sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМ СТРАДАНИЯМИ» (1)




Наш очерк «“Свидетельствуем страданиями”. Подлинный Распутин. Каким он был?» впервые вышел в 2012 г. в качестве предисловия к сборнику воспоминаний «Дорогой наш Отец. Г.Е. Распутин-Новый глазами его дочери и духовных чад». Настоящая публикация дополнена новыми данными и иллюстрациями.


Подлинный Распутин. Каким он был? (начало)


«Писать правдиво – вовсе не значит писать объективно или учитывая мнение обеих сторон, напротив, стремление к правдивости основано на безкорыстной субъективности».
Кнут ГАМСУН.


Учитывая, с одной стороны, высокий интерес к отечественному прошлому, а с другой, острую борьбу, идущую на страницах исторических исследований, за будущее России и Русского народа, странным было бы, если бы такая личность, как Г.Е. Распутин, Друг последних Царя и Царицы, остался бы обойденным вниманием.
В условиях вполне объяснимого скепсиса читателей по отношению к трудам историков (как правило, готовых переписывать наше прошлое так, как прикажут или даже намекнут) более востребованными являются книги, независимые от современной конъюнктуры. Потому устойчивый спрос на воспоминания современников вполне объясним.
Тиражи подобных книг уходят с прилавков магазинов если и не моментально, то все-таки достаточно быстро.
Что касается мемуаров о Г.Е. Распутине, то нельзя сказать, что сборников таких не было.
Правда, трудно назвать эти опыты удачными. Как это видно из названий первых подобных книг («Житие блудного старца Гришки Распутина», «Святой ч…. Тайна Григория Распутина»), они вполне предсказуемо шли в фарватере скандально известных романа Валентина Пикуля «У последней черты» и кинофильма Элема Климова «Агония».



«Житие блудного старца Гришки Распутина». Составитель к.ф.н. С.П. Истратова. М. Товарищество «Возрождение». Профиздат. 1990. 542 с. Т. 100 тыс.

Если первый вышедший в 1990 г. сборник включал грязную клеветническую книгу Илиодора, воспоминания убийц старца – князя Юсупова и Пуришкевича, бульварные книжонки И. Ковыля-Бобыля и П. Ковалевского, то состав второго, напечатанного в следующем году, кроме перечисленных, пополнили воспоминания Дворцового коменданта Воейкова, воспитателя Царских Детей Жильяра, французского посла Палеолога, английского дипломата Бьюкенена, Арона Симановича и Джанумовой, а кроме того, материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства и даже «Мои мысли и размышления» самого Григория Ефимовича.


«Святой ч…. Тайна Григория Распутина. Воспоминания. Документы. Материалы следственной комиссии». Сост. А.В. Кочетов. М. «Книжная палата». 1991. 318 с. 50 тыс. экз.

Новым этапом стал выход в 1997 г. в Москове в издательском центре «ТЕРРА» и «Книжной лавке – РТР» четырехтомника «Григорий Распутин. Сборник исторических материалов» без обозначения тиража. По словам его составителя В. Крюкова, он «содержит все сколько-нибудь ценные, известные и малоизвестные российскому читателю воспоминания и документы людей, наблюдавших “старца” в доступной близи».



Через три года в другом московском издательстве вышел перевод книги Эльвиры Ваталы, в которой жизнь Г.Е. Распутина иллюстрировалась цитатами из мемуаров его современников или статей и брошюр, увидевших свет в основном в годы революции.
Вопреки заявленному в авторском предисловии («Те читатели, которые интересуются только “клубничкой” из жизни Распутина, не должны читать эту книгу») она опять-таки была о том самом.
Составитель ее, польская писательница, не сумела (или не захотела?) преодолеть огромную силу инерции. Ту, о которой в свое время писала А.А. Вырубова: «Распутин! Сколько написано книг, брошюр, статей о нем! Кажется всякий, кто умел владеть пером, изливал свою ненависть против этого ужасного имени!»



Ватала Э. Григорий Распутин без мифов и легенд. М. Армада-пресс. 2000. 718 с. 10 тыс.

Те, кто искренне хотел узнать правду, поняли, что публикация всего подряд, без разбора ни к чему путному привести не могла.
Требовалась критика источников. Первыми такую попытку предприняли земляки Григория Ефимовича. Публикация малоизвестных материалов (редких газетных и журнальных статей и документов из московских, тобольских и тюменских архивов) сопровождалась составлением аннотированной библиографии.



«Григорий Распутин в воспоминаниях современников». Сост. А.В. Чернышов и Н.С. Половинкин. М. «Столица». Тюмень. Творческое объединение «Лад». 1990. 142 с. 50 тыс.


Григорий Распутин. Распутиниада: исторический экскурс // Чернышов А.В. Религия и Церковь в Тюменском крае. Опыт библиографии. В 3-х частях. Ч. 2. Тюмень. 2004. С. 195-271.

И все-таки поворотным пунктом в изучении биографии Г.Е. Распутина стали работы православных исследователей, которые ведь только и могли подлинно раскрыть личность и значимость Царского Друга.
Первым их результатом стало публичное выступление духовного писателя А.А. Щедрина (Николая Козлова) 17 июля 1989 г. с докладом, в котором впервые правдиво был раскрыт духовный облик Друга Царственных Мучеников.
Текст его был напечатан в издававшемся в Мюнхене эмигрантом Олегом Красовским независимом русском альманахе «Вече».



Андрей Щедрин. Публичный доклад, прочитанный в Москве в июле 1989 г. // Вече. № 35. Мюнхен. 1989. С. 43-55.
Андрей Алексеевич Щедрин (Николай Козлов) – духовный писатель, издатель и журналист. Родился 21 июня 1954 г. в семье коренных москвичей. После окончания средней школы и службы в армии окончил факультет журналистики Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова (1980). Работал на Центральном телевидении (до 1985 г.). С 1983 г. собирал библиотеку православно-монархической литературы и копировал подобного рода издания. С 1984 г. привлек к этому своих друзей и коллег. Приступил к исследованию некоторых духовно-исторических проблем: сначала (1986) во Всесоюзной Государственной библиотеке им. Ленина (Румянцевском музее), а затем (1988) в Центральном Государственном архиве Октябрьской революции (ныне Государственный архив Российской федерации). Первым результатом этих исследований и стало его публичное выступление 17 июля 1989 г.



Тому же А.А. Щедрину принадлежали и некоторые другие исследования о Царском Друге, а также «Акафист святому мученику Григорию Новому» (2000).



Андрей Алексеевич был также первым публикатором духовного наследия Г.Е. Распутина-Нового в современной России. Именно он (что почему-то некоторыми любителями подмять всё под себя стало ныне забываться) впервые переиздал все прижизненные брошюрки Григория Ефимовича и хранившиеся в архивах до тех пор неопубликованные его тексты.


В 1989 г в том же мюнхенском альманахе «Вече», в котором был опубликован доклад (№ 35. С. 57-78), А.А. Щедрин напечатал «Житие опытного странника» (То же. Тип. в г. Любиме. б. г. 16 с.). Впоследствии им были изданы: «Мои мысли и размышления» («Царь-Колокол». № 2. М. 1990. С. 35-53; То же. 21 с. Тип. в г. Любиме. Т. 2000); «Великие дни торжества в Киеве» (Там же. № 4. М. 1990. С. 50-55).
Отдельной брошюрой вышла архивная публикация: Григорий Ефимович Распутин-Новый. Избранные мысли, письма и телеграммы Царской Семье (собственноручно переписанные на память Августейшими Адресатами). М. 1990. 54 с. (То же. 56 с. Тип. в г. Любиме. Т. 2000); Житие опытного странника. Тип. г. Любима. [1990.] 16 с.; Г. Е. Распутин при Дворе Его Императорского Величества Николая II // Град-Китеж. М. 1993. № 1 (13). 48 с.; Духовное наследие (Избранные статьи, беседы, мысли и изречения). Галичская тип. 1994. 98 с.).





Люди верующие в разное время и при разных обстоятельствах понимали и принимали дух этих внешне невзрачных книжек. Этому не препятствовала даже клевета на их автора, которая буквально ни на минуту не прекращалась. Скорее, именно это несоответствие реальных слов (текста) и россказней об их авторе заставляли людей задуматься.
Глава Братства преподобного Германа Аляскинского в Америке и сотаинник о. Серафима (Роуза), игумен Герман (Подмошенский), вспоминая о времени своего послушничества, так писал о своем общении с архимандритом Владимiром (Сухобоком, 1922†1988), человеком оптинского духа, библиотекарем Св.-Троицкого монастыря в Джорданвилле:
«Однажды утром я пришел в канцелярию, где работал рядом со столом о. Владимiра. Благословив меня, он подает мне маленькую старинную брошюрку о посещении Святой Земли каким-то сибирским странником. Брошюра была отпечатана перед самой революцией и написана тепло и радостно, я был доволен. Отец Владимiр говорит: “Ты знаешь, кто автор ее?” Оказывается, она была написана Григорием Новым Распутиным. Я отшатнулся, оттого что он у всех пользовался дурной славой и, конечно, я был такого же убеждения, и поразился, как мог о. Владимiр положительно отнестись к такому всеми признанному мерзавцу. Но вдруг вспомнил, что все вышеупомянутые праведники были также тяжко осуждены запутавшимся светским бездушным обществом либералов. Вспомнил я и несправедливое отношение к Государю Николаю Второму в американском обществе, которое коробило меня в годы моей учебы в гимназии. И принял мнение о. Владимiра к сердцу, хотя должен был молчать» (Православный паломник. № 48. Платина. 2011. С. 84).



Архимандрит Владимiр (Сухобок) в своей келлии в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

А вот мнение архимандрита (ныне епископа) Тихона (Шевкунова), настоятеля Сретенского монастыря в Москве: «Когда я был послушником в Псково-Печерском монастыре, мне было дано послушание разбирать старинную библиотеку, присланную в обитель. Среди прочих книг мне попалась брошюра, написанная Григорием Распутиным, о его паломничестве в Святую Землю. Эта книга поразила меня. Передо мной предстал глубоко верующий, искренний и чистый человек, способный воспринимать святыню и с благоговением передавать свои впечатления о ней».
Это высказывание 2007 г. епископ Тихон еще раз подтвердил недавно публично:

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/06/otrechenie_nikolaya_ii_bylo_a_rasputin_byl_obolgan/

Следующим существенным этапом в осмыслении личности Г.Е. Распутина и его роли в Русской истории явилась вышедшая в 2007 г. в петербургском издательстве «Царское Дело» книга «Хроника Великой Дружбы» – первая попытка летописи жизни Григория Ефимовича.


Хроника Великой Дружбы. Царственные Мученики и человек Божий Григорий Распутин-Новый. Составители Юрий Рассулин, Сергей Астахов, Елена Душенова. СПб. «Царское Дело». 2007. 600 с. 1500 экз.

Эти издания, а также начавшие выходить в 2007 г. в серии «Григорий Распутин: расследование» наши книги, заставили задуматься над необходимостью издания полноценного правдивого сборника воспоминаний о Царском Друге.
В свое время, работая над книгой о Царице-Мученице, Императрице Александре Феодоровне, мы задавались вопросом: «Те источники, из которых мы черпаем сведения о Ней, – ведь все они уже отравлены ложью. Недаром личная подруга Государыни Ю.А. Ден назвала свою книгу “Подлинная Царица”».
Для этого первого мемуарного сборника, названного нами «Дорогой наш Отец» и вышедшего в 2012 г., мы выбрали свидетельства духовно наиболее близких Григорию Ефимовичу людей – родной его дочери Матрены, А.А. Вырубовой, М.Е. Головиной и Царственных Мучеников.
Подчеркнем при этом, что воспоминания М.Г. Соловьевой (Распутиной) и М.Е. Головиной отечественным читателям и даже исследователям по существу были не известны.
Корпус мемуаров А.А. Вырубовой включает ее воспоминания о духовном отце не только из общеизвестных «Страниц моей жизни», но и из показаний ее ЧСК в 1917 г., интервью американской журналистке Рите Чайлд Дорр, второго извода ее воспоминаний и исключенных самим автором фрагментов из подготовленных к печати в предвоенную пору мемуаров.
Наиболее сложными по своему составу являются свидетельства Святых Царственных Мучеников об Их Незабвенном Друге. Их приходилось собирать из самых разных источников буквально по крупицам.



Продолжение следует.
Tags: Анна Вырубова, Спор о Распутине
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments