sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

МУЗЕЙНО-АРХИВНЫЕ СТРАСТИ (продолжение)

6.
Архимандрит Тихон (Затёкин) осматривает «полицейский альбом» в хранилище Государственного музея политической истории в Петербурге.

Что касается нашего «расследования», то помощь к нам пришла, как это часто бывало и раньше, «откуда не ждали». В Нижнем Новгороде одна за другой вышли две книги наместника Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Тихона (Затёкина): «Царкое Верхотурье» (2013); «Григорий Распутин-Новый. Верхотурские страницы» (2013). В них были те самые нужные нам фотографии из альбома. Мы списались с автором и проблема была тут же решена. Среди прочего я получил от о. Тихона сканы скопированных им в разных столичных и провинциальных архивах многих интересовавших меня снимков Григория Ефимовича, за что еще раз, пользуясь случаем, приношу Его Высокопреподобию свою искреннюю благодарность.
Отец Тихон, напомним, в 1989 г. был поставлен первым наместником в возвращенный в 1989 г. Православной Церкви Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, в котором до тех пор размешалась колония для несовершеннолетних преступников.
Молодой о. игумен хорошо понимал, что одновременно с постройками нужно восстанавливать искореженные людские души, в том числе и через возвращение им подлинной русской истории. Первая организованная им выставка, посвященная 1000-летию Крещения Руси, открылась в предоставленном ему краеведческим музеем подвале Дома для высоких гостей. Вскоре в том же музее была организована экспозиция, посвященная Небесному Покровителю Урала и Сибири – Святому Праведному Симеону Верхотурскому.
Уже в 1995 г. начались работы по созданию православного музея в стенах самой только еще начавшейся возрождаться обители. На должность директора отец Тихон пригласил Р.Н. Огаркову (1940†2009), работавшую научным сотрудником в Верхотурском краеведческом музее. Именно с ее помощью наместник сумел собрать материалы для первой и последующих выставок.
Раиса Николаевна, хотя и не была местной по рождению, давно считалась в Верхотурье своей. В 1964-1989 гг. она работала учителем в школе при воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних, размещавшейся в монастырских стенах. Малолетних преступников, было, по ее словам, «до полутора тысяч. Подростки от 14 до 18 лет, сроки разные, от года до десяти. Были и 20-летние переростки, сотрудники специально оставляли их, потому что у ребят должны быть вожаки, которые были бы ближе к ним. Трудно было только в первое время, когда я ещё совсем девчонкой приехала по распределению института… Вначале было чувство страха, а потом я поняла, что если к любому человеку, пусть даже преступнику, подходить с добром, то и он ответит добром. С учениками у меня установились доверительные отношения. У многих из них судьба так сложилась, что сюда, в колонию, привела единственная дорожка: дети из пьяных семей, они и сами с детства начали пить. “Как же это случилось?” – спрашиваешь у такого. – “Да я, – говорит он, – Раиса Николаевна, и не помню, чего было-то. Напился на вечеринке, а очнулся уже в милиции”. Правда, и здесь бунты случались, при мне три бунта были со смертями».


7.
Раиса Николаевна Огаркова.

После того, как колонию расформировали, Р.Н. Огаркова поступила на работу в краеведческий музей. Там ее и приметил наместник. «Когда отец Тихон, – вспоминала она, – пригласил меня из городского краеведческого музея создавать монастырский музей, я сказала ему: “Отец Тихон, я ведь неверующая, некрещёная”. – “Ну и что, все раньше неверующие были”. – “Так я ведь немолодая уже, трудно мне поменять своё мiровоззрение”. – “Ну, посмотрим”. И вот, видимо, батюшка за меня сильно молился – я сама захотела покреститься и потихоньку стала приходить к Православию».
В 1996 г. монастырский музей принял первых посетителей.
Раиса Николаевна отдала ему 13 лет своей жизни. Будучи на этом посту она и ушла в мiр иной.
Именно благодаря ее и о. наместника стараниям в экспозиции церковного музея (пожалуй, впервые в нашей Церкви) появился стенд, рассказывающей о связях Г.Е. Распутина с Верхотурским монастырем, причем в положительном контексте. Материалы эти и до сих пор находятся в третьем зале музейной экспозиции.


8.
Стенд, посвященный Г.Е. Распутину в церковном музее Верхотурской обители.

Активное участие Р.Н. Огаркова принимала и в историко-краеведческой газете «Верхотурская старина», к изданию которой в 1998 г. приступил о. Тихон. Ими было выявлено и опубликовано немало материалов, посвященных Царскому Другу.
За свою многогранную деятельность по возрождению истории родного края Раисе Максимовне было присвоено звание Почетного гражданина Верхотурья.
Пользуясь возможностью (вряд ли еще представится такой случай), хотелось бы привести фрагмент интервью с этой удивительной русской женщиной, в котором, исходя из ее активного общения в последние годы как с обычными людьми разных взглядов, так и с некоторыми потомками Дома Романовых, отразился ее взгляд на будущее устроение России:
«– Сейчас появились люди, которые хотели бы возродить в России Монархию с представителями Династии Романовых во главе. Как вы лично к этому относитесь?
– Таких людей немного. Нынешних Романовых не признаёт гораздо больше людей, в том числе и церковных. До сих пор и про Николая Второго, и про Распутина много такого говорят, чего и в помине не было. Хотя уже доступна на эту тему другая, более объективная литература. А у нас люди по-прежнему напичканы сведениями, почерпнутыми из советских школьных учебников, где Монархия расписывалась только чёрными красками. Правда, появилась и литература с обратным, можно сказать, знаком – тоже пропагандистская, но только там всё расписывается в розовом свете. К ней я отношусь неоднозначно, не всему доверяю. Что же до представителей Дома Романовых, которые ездят по стране и убеждают всех в том, что для России необходима единая Самодержавная власть, – в этом нет ничего плохого. По-моему, для Самодержавия время ещё не пришло. Но, наверное, сильной Россия может быть только при сильной власти. Когда один тянет в одну сторону, а другой – в другую, ничего хорошего не получится. У Самодержавия в России хотя бы корни есть. А какие корни у наших нынешних хозяев жизни, всех этих “прихватизаторов”? Да никаких. Как вообще можно приватизировать народное достояние – все эти богатства природные? Мы знаем, что Царь как Хозяин земли Русской такого не позволял и Сам не делал. Царские Дети бриллиантов не носили, жили достаточно скромно».
Tags: Мемуар, Мои книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment