sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

РАСПУТИН: СОЗДАНИЕ МАТРИЦЫ (4)


Этот пост проиллюстрирован открытками, выпускавшимися огромными тиражами в 1917 г.


Антицарские и противораспутинские рисунки и карикатуры 1917 г., которыми мы иллюстрируем наши посты, позволяют, будучи собранными в одном месте, оценить силу организованной атаки противников режима и таким образом точнее понять обстановку того переломного времени. Многие из этих документов эпохи – даже еще и сегодня – способны шокировать безпардонностью лжи и вопиющей несправедливостью, оскорбить своим неприличием.


Порнография на сцене


Между тем как общество, похоже, не испытывая отвращения, медленно переваривало подобное чтиво, театральные подмостки оказались заполненными не менее сомнительными постановками. (Библиографию некоторых изданных пьес см. в кн.: Чернышов А.В. Религия и Церковь в Тюменском крае. Опыт библиографии. Ч. 2. Тюмень. 2004. С. 261-263).
Переворот отменил существовавшую официальную театральную цензуру. Все тогда радовались этому обстоятельству. Впереди было, считали многое, театральное возрождение.
Союз драматических и музыкальных деятелей призвал даже авторов предоставить свои запрещенные ранее произведения, чтобы удовлетворить потребность зрителей «в свободном, нескованном слове».
Навсегда закончилось, считал театральный критик Н. Вильде, «дни подчинения театра мещанам и их порнографическим вкусам. […] Пришло время театру сказать свое великое слово народу».
И вот великое, нескованное слово, вполне соответствующее моменту, зазвучало с театральных подмостков…
В Петрограде шли пьесы: «Гришка Распутин» (М. Зотова), «Ночные оргии Распутина» (В.В. Рамазанова), «Гришкин гарем» (В.В. Леонидова), «Как Гришку с Николкой мiр рассудил» (А. Курбского).
Особым успехом пользовались фарсы «Крах торгового дома Романов и Ко», «Веселые дни Распутина», «Царские холопы». В Москве, кроме перечисленных – «Чай у Вырубовой». В Выборге 27 апреля состоялась премьера пьесы маркизы Дляоконь (С. Белой) «Царскосельская благодать».
Одни названия чего стоят!




«Это были короткие сцены, обычно с одним действием, – оценивает эти поделки современный американский исследователь, – которые мешали злободневную политическую сатиру с большой дозой сексуальных инсинуаций.
В пьесе “Ночные оргии Распутина”, исполнявшейся в мае в петроградском Троицком фарсе [уже само это последнее словосочетание кощунственно! – С.Ф.], министр внутренних дел А.Д. Протопопов спрашивал подругу Императрицы А.А. Вырубову, знает ли она, что Г. Распутин имеет “огромный талант”, на что она отвечает: “О, знаю, огромный, огромный талант”.
Пристрастие к пьесам О Распутине и Императорской Семье, главные темы которых – его сексуальная потенция и деятельность Императрицы Александры Феодоровны в пользу Германии, не ослабевало до конца осени».
Даже и на высоколобых, заметим, вся эта грязь воздействовала (да и то: это ведь только для чистого всё чисто). «Вчера в Миниатюре, – читаем в дневнике А.А. Блока от 1 июня 1917 г. – представление Распутина и Анны Вырубовой. Жестокая улица. Несмотря на бездарность и грубость – доля правды. Публика (много солдат) в восторге».




Конечно, зритель был разный…
На концерте в пользу семей погибших моряков один из зрителей (матрос) стрелял в актера, исполнявшего «Христос Воскрес» (музыка С.В. Рахманинова на слова Д.С. Мережковского).
Во время исполнения в одном из театров Петрограда сатирической пьесы «Царские грешки» неизвестные поднялись на сцену, потребовав немедленно снять пьесу, а от актера и администрации – публичного извинения. Отказавшегося от извинений актера вызвали на дуэль, после чего он спешно бежал из столицы.
«Великое дело свобода слова, – писал в апреле рецензент одной из подобных “пьес”, – но не дай Бог свободы сквернословия!»
В июне редактор театрального журнала А.Р. Кугель возмущался: «…Театр пока что получил от “свободы” полную свободу порнографии».
Даже один из «деятелей революции», управляющий делами Временного правительства В.Д. Набоков уже в середине марта (!) отмечал «антикультурность, этический нигилизм» всех этих выросших на сценах русских театрах отвратительных поганок – антиромановских фарсов.




Уже цитировавшийся нами американский исследователь петроградской театральной жизни революционного времени Энтони Свифт пришел, на основе изучения первоисточников, к весьма неутешительному выводу:
«Разочарование последствиями отмены предварительной драматической цензуры заставило некоторых театральных деятелей намекать, что состояние театрального искусства до революции выгодно отличалось от нынешнего […] Путь, по которому театр пошел в 1917 г., не отвечал чаяниям интеллигенции. Либералы были шокированы, когда поняли, что отмена цензуры привела не к театральному возрождению, а лишь к развитию ненавистной им коммерческой театральной культуры».
Театру, как источнику дешевых развлечений, пришел конец после октябрьского переворота. «…Когда в 1918 г., – пишет Э. Свифт, – большевики реквизировали (или муниципализировали) множество подобных театров и стали запрещать пьесы вроде “Царскосельской благодати”, сколько-нибудь заметного протеста со стороны интеллигенции не последовало».



Продолжение следует.
Tags: Спор о Распутине
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments