sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 176)


Архангел. Одна из наружных мозаик соборного храма Анфимовского монастыря, исполненная Ольгой Гречану. 1949 г.


Испытание миром (продолжение)


«Большевизм есть не что иное, как последовательно проведенная революция, ничем не сдержанный и всё отметающий дух безбожия, дух поругания святынь, дух зависти и мести, дух восстания низшего на высшее, дух отрицания и разложения, дух грабежа и террора. Этот дух заложен в каждой революции, хотя не каждая осуществляет его последовательно и до конца».
Иван ИЛЬИН.


Первым на путь мученичества стал «Иоанн Странник».
В 1947 г. румынские органы госбезопасности, во исполнении требования советских своих коллег о выдаче беглецов из СССР, задержали иеромонаха Иоанна (Кулыгина). Никакие ходатайства, включая заключения врачей о болезнях (хронический бронхит, астма, нервное истощение, анемия, грыжа), не помогли. Арестованному даже не позволили передать спешно собранные для него теплые вещи.
Старец принял случившееся со смирением. «Господь, – сказал он, – попустил пострадать на закате дней. Необходимо пройти и через эти муки для укрепления веры и самоотречения, ни на йоту не оставляя надежды на Его милость».
Попечение об общине передал он Санду Тудору. Оставшиеся после него вещи просил раздать нищим и нуждающимся.



Анфимовский монастырь. Современный снимок.

Один из участников «Неопалимой Купины», университетский профессор Александру Миронеску (1903–1973), в 1958 г. также получивший свою «двадцатку», переписывался некоторое время с о. Иоанном, получая от того открытки. От него в Бухаресте и узнали о суровом приговоре старому оптинскому монаху: 25 лет сибирских лагерей. Вскоре весточки приходить прекратили…
Следующим сигналом стал арест в июле 1948 г. студента-богослова Браги, тесно связанного с монахом Агафоном (Санду Тудором).
Всё это, как хорошо понимали бухарестские духовные власти, не сулило ничего доброго.
Собрания «Неопалимой Купины» продолжались в Анфимовском монастыре вплоть до середины 1948 г., когда, по распоряжению только что избранного Патриарха Юстиниана (Марина), их прекратили.
Насельники обители, так или иначе связанные с движением, были переведены на новые места служения.
Настоятель архимандрит Василе (Василаке) в 1948 г. был назначен на ту же должность в Покровский скит в Нямецком уезде.



Отец Василе (Василаке) в Покровском скиту.

Несколько арестов произошло в 1950 году.
Переведенный в 1948 г. настоятелем в Прислопскую обитель, иеромонах Арсение (Бока) в январе 1950-го был задержан органами госбезопасности.


«СВЯТЫЕ ТЮРЕМ»:

Иеромонах Арсение (Бока) не раз был в заключении. С января 1950 г. до марта 1951 г. находился на строительстве Канала. Освобожден по личной просьбе Патриарха Юстиниана, обращенной к министру внутренних дел Теохари Джеорджеску. В 1953 г. о. Арсение вновь арестовывался. Затем, с октября 1955 г. по апрель 1956 г., находился в тюрьмах Тимишоры, Жилавы и Орадя. По сфабрикованному не без помощи спецслужб делу его в 1959 г. обвинилт в финансовых злоупотреблениях. Патриархией он был лишен монашества и запрещен в служении. (Запрет отменили лишь в 1998 г., посмертно). На жизнь зарабатывал росписями православных храмов. Скончался 28 ноября 1989 г., всю жизнь находясь под наблюдением Секуритате. Согласно завещанию, погребен в монастыре Прислоп. Могила старца является местом массового паломничества.

В том же 1950 году был арестован и посажен в тюрьму монах Адриан (Фэджецану). В заключении он пробыл вплоть до 1956 г.
Тогда же был арестован и другой насельник Анфимовского монастыря – монах Агафон (Санду Тудор), руководивший «Неопалимой Купиной». Обвинив в «шпионаже и государственной измене», его приговорили к пяти годам лагерей. Наказание он отбывал на строительстве канала «Дунай – Черное море».
Освободившись досрочно в 1952 г., он поступил в монастырь Рарэу в Сучавском уезде. В 1955 г., после принятия священного сана и пострига в великую схиму он стал известен как иеромонах Даниил.



Отец Даниил Рарэуский.

Внимания Секуритате какое-то время удалось избежать другому постриженику Анфимовского монастыря и члену «Неопалимой Купины» отцу Арсению (Папачок). В июне 1950 г. его перевели в Слатинскую обитель, где на следующий год рукоположили во иереи.
Община «Неопалимая Купина» начинает существовать в новом измерении: в рассеянии. Сообщались крайне редко и с большой осторожностью.
Однако все члены группы уже находились под тщательным наблюдением госбезопасности.
Новые аресты были только делом времени.



«Неопалимая Купина». Богословско-философская схема.

Считается, что одним из главных поводов к преследованию членов группы «Неопалимая Купина» стала публикация французского богослова, популяризатора Православия на Западе Оливье-Мориса Клемана (1921–2009), в которой он рассказал о своей встрече и беседе с монахом отцом Андреем (Скрима):
«Молодой румынский интеллигент с широкой культурой, научной и философской, сразу же после окончания Второй мiровой войны принял участие в том возрождении исихазма, которое совершалось в то время в Румынии. Это был процесс безмолвного углубления веры перед метаниями истории. Неожиданными путями молодой монах перенимает традиции русского старчества».



Архимандрит Андрей (Скрима, 1925–2000) – учился на литературно-философском факультете Бухарестского университета (1943-1948). Пришел в Анфимовский монастырь в 1945 г., где присоединился к группе «Неопалимая Купина» и близко познакомился с о. Иоанном (Кулыгиным). В 1949 г. стал заниматься на богословском факультете университета. Преподавал в Высшей монашеской семинарии при Нямецком монастыре (1950-1953). После ее закрытия возвратился в Бухарест, где работал в Библиотеке Патриархии. Поступив в Слатинский монастырь, принял там монашеский постриг (1956).

В статье, привлекшей интерес Секуритате, подчеркивалась роль в этом процессе общины «Неопалимая Купина», члены которой были причастны к появлению румынского «Добротолюбия», сыгравшего большую роль в возрождении Румынской Православной Церкви. Не могло не безпокоить госбезов также и совместное участие в этом процессе бухарестских интеллектуалов, румынского монашества и высланного уже из страны «Иоанна Странника» из России, а также поддержка этих начинаний Патриархом Юстинианом.
Первым 25 февраля 1958 г. арестовали отца Адриана (Фэджецану), предъявив ему обвинение в принадлежности к Легионерскому движении.


«СВЯТЫЕ ТЮРЕМ»:

Иеромонах Адриан (Фэджецану) не раз находился в заключении. Сначала в 1950-1956 гг. В 1958 г. его вновь арестовали, приговорив к 20 годам каторги и десяти поражения в гражданских правах. Сидел в Галате, Вэкэрештах, Брашове, Тыргу-Жиу, Слободзии, Фэгэраше, Жилаве, был на Канале, в Аюде и Сучаве. В общей сложности в коммунистических застенках он провел 12 лет. Был выпущен по амнистии политзаключенных в 1964 г. После освобождения, пройдя несколько приходов, вернулся в Анфимовский монастырь, который покинул в 2003 г., чтобы вести отшельническую жизнь в глухом скиту. Отошел ко Господу 27 сентября 2011 г. в возрасте 99 лет.

После нескольких допросов, под пытками, отца Адриана заставили подписать признательные показания, в которых тот утверждал, что руководитель общины, иеромонах Даниил (Санду Тудор) был легионером (каковым, в действительности, он никогда не был). Этот подлог позволил причислить и группу «Неопалимая Купина» в целом к разряду «подрывной и контрреволюционной организации», сама принадлежность к которой давала Секуритате возможность хватать каждого, кто имел к ней хоть какое-то касательство.
Организация эта, говорилось в дошедших до нас документах, «проводила конспиративные встречи с привлечением реакционных элементов из числа студентов и подстрекала их к контрреволюционным действиям против демократического государственного строя».
По каким-то причинам к репрессивным мерам приступили не сразу же. Массовые аресты начались только летом 1958-го.
14 июня схватили первую группу, среди которой были: игумен Арсений (Папачок), иеромонахи Даниил (Тудор), Софиан (Богиу) и другие.
5 августа задержали писателя Василе Войкулеску.
«Если кто-то из интеллектуалов и заслуживает прославления, – писал близко знавший его по общине и сидевший с ним в тюрьме иеромонах Роман (Брага), – то это Василе Войкулеску. Мы говорим о сердечной молитве, об исихазме, но на самом деле единственным настоящим исихастом был этот мiрянин, который не был священником, известный как “ангельский поэт”. Некоторые его стихи имеют громадное значение».


«СВЯТЫЕ ТЮРЕМ»:

Василе Войкулеску (1884–1963) – известный румынский поэт, прозаик и драматург. Будучи по специальности врачом, в 1916 г. он ушел добровольцем на фронт. В 1958 г. был приговорен к пяти годам лишения свободы. Помилован указом Госсовета 28 апреля 1962 г. В тюрьме заболел раком. Скончался в своем доме в Бухаресте в ночь с 25 на 26 апреля 1963 г. В 1993 г. посмертно избран членом Румынской Академии.

4 сентября в бухарестском доме протоиерея Думитру Стэнилоае произвели тщательный обыск, после которого в четыре утра следующего дня профессора арестовали.


Протоиерей Думитру Стэнилоае с супругой и дочерьми.

Несколько дней спустя, 18 сентября, последовало еще одно массовое задержание. Среди арестованных в тот день по тому же делу были: архимандрит Василе (Василаке), иеромонахи Арсение (Бока) и Роман (Брага).
История «Неопалимой Купины» до сих пор еще, к сожалению, не исследована и не написана. Потому в публикациях на эту тему есть немало разночтений и противоречий. Так, в обширной статье в румынской версии Википедии среди арестованных 18 сентября называется имя отца Андрея (Скрима), что невозможно, исходя из его биографии.
В это время о. Андрей находился вне досягаемости Секуритате. Начиная с 1956 г. он был за границей: сначала в Женеве, потом на Афоне и в Индии. В 1960 г., приехав в Париж, он получил французское гражданство. На родину он смог вернуться только после революции – в 1991 году.
Допросы были долгими и утомительными.
Главным пунктом обвинения была принадлежность обвиняемых к Железной Гвардии, даже если дело касалось таких не причастных к ней арестованных, как иеромонах Даниил (Тудор) и протоиерей Думитру Стэнилоае.


«СВЯТЫЕ ТЮРЕМ»:

Протоиерей Думитру Стэнилоае – профессор богословского факультета Бухарестского университета. С 1959 г. был заключен в тюрьме Аюд, где в течение нескольких месяцев содержался в одиночном заключении. Освобожден в январе 1963 г. Занимал пост в Св. Синоде. Считается самым значительным румынским богословом XX века. В течение 45 лет трудился над переводом «Добротолюбия», изданным в 12 томах. Член-корреспондент Академии Румынии (1991). Скончался 5 октября 1993 г. в Бухаресте.

«Сегодня, – утверждалось в обвинительном акте, – когда рабочий класс нашей страны достиг под руководством Румынской рабочей партии значительных успехов во всех сферах экономической жизни и государство идет по пути строительства социализма, некоторые враждебные элементы, такие как Александру Теодореску или т.н. Санду Тудор, Роман Брага, Александр Фэджецану, Ангел Папачок, большинство которых бывшие легионеры, в прошлом занимавшие должности в легионерской организации, находясь в государственном буржуазно-помещичьем аппарате, предпринимали активные действия против рабочего класса и революционного движения в нашей стране, а после 23 августа 1944 г. в своих статьях, опубликованных в прессе, продолжали свою преступную деятельность, направленную против демократического режима, установленного в нашей стране».

«СВЯТЫЕ ТЮРЕМ»:

Архимандрит Арсений (Папачок) – после иерейского рукоположения (1951) назначен в Монашескую духовную семинарию в Нямце. Переведен в монастырь Слатина, в котором был возведен в сан игумена. Здесь был арестован (14.6.1958) и приговорен к 20 годам заключения за «заговор против общественного порядка». Прошел через страшные испытания в тюрьмах в Брашове, Aюде и Жилаве и был выпущен на свободу в 1964 г. по амнистии для политзаключенных. После освобождения служил на приходах в Ардяле. С 1976 г. пребывал в монастыре Святой Марии в Текиргёле (Добруджа). Стал одним из самых почитаемых в Румынии старцев.

«Для того, чтобы осуществлять свою преступную деятельность против нашего режима, – говорится в деле иеромонаха Даниила (Тудора), – ответчики Александру Теодореску и Александру Миронеску, вместе с легионерами Романом Брага и Василе Бенедиктом Гиушем, пошли в 1945 г. на создание группы “Неопалимая Купина” в Анфимовском монастыре, где в течение 1945-1948 гг. провели ряд встреч, носивших характер интенсивной религиозной мистической контрреволюционной деятельности. Хотя эта организация и была запрещена в 1948 г., члены ее продолжали поддерживать контакты между собой».
«Для сокрытия этой преступной деятельности, – говорится в документе далее, – подсудимый Александру Теодореску после 23 августа 1944 г. стал монахом и поселился в Анфимовском монастыре в Бухаресте, где продолжал свою враждебную деятельность, поддерживая связь с целым рядом легионерских элементов, такими, как Роман Брага, Василе Бенедикт Гиуш, Валериу Анания и обвиняемый Александру Миронеску. Вместе они начали создавать группу под названием “Неопалимая Купина”, в которой они продолжили свою антидемократическую деятельность».


«СВЯТЫЕ ТЮРЕМ»:

Архимандрит Роман (Брага) был вторично арестован в 1958 г. и приговорен к 18 годам заключения и 10 годам поражения в гражданских правах. Наказание отбывал в Питештах, Жилаве, на Канале, в Балта Брэилей, Салчии и Острове. Выпущен правительственным указом в 1964 г. Отправлен в 1968 г. Патриархом (фактически выслан по требованию властей, как «нежелательный элемент») миссионером в Сан-Паулу (Бразилию). Скончался 29 апреля 2015 г. в возрасте 93 лет.

После официального прекращения деятельности группы в 1948 г., говорилось в обвинении, «в 1955-1958 гг., по инициативе ответчика Александру Теодореску, состоялась серия подрывных встреч в доме Александру Миронеску… и монастыре Плумбуита».
Особо преступным, с точки зрения властей, было участие в этих собраниях молодежи – студентов бухарестских высших учебных заведений.
Нагнетал обстановку министр внутренних дел Румынии Александру Дрэгич, утверждавший, что внутри Румынской Православной Церкви зреет легионерский заговор, который необходимо немедленно разоблачить и безпощадно ликвидировать.



Александру Дрэгич (в центре), министр внутренних дел (1952, 1957-1965) и министр государственной безопасности (1952-1957), был близким другом Николае Чаушеску (справа). Он часто, как запечатлено и на этом снимке, навещал семью коммунистического диктатора.

Судебный процесс начался в Бухаресте 29 октября 1958 г. Дело рассматривал Военный трибунал II-го Военного округа. Проходил он за закрытыми дверями.
Обвинители нередко доходили до абсурда. Прокурор, обыгрывая название общины «Неопалимая Купина», утверждал, что обвиняемые призывали к поджогам государственных учреждений, а также ставил им в вину то, что они собирали и изучали тексты враждебных коммунистическим властям авторов – Святителей Василия Великого и Григорий Нисского и преподобного Иоанна Лествичника.
Суд был сколь абсурдным, столь же и быстрым. Приговор объявили уже 8 ноября.
Все были приговорены к длительным тюремным срокам за «преступления против общественного порядка и активную деятельность и преступления против рабочего класса и революционного движения».
Набольшие срок – 25 лет тюремного заключения и 10 дет поражения в гражданских правах – получил иеромонах Даниил (Тудор).
Немногим меньшим было наказание игумена Арсения (Папачок): 20 лет тюрьмы.
Иеромонаха Романа (Брага) приговорили к 18 годам заключения.
Иеромонаха Софиана (Богиу) – к 16 годам.
Архимандрита Василе (Василаке) – к восьми.


«СВЯТЫЕ ТЮРЕМ»:

Архимандрит Василе (Василаке) после освобождения в 1964 г. по общей амнистии был назначен священником в Клужский уезд. В 1969 г. эмигрировал в США. Был викарием Румынской Православной Архиепископии в Америке. Скончался 6 января 2003 г.

Писателю Василе Войкулеску дали пять лет.
«Напрасно его адвокат, – вспоминал иеромонах Роман (Брага), – представил на процессе изданную в СССР книгу, в которой в иерархии румынской культуры имя Василе Войкулеску занимало среди румынских поэтов XX века достойное место. Высокую судебную инстанцию это не интересовало».
Такая чрезвычайно нервная и жесткая реакция властей даже не на само существование общины «Неопалимая Купина», которая была распущена еще в 1948 г., а сами ее участники разъехались по разным местам страны, а на саму возможность общения между интеллектуалами и Церковью, на особую роль в этой связке легионеров – показывает, что подобных контактов власти боялись как огня.
На свободу вышли не все. Не выдержав жестоких побоев, скончался 17 ноября 1962 г. в тюрьме Аюд отец Даниил (Тудор).


«СВЯТЫЕ ТЮРЕМ»:

Иеромонах Даниил (Тудор).

Выпущенный по амнистии весной 1962 г., поэт Василе Войкулеску не протянул на воле и года, скончавшись от приобретенной в тюрьме болезни.
Выжившие были отпущены в 1964 г. по общей амнистии для политзаключенных.
В 1967 г. на старое пепелище, в Анфимовский монастырь, где в ноябре он получил иерейское посвящение, возвратился один из сидельцев – отец Софиан (Богиу).
С тех самых пор и до самой своей кончины, последовавшей в 2002 г., он не покидал стен этой обители, получив от почитавших его верующих имя «Апостола Бухареста».


«СВЯТЫЕ ТЮРЕМ»:

Архимандрит Софиан (Богиу) – в 1954 г. переведен из Анфимовского монастыря в обитель Плумбуита, также находившуюся в Бухаресте. Летом 1958 г., по обвинению в «заговоре против общественного порядка через мистическую враждебную деятельность в составе организации Неопалимая Купина», приговорен к 16 годам каторги. Вышел на свободу по амнистии в 1964 г.

В высшей степени символично, что именно с Анфимовской обителью были связаны некоторые мероприятия проходивших с 4 по 7 декабря 2012 г. «Дней Тарковского в Бухаресте», посвященных 80-летию этого великого мастера мiрового кинематографа.


Анфимовский монастырь. Обитель посреди шумного города.


Плакат «Дни Тарковского в Бухаресте». 2012 г.

Тут сошлось многое: и румынская кровь бабушки по отцу Андрея Арсеньевича и сквозная тема жертвы, завершившаяся последним его фильмом «Жертвоприношение».
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/118051.html


Сестра Андрея Тарковского Марина Арсеньевна и другие участники российской делегации с насельником Анфимовского монастыря иеромонахом Гамалиилом в стенах обители. Бухарест. Декабрь 2012 г.


Продолжение следует.
Tags: Андрей Тарковский, История Румынии, Легион Михаила Архангела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments