sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«А КРУГОМ ШИРОКАЯ РОССИЯ…» (окончание)

– Вы упоминали воспоминания Матрены Распутиной. Используете ли Вы их в своей книге? И какие именно?
– Разумеется, использую. Речь идет о воспоминаниях «Мой отец Григорий Распутин», увидевших свет в Париже в 1925 году. Именно это издание, основанное на неизданных русских воспоминаниях Матрены Соловьевой-Распутиной, является наиболее достоверным (даже по сравнению с протоколами допроса ее следователем Н.А. Соколовым, осуществлявшегося всё же под давлением). Все последующие издания, выходившие под ее именем, были всё более и более беллетризированными в угоду иностранной публике. Найти бы хорошего переводчика и редактора да, тщательно откомментировав, издать – цены бы той книге не было!

– Объем Вашей книги весьма солидный, свыше 800 страниц. Трудно представить себе, что в ней идет речь лишь о ранней биографии Г.Е. Распутина.
– Вы правы, книга состоит из трех разделов. Причем раздел о Григории Ефимовиче – самый маленький по объему. Данных об этом периоде его жизни дошло до нас немного. Однако, если сравнить со всеми до сих пор выходившими книгами о Распутине, он всё же наиболее полный и объемный. Второй раздел рассказывает о жизни Царственных Мучеников со времени восшествия на Престол до встречи Их поздней осенью 1905 г. с Григорием Ефимовичем, о том, чем и как в это время жила Россия. Немало пережито было за это время. Тут и деятельность «министра-маклера» С.Ю. Витте с его несравненной Матильдой, и противостоявшего ему, а ныне несправедливо задвинутого в тень и оболганного В.К. фон Плеве, и прославление преподобного Серафима Саровского, и переговоры русских министров с сионистами, и Большая Азиатская программа Императора Николая II, и русско-японская война, и первая революционная Смута, и еврейский террор в России, и Манифест 17 октября 1905 г., и финансовые войны. Всё это перемежается с внутренней жизнью Царской Семьи. Читатели узнают о непростых взаимоотношениях в Августейшем Семействе, о духовно опытных людях, старцах и старицах, к кому за советом и молитвой обращались Святые Царственные Мученики.
Государя и Государыню, особенно в последнее время, пытаются упрекать в некоторой сдержанности общения Их с людьми духовными. Но так ли это? И всегда ли люди, облеченные в сан, являлись людьми духовными в полном смысле этого слова?
Современные церковные исследователи утверждают, что в начале ХХ в. Русскую Церковь возглавлял самый образованный епископат за всю русскую историю. Но всегда ли совпадают такие понятия, как образованный и духовный?
Вот, между прочим, свидетельство либеральнейшего о. Шавельского, члена Св. Синода, воспоминания которого выпустило Крутицкое Патриаршее подворье: «…В предреволюционное время наш епископат в значительной своей части представлял коллекцию типов изуродованных, непригодных для работы, вредных для дела. Тут были искатели приключений и авантюристы, безграничные честолюбцы и славолюбцы, изнеженные и избалованные сибариты, жалкие прожектеры и торгаши, не знавшие удержу самодуры и деспоты, смиренные и “благочестивые” инквизиторы, или же безличные и безвольные в руках своих келейников, “мvроносиц” и разных проходимцев, на них влиявших, пешки и т.д., и т.д. Каждый указанный тип имел в нашем епископате последнего времени по нескольку представителей. Некоторые владыки “талантливо” совмещали в себе качества нескольких типов».
Когда заходит речь о взаимоотношениях Царственных Мучеников с Г.Е. Распутиным, почему-то очень часто забывают о духовниках Их Величеств, к мнению которых Они, несомненно, прислушивались.
Всегда следует помнить, что частная, в том числе (и даже, прежде всего) духовная жизнь любого человека (а уж Царя в особенности), не столь уж доступна для взоров постороннего человека. Знания наши часто призрачны. Во всяком случае, нам известно далеко не всё. Но и того малого, что нам известно наверняка, для нас вполне достаточно.
Обо всём этом можно прочитать в специальных главах нашей книги («Царь и архиереи», «Люди Божии», «Царское благочестие», «Духовники Их Величеств»), в которых содержится немало любопытных подробностей.

– Ну, и, наконец, третья, заключительная часть…
– Она о первом Друге Их Величеств – господине Филиппе. Это первое подобного рода исследование. Кстати говоря, не только у нас, но и во Франции, из которой он родом. Воспоминания о нем, причем весьма пристрастные, выходили, а вот исследований не было. Нами обследованы все доступные источники: русские и зарубежные. При этом в каждом случае, по возможности, установлены источники информации, которыми пользовались их авторы. Дело в том, что практически никто из русских авторов дневников и воспоминаний, на которые ныне, как на вполне надежный источник, опираются исследователи, самого Филиппа никогда не видел. Почти все подобные мемуаристы «опираются» на слухи и сплетни. У зарубежных же авторов очень сильна «партийность», выражающаяся в том, что они не только безапелляционно, но и бездоказательно утверждают, что г-н Филипп придерживался их взглядов.
На основании таких источников о нем до сих пор пишут как о еврее, оккультисте, масоне и шарлатане. Всё это неправда, но перекочевывает из книги в книгу и в результате закрепляется в общественном сознании. Один из самых последних таких примеров – книга весьма уважаемого и ценимого мною автора В.С. Брачева «Оккультные истоки революции. Русские масоны ХХ века» (М. «Издатель Быстров». 2007).
Задуматься над тем, а как всё было на самом деле, меня побудило почитание г-на Филиппа Царственными Мучениками, продолжавшееся даже в то время, когда Они были уже в узах. И вот, в очередной раз, по словам приснопамятного Батюшки Николая, неправда помогла открыть правду.
Оказалось, что врач из Лиона не только предсказал рождение Наследника, появившегося на свет после усердных молитв Августейших Богомольцев у мощей преподобного Серафима Саровского (о необходимости прославления которого не раз говорил тот же г-н. Филипп), но и о скором приходе к Ним «Нового Друга» – Григория Ефимовича Распутина.
Травля г-на Филиппа, первого Друга Царя и Царицы, была пробой сил будущих участников борьбы с Григорием Ефимовичем. Мотивация же и способы были одни и те же. При этом наибольшую ненависть всегда вызывала Императрица Александра Феодоровна. Этот крепкий орешек никому был не по зубам. С Государем надеялись справиться, особенно уповая на мать – вдовствующую Императрицу.
На сей раз Царь с Царицей уступили сильному на Них давлению родственников, придворных и общества, но когда то же самое повторилось с Распутиным, Они поняли, что так будет всегда с любым человеком; уступая же, Они лишают Себя поддержки… Это не могло не наложить отпечаток и на последующее поведение Императрицы. По свидетельству Ее фрейлины баронессы С.К. Буксгевден, Государыне «было известно, что придворные круги критиковали Ее интерес к мсье Филиппу, и Она понимала, какие толки и пересуды вызовет известие о Ее интересе к Распутину».
Безразличие к проблеме г-на Филиппа не извинительно. Именно это, в конце концов, привело к обвинению Государя в принадлежности к масонству. В своё время эту «гипотезу» выдвинули исследователь-патриот В.М. Острецов и «профессиональный дипломат и историк» О.Ф. Соловьев, а вскоре ее поддержал весьма ангажированный питерский историк Рафаил Шоломович Ганелин со товарищи. Согласитесь, весьма колоритная троица.

– Хотелось бы отметить, что вторая книга издана не хуже первой. Хорошая бумага, достойная обложка, фронтиспис, тоновые форзацы, 91 фотография на двух вклейках.
– Особо хотелось бы обратить внимание читателей на фотографию на первом форзаце. Это работа известного мастера начала ХХ в. С.М. Прокудина-Горского. Он сфотографировал село Покровское со стороны Туры. В оригинале фотография цветная, в книге она тоновая. Но она уникальна – избы, церковь, река, небо с облаками. Такими их видел Григорий Ефимович. Сегодня нет ни той церкви, ни тех изб. Лишь небо и река остались неизменны…
Издать достойно помогли люди, пожертвовавшие на книгу. Ее читатели. В том числе и те, кто купил первый том. Господь всё видит и, верю, воздаст каждому.

– Ну, а над чем Вы работаете в настоящее время?
– Над очередной третьей книгой. Рабочее ее название «Боже! Храни Своих!» В ней будет рассказано о приходе Г.Е. Распутина в Петербург, о знакомстве его с Царской Семьей, церковными иерархами, знатными и простыми русскими людьми; о начале организованной его травли. Примерные хронологические ее рамки 1906-1910 гг.

Эту и другие книги серии «Григорий Распутин: расследование» можно заказать наложенным платежом, позвонив по телефону 8-985-426-97-86. Москвичи и жители ближнего Подмосковья могут получить книгу прямо в городе, по договоренности по тому же телефону.
Tags: Мои книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment