sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 182)


Бюст отца Николае (Штенйхардта).


Испытание миром (продолжение)


«Столько людей исчезло. Наступает великий круговорот: людей, испытаний, надежд, убивания во имя истины».
Юрий ТРИФОНОВ.


Этот наш пост будет посвящен человеку необычному: иудею, принявшему в тюрьме, причем во многом под влиянием сидевших там легионеров, святое крещение, а затем, выйдя на свободу, поступившего в монастырь, приняв там постриг.
Нику-Аврелиан Штенйхардт (так его звали в мiру до крещения) появился на свет 29 июля 1912 г. в еврейской семье под Бухарестом. Его отец Оскар, по специальности инженер и архитектор, участвовал в первой мiровой войне, был ранен в битве под Мэрэшт и награжден крестом «За военные заслуги».
В 1919-1929 гг. Нику-Аврелиан учился в школе: в начальной Клемента, а затем в лицее Спиру Харет.
«С детства, – писал он в автобиографии, – меня привлекали колокола и обычаи христианские. Мои родители были в хороших отношениях со священником Мэркулеску из местной церкви. […] В Лицее Спиру Харет я был единственным из четырех школьников-евреев, отказавшимся получить сертификат от раввина и пожелавшим изучать христианскую религию у священника Георге Джеорджеску из церкви Святого Сильвестра, симпатизировавшего мне и ставившего мне высокие оценки».
Среди учившихся тогда в этом лицее были Константин Нойка, Мирча Элиаде, Аршавир Актерян, Александру Палеологу, Дину Пиллат, Марчел Аврамеску. Почти все они впоследствии присоединятся к Легиону Михаила Архангела. Со многими из них Штейнхардт сохранит связи на всю жизнь.




В 1934 г. Штейнхардт, обучавшийся на факультете права и литературы Бухарестского университета, получил диплом, а в 1936 г. научную степень доктора конституционного права. В 1937-1939 гг он выехал за рубеж, побывав в Швейцарии, Австрии, Франции и Англии.
Возвратившись в 1939 г. в Бухарест, он получает место редактора в «Revista Fundațiilor Regale» («Журнале Королевского фонда»), лишившись места в 1940 г. после установления правления Легионерского государства.
«Было бы лицемерием с моей стороны, – читаем в его автобиографии 1987 г., – не признать, что меры, принятые в отношении евреев, не огорчили меня. Однако при этом я хорошо понимал, что правительство страны – учитывая обстоятельства – не могло поступить иначе…»
После переворота 1944 г. Штейнхардт вернулся, было, в журнал, из которого его изгнали в 1940 г., но в 1947 г. его снова уволили. Вплоть до 1959 г. он довольствуется случайными заработками, впрочем как и вся прочая румынская интеллигенция
.


Нику-Аврелиан Штенйхардт в бухарестском парке Чишмиджиу.

В послевоенный период Штейнхардт был тесно связан со своим старым, с лицейских еще времен, товарищем – философом Константином Нойка (1909–1987), учеником профессора Нае Ионеску:
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/151914.html
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/164492.html


Константин Нойка (слева) и Эмиль Чоран в Женеве. 1931 г.

Как и многие его друзья, Нойка был тесно связан с Легионом.
«Когда он узнал о том, что олигархия приказала убить Корнелиу Кодряну, – пишет современный итальянский ученый и издатель Клаудио Мутти, – Нойка [находившийся на стажировке в Париже. – С.Ф.] послал в Румынию телеграмму следующего содержания: “Ввиду убийства Кодряну я в знак протеста вступаю в легионерское движение”. Тем самым Нойка официально встал на сторону движения, к которому он уже давно испытывал симпатию.
Хотя ранее он и не последовал примеру своих друзей, присоединившихся к Легиону, так как, по его мнению, мистика этого движения не обнаруживала точек соприкосновения с Декартом и Кантом; Нойка, тем не менее, всегда провозглашал, что он присоединится к движению, если Капитан Железной Гвардии будет убит – что Нойка и сделал».
В январе 1941 г. после подавления бунта легионеров, т.е. уже при Антонеску, Нойку арестовали. Наконец, в 1949 г., при коммунистах, его, лишив всей собственности, принудительно выселили в Кымпулунг-Мусчел. «Я жил, – вспоминал философ, – за счет частных уроков за пять леев в час. Я учил всему, даже прыжкам в длину».
Продолжалось это вплоть до 11 декабря 1958 г., когда Константина Нойку арестовали, отправив в находившуюся неподалеку Питештскую тюрьму. В марте следующего года в Бухаресте арестовали его друга писателя Дину Пиллат, после чего в Секуритате решили организовать дело «группы ителлектуалов мистических легионеров».



Константин Нойка.

31 октября 1959 г. настал черед Штейнхардта. Он был в списке тех, у которого были частые контакты с Константином Нойкой.
«Меня вызвали в Секуритате последним из всех, приказав стать свидетелем обвинения, предупредив, что, в случает отказа, я буду арестован за участие в “группе”…»
«Следователь мой – назвавшийся Симоном – еврей, сегодня, скорее всего, либо полковник Секуритате, либо находится в Израиле, зверски избил меня, сказав: “Тебе не выйти живым из тюрьмы, если не дашь показаний, если ты не с нами. Я тебя убью! Я лично тебя уничтожу!”».



Фото Штейнхардта из дела Секуритате. 1959 г.

Следователи били его головой о стену; повалив, избивали сапогами. Однако Штейнхардт категорически отказался стать свидетелем обвинения, превратившись в подсудимого и легионера, будучи евреем. Впрочем, абсурда в те времена в социалистическом мiре было предостаточно.
«Группу Нойка-Пиллат», состоявшую из 25 румынских интеллектуалов, судили как «врагов рабочего класса», участвовавших в «преступленном заговоре против общественного порядка». В приговоре, вынесенном 1 марта 1960 г., их обвиняли в «незаконных отношениях с незнакомыми людьми» и организации «враждебных дискуссий», в собраниях, преследовавших цель «поддержания враждебных настроений» по отношению к режиму.
Штейнхардт был приговорен к 12 годам заключения и семи поражения в гражданских правах с конфискацией личного имущества.
Срок он отбывал в тюрьмах Жилава, Аюд и Герла.



В Жилавской тюрьме сегодня.

Штейнхардта, как он признавался позднее, поразил высокий интеллектуальный уровень, царивший там в то время. Но гораздо сильнее – духовный накал.
«Самыми человечными и порядочными людьми, – говорил он, – были легионеры».
Именно сокамерники-гардисты оказали ему помощь и поддержку в самые тяжелые моменты жизни. Благодаря им он решил, в конце концов, принять Святое крещение.
Общение с этими людьми помогло еврею-интеллектуалу осознать то, что долгое время мешало ему сделать его происхождение.



Снимки Штейнхардта из дела в Жилавской тюрьме.

«Я не знал Кодряну, – писал Штейнхардт, – однако, получив о нем всестороннюю информацию, понял, что это был человек честный и талантливый. Чудовищное его варварское убийство, осуществленное по приказу Кароля II, превращает его в мученика и должно произвести впечатление на любого человека…»
«Если бы Капитан был жив, – приходил он к важному выводу, – убийство Йорги и Маджару были бы невозможными, как и убийства в Жилаве…»



Некоторые из тюремных впечатлений нашли затем отражение в книге Штейнхардта «Jurnalul fericirii» («Дневник счастья»), написанной уже в начале 1970-х, после того, как он вышел на свободу. Первую версию рукописи изъяла в 1972 г. госбезопасность, возвратив ее автору только в 1975 г., после настойчивых просьб Союза писателей. Тем временем автор написал второй, расширенный вариант, также изъятый в 1984 г. Секуритате. Между тем книга стала циркулировать в самиздате, попав, в конце концов, на Запад, где обширные ее фрагменты зачитывалаись на радио «Свободжная Европа».

Как мы уже писали, пребывание в тюрьме подтолкнула Штейнхардта к решению креститься.
По его словам, тогда все его сомнения и психологические препятствия исчезли. «Я был уверен, что не выдержу 12 лет и что я умру в тюрьме. Я не хотел умереть некрещеным. И Господь снова пришел ко мне на помощь. В первой же камере, в которую я попал в Жилаве, первым человеком, с которым я заговорил, был иеромонах из Бессарабии Мина Добзеу…»



Иеромонах Мина (Добзеу) из монастыря Святых Апостолов Петра и Павла в Хуши. Изолятор Секуритате. 1958 г.

Уроженец бессарабского уезда Лэпушна, Михаил Добзеу родился в 1921 г. В 13 лет поступил в монастырь. После войны, в которой он принимал участие, учился в церковной певческой школе в Констанце, затем в духовной семинарии при Нямнцком монастыре и, наконец, на богословском факультете Бухарестского университета. В 1946 г. был пострижен, с именем Мина, в монахи, два года спустя рукоположен в диаконы, а в 1955 г. – во иереи.
В 1948-1949 гг. в течение 11 месяцев он находился в заключении за протест против отмены религиозного образования в школах. В 1958 г. отца Мину вновь арестовали, на этот раз за его выступление, осуждавшее государственный декрет о сокращении монастырей и числа их насельников. Так, получив семилетний срок, он и оказался в Жилаве в одной камере со Штейнхардтом. Последний называл его «истинным святым».
«Между нами, – вспоминал о. Мина, – возникла близкая дружба. Человек он был уважительный, с хорошими манерами. Входил в группу Нойка, состоявшую из бухарестских писателей… Среди них только он был еврей».



Камера Жилавской тюрьмы.

Таинство Крещения проходило 15 марта 1960 г. в камере № 18 Жилавской тюрьмы.
Крестил иеромонах Мина (Добзеу). Крещаемый получил имя Николай.
Крестным отцом его был Эмануэль Видрашку, бывший глава кабинета маршала Антонеску. Свидетелями: писатель Александру Палеологу, также проходивший по делу Константина Нойка, и два римо-католических священника. Благодаря этому обстоятельству о. Николай впоследствии называл свое крещение «экуменическим».
«Я был крещен в большей спешке при помощи воды из эмалированного чайника».
Выпустили Штейхардта через шесть лет, в августе 1964 г., по общей правительственной амнистии политзаключенных.



Николай Штейнхардт.

Сразу же после освобождения Штейнхардт озаботился дополнить свое крещение мvропомазанием и получить Святое Причастие. Произошло это в церкви бухарестского скита Дэрварь.
Решив твердо жить углубленной христианской жизнью, он всей душой желал стать монахом, но не приступал к этому, пока не упокоил отца.
За помощью и советом он решил обратиться к отцу Мине (Добзеу), освобожденному из тюрьмы в том же 1964 г. и уже служившему в то время в монастыре Святых Апостолов Петра и Павла в Хуши.
«После смерти моего отца (в возрасте 90 лет – в 1967 году), – читаем в автобиографии о. Николая 1987 г., – я начал искать монастырь, столкнувшись, однако, с отказами настоятелей обителей, сдержанно относившихся к бывшим политическим заключенным. Отец Мина звал меня в Хушскую обитель, принадлежавшую Епископии, но епископ Парфение отказал. В Козии настоятель Гамалиил Вайда благоволил мне, однако там, казалось мне, слишком много туристов и посетителей».
И тут неожиданно помог ему старый друг – философ Константин Нойка.



Константин Нойка.

Приговоренный к 25-летнему заключению, он в августе 1964 г. вместе со всеми был освобожден по амнистии.
С 1965 по 1975 год Нойка был главным ассистентом на философском факультете Румынской Академии в Бухаресте.
Выйдя в 1975 г. на пенсию, переехал в Пэлтиниш, в трансильванские горы, рядом с Сибиу и, одновременно, неподалеку от места рождения своего товарища юности, философа Эмиля Чорана, за переписку с которым во многом он и пострадал.
С тех пор это Убежище в Карпатах стало местом паломничества для молодых интеллектуалов.



Нойка в своем доме в Пэлтиниш. Август 1984 г.

«Уединившийся в Карпатах, Нойка, – писал Эмиль Чоран, – был духовным центром Румынии [...] Он удалился в Карпаты не для того, чтобы убежать от мiра, а чтобы из удаления понять мiр. [...] Ведь человек избегает других людей вовсе не для того, чтобы о нем забыли, а чтобы приобрести себе больший вес. В Румынии Нойка получил роль завоевателя. Поэтому его уединенность была не отставкой, а триумфом».


Похороны Константина Нойка. На первом плане: Адриан Пэунеску, о. Николай (Штейнхардт), Константин Барбу, Михай Сора, Габриэль Лийчану. 1987 г.
Могила философа.



В 1973 г. Константин Нойка сообщил своему другу и «подельнику»: «Я нашел нужное место».



Он имел в виду обитель Рохия – монастырь Святой Анны на юге Марамуреша, в 50 километрах от города Бая-Маре.



Штейнхардт приехал сюда в 1978 г., а в 1980-м поселится здесь, получив благословение епископа Юстиниана (Кира).



16 августа 1980 г., по благословению того же епископа Юстиниана (Кира) и архиепископа Теофила (Хериняну), он принял в обители постриг с именем Николай.



В монастыре отец Николай получил послушание в библиотеке, приведя в образцовый порядок более 23 тысяч томов имевшихся здесь книг.



Здесь им были написаны несколько книг.
Келлия о. Николая является одним из самых посещаемых паломниками мест в монастыре Святой Анны.






В марте 1989 г. здоровье о. Николая, страдавшего от стенокардии, резко ухудшилось и его, в сопровождении двух монахов, отправили в Бухарест на обследование.



Однако в аэропорту Бая-Маре, перед самой посадкой на самолет, который должен был доставить монаха в столицу, он неожиданно почувствовал себя плохо.
Отца Николая доставили в больницу.
По его просьбе, известили о. Мину (Добзеу), который незадолго до этого был освобожден после очередного восьмимесячного ареста, которому он подвергся за «крамолу» и «заговор против государственной безопасности». Причиной тому были семь писем, которые он написал в 1986-1988 гг. Чаушеску, в которых он рассуждал о морали румынского народа, атеизме и коммунизме.



Отец Мина (Добзеу).

Умиравшего безпокоили мысли о грехах, о том, что он не спасется…
«Важной, – вспоминал отец Мина, – была моя последняя встреча с ним, в предпоследний день его страданий, 29 марта 1989 г., в больнице Бая-Маре. […] Я старался успокоить его и убедить, в том, что эти зловещие мысли отчаяния – шёпот диавола. “Не слушайте сатану!”».
На следующий день о. Николай (Штейнхардт) перешел в жизнь вечную. Тело его перевезли в монастырь Рохия, где, отпев, похоронили на кладбище обители.



Отпевание отца Николая в храме монастыря Святой Анны.


Могила о. Николая (Штейнхардта) на монастырском кладбище.


Продолжение следует.
Tags: История Румынии, Легион Михаила Архангела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments