фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment