sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ВОИТЕЛЬНИЦА (4 глава)

2.
Зимой в деревне. Этот рисунок Виктория дарила друзьям в своем интернет-журнале на Рождество

«…Для меня бытие Бога является неопровержимым фактом»

Без Бога не до порога.

Гораздо важнее, чем политические взгляды, нам было бы раскрыть духовный мiр Виктории Ванюшкиной.
К сожалению, единства в этом вопросе у пишущих о ней пока что нет и вряд ли возникнет в ближайшее время (если когда-либо будет вообще).
«В религиозном отношении, – утверждает газета “Завтра”, – Ванюшкина была ориентирована на язычество. Но и здесь это был действительно философский выбор, а не субтильный набор лозунгов, зачастую исключительно антихристианского толка».
С тем, что у Виктории не было никаких «антихристианских лозунгов», мы согласимся, а вот с языческой ориентацией – нет.
Никак не может убедить нас в этом и статья в интернет-энциклопедии «Традиция»: «Придерживалась языческого мiровоззрения». В качестве «доказательства» приводятся две ссылки на записи самой Виктории. Первая «Глядя в окно» (6.9.2008): «А с кем вы больше всего любите говорить из, скажем так, природных стихий? У меня на первом месте – огонь, потом – небо, на третьем – деревья».
Не менее смехотворен (в смысле доказательности языческой ориентации Виктории) и другой факт: «Встречалась с Доброславом».
«Волхв» Доброслав (А.А. Добровольский, 1938–19.5.2013) – идеолог славянского неоязычества, с начала 1990-х обитавший в деревне Висенёво Шабалинского района Кировской области. Виктория Ванюшкина действительно встречалась с ним.
Вскоре после известия о кончине Доброслава она отозвалась двумя постами. (31.5.2013): «Ой, мы с ним были знакомы ещё с каких-то незапамятных времён. Ещё с Москвы, до его отъезда в деревню. А в Весёнево бывала нечасто, но раза три-четыре – точно. Я ж там рядышком в Красной Поляне у друзей часто гостила. Один раз, очень снежной зимой даже на санях с лошадкой ездили. Машины не проходили». (1.6.2013): «Идеи у него были очень своеобразные, с доброй половиной их я не соглашалась. Но чувство взаимной симпатии было сильнее, поэтому мы даже не спорили».
Поразительно, но именно на эти записи ссылаются в статье в «Традиции» в качестве «доказательства» принадлежности к язычеству Виктории!
Столь же нелепо говорить применительно к ее кончине и о «Вальхалле». Достаточно вспомнить ее отношение к «оккультному фашизму», о чем мы еще поговорим. «Насчет ариософов и прочих “радетелей”, – делилась она своими взглядами в интервью, – ничего не знаю и знать не хочу. Я крайне скептически отношусь к подобного рода литературе». Само за себя говорит и название одной из ее статей «Об эзотериках, оккультистах и прочей дряни…» В этом вопросе (как и во многих других) ориентиром для нее был Ю. Эвола. В 2008 г. В. Ванюшкина перевела большую часть его книги «Лицо и личина современного спиритуализма» (1932), разоблачающую спиритизм, теософию, антропософию, психоанализ (фрейдизм) и сатанизм. Перевод, к сожалению, до сих пор не напечатан, но существует в электронном виде.
На кончину Виктории православное сообщество никак не откликнулось.
Вот, пожалуй, единственное, причем наиболее положительное, носящее на себе, однако, печать неприятия и непонимания одновременно: «…Ещё одна попытка бунта року и князю мiра сего закончилась поражением... Вика не дошла в своих поисках до святоотеческого наследия о Человеке... […] Уходят от нас искренние бунтари... это горько, скоро эта “порода” людей исчезнет вовсе. […] Очень и очень жаль...»
А вот более личностный, но также носящий печать некоторого отчуждения, отзыв.
Иеромонах Никон (Белавенец): «25 ноября случайно узнал от Андрея Смирнова, что накануне в Боткинской больнице скончалась моя добрая знакомая Вика Ванюшкина. Светлая память! Утром 27 ноября там же прошла церемония прощания. Встретил много старых друзей. И хотя взгляды Вики было трудно назвать православными, слово у гроба попросили сказать именно меня... Говорил, с трудом сдерживая слезы».
Итак, православные патриоты, в основном, проигнорировали уход Виктории, хотя очень многие лично знали ее когда-то, а ее переводы оказали влияние на их мiровоззрение.
Однако не будем кивать в одну сторону, та и другая «достойны» друг друга. Мастера кладки великой китайской стены есть и тут и там. Причем линия разлома проходит даже не по конфессиональному признаку. Православные тузят друг друга строго в зависимости от юрисдикционной принадлежности, и не только…
Желающим поближе познакомиться, как это иногда бывает (причем в самой мягкой форме) рекомендую познакомиться с письмами, которыми обменялся автор этих строк с главным редактором альманаха «Волшебная Гора» Артуром Медведевым. Они опубликованы в сборнике «Ждать умейте!» (М. 2011), под весьма актуальным и до сей поры заголовком «Время диалога еще не пришло».
Акт ухода В. Ванюшкиной наглядно продемонстрировал атомизированность Русской патриотики, неприязнь друг к другу, нетерпимость. А дом, разделившийся сам в себе, как известно, не устоит: хоть Евангелие почитайте, хоть вспомните притчу о прутиках. Кому что любо.
«Христианство Виктория воспринимала как путь к Богу, просто ей лично не близкий», – утверждается в одном из некрологов (Завтра. 2013. 5 декабря).
По свидетельству автора другой статьи in memoriam, жилище В. Ванюшкиной несколько раз было «местом совершения катакомбного Богослужения», однако сама хозяйка от участия в нем, судя по всему, уклонилась, сказав, что «с Богом она “разберется сама” (се – ее подлинные слова). Без “посредников”» (Европеецъ. 2014. № 1 (14). С. 65).
Но всё это говорят люди другие. А что же она сама?
Сохранились и ее собственные высказывания на эту тему.
«…Я не исповедую какой-либо конкретной конфессии, – сказала она в интервью, – но для меня бытие Бога является неопровержимым фактом. Пусть это прозвучит чересчур нахально, но я не просто в это верю – я это знаю. Грубо говоря, могу сказать так: для меня Бог суть то, благодаря чему всё что есть, вообще есть, а не то, что определяет каково есть то, что есть».
(26.1.2005): «…Только творческий человек может осознать Божественное присутствие. А именно отсюда следует всё остальное... Говоря творческий человек, я имею в виду не пресловутую интеллигенцию. Творческим даром может обладать и сапожник, и булочник, если он занимается своим делом по призванию».
(17.6.2010): «Надо сказать, что я человек глубоко религиозный (религиозный в прямом смысле этого слова – как известно, ведущего своё происхождение от слова “связь”). Но именно в силу глубины моих религиозных воззрений никакие шуточки, подколки и прочее на эту тему меня совершенно не задевают. Соответственно, в мiрской истории интерес для меня представляют только те события, которые связаны с мiром Горним. Остальное – разминка для ума, чтобы уж совсем не утратить навыков общения с себе подобными. Но отсюда проистекают и определённые сложности в поддержании чисто светского разговора».
Однако Виктория всё же тяготела к Православию. В связи с обсуждением вышедшего на экраны фильма Лунгина «Остров» она обмолвилась: «…Если даже брать с православной точки зрения (каковая мне всё ж не чужда)…» Да это и понятно: что бы там ни было, а была она человеком русским…
Что же касается ее «внеконфессиональности», то, не разделяя этих взглядов и не оправдывая, рука всё же не поднимается их осудить.
Ведь кто знает, что случилось бы с нами, не встреть мы на своем пути когда-то наших протоиереев, наших мудрых старцев. Вика не встретила. Это не ее вина, а наша общая беда.
От многих сегодняшних батюшек – хотя я и знаю теперь, что это неправильно и себе во вред, но всё равно скажу правду: приди в храм сегодня, я, наверное, бежал бы от многих из них без оглядки. Не могут не отвращать их гешефты, их иномарки, их дорогие часы и квартиры (ИХ – пастырей, а не бизнесменов, чиновников, министров, писателей, актеров). Меня не может не тошнить и от их защитников в этом (именно в этом!) – и штатных (на жаловании) и «по зову сердца» – с разных «линий» и ЖЖ. И таков, смею вас уверить, на это массовый взгляд народа. Да он и не может быть иным.
Но, возвращаясь к Виктории, вот совершенно неоспоримый факт: лучше нее никто (ни православные, ни патриоты, ни лица духовные, ни монархисты) не написал о проблемах современного монархизма в России, об идее Царства, о сущности подвига Царя-Мученика. (Далее мы опубликуем этот ее текст.) И ведь дано это было ей Свыше.

Продолжение следует…
Tags: Виктория Ванюшкина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments