sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

НАРОДУ, ПРОСЯЩЕМУ ЦАРЯ



В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам Царству Русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю!»…

Сергей БЕХТЕЕВ.


Статья эта была написана специально для сборника «Державная Правительница Земли Русской», вышедшего в 1999 г. в московском издательстве «Паломник».
Впервые она была опубликована в «Имперском вестнике. Органе информации и связи российского Имперского Союза-Ордена», издававшимся нашим старым знакомым, известным православным публицистом Михаилом Викторовичем Назаровым (№ 49. М. 1999).
Перепечатывался он также и в других наших сборниках: «…И даны будут Жене два крыла» (2002) и «Царица Небесная – Державная Правительница Земли Русской» (2007).



Требование земного Царя при – незаслуженно, но по неизреченной милости Божией (по молитвам Царя-Мученика) – вмененной нам Промыслом Божиим Царице Небесной в Царицу земную есть, в лучшем случае, неблагодарность Богу – один из тягчайших человеческих грехов.
Но все это уже было: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму. И сказали ему: [...] поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. [...] И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня и служили иным богам: так поступают они и с тобою. Итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя. И сказал: [...] И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушать голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами; и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить перед нами, и вести войны наши» (1 Цар. 8, 4-5, 7-11, 18-20).
В 1917 году мы не смогли сберечь Богом дарованного Царя и Богом установленную Самодержавную власть. И грех этот до сих пор «на нас и на детях наших». Перед грехом 2 марта 1917 года (не 4 июля 1918 г.: в непосредственном пролитии крови Помазанника Божия мы, слава Богу, неповинны) все мы одинаково безгласны: и пребывающие в России, и наши братия и сестры в рассеянии сущии. «Восстановление» же «Удерживающего теперь» (2 Сол. 2), в точном смысле этого слова (как установления Божественного), – для нас, людей, вопреки утверждаемому иными «зарубежниками», деяние не только невозможное, но едва ли и не греховное.
Вспомните все реальные попытки: Кирилловичей, начавших в 1917 г. красным бантиком и кончивших в 1998-м «присягой на верность Отечеству» в государстве «Израиль»; «корононацию императора Николая III» в Ногинске в 1997 г. «архиереями» «Украинской православной церкви», возглавляемой «вдовствующим» «патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом» Денисенко; наконец, проходящие сейчас Земские Соборы, готовящие «основания для призвания Русского Царя» на Всероссийском соборе уже в ближайшее время. Глава Всероссийского соборного движения, известный скульптор В.М. Клыков, предлагавший сначала «в цари» внука маршала Г.К. Жукова, развил затем свою мысль, заявив, в конце концов, что Российский Самодержец должен быть «плоть от плоти и кровь от крови русского народа, призванный осуществлять Верховную власть в свете Правды Божией и в строгом соответствии с идеей социальной справедливости». (Хорошо знакомая, не правда ли, риторика?)
При этом никто не задается хотя бы вопросами, которые мучили нашего известного мыслителя И.А. Ильина: «Это есть великая иллюзия, что «легче всего» возвести на Престол законного Государя. Ибо законного Государя надо заслужить сердцем, волею и делами. Мы не смеем забывать исторических уроков: народ, не заслуживший законного Государя, не сумеет иметь его, не сумеет служить ему верою и правдою и предаст его в критическую минуту. Монархия не самый легкий и общедоступный вид государственности, а самый трудный, ибо душевно самый глубокий строй, духовно требующий от народа монархического правосознания. Республика есть правовой механизм, а монархия есть правовой организм. И не знаем мы еще, будет ли русский народ после революции готов опять сложиться в этот организм. Отдавать же законного Государя на растерзание антимонархически настроенной черни было бы сущим злодеянием перед Россией».
Не закономерно ли рассыпаются, словно песок, все эти попытки ввиду Державного Лика Преблагословенной Богородицы, Царицы – Божией милостию – нашей Российской земли?
Что же, спросят иные нетерпеливцы, остается только молиться? – Да, молиться.
Молиться об отпущении тяжкого греха соучастия в свержении Богоустановленной власти, в предании Отца своего, Царя, и Его Семьи в руки иноверцев, богоборцев и изуверов. И паки: о вразумлении нас, грешных.
Можно ли молиться пред Ликом «Державной» о даровании нам земного Царя, не знаю. Однако, даже дерзая, нужно бы заключать эту молитву: «но обаче не так, как мы хотим, а как Ты, Господи. Да будет во всем воля Твоя. Аминь».
А паче всего надлежит благодарить: Бога – за Его безчисленные, незаслуженные нами, милости и безмерное терпение наших беззаконных деяний; Матери Его Пречистой – за предстательство Ее за нас, неблагодарных, перед Божественным Ее Сыном; за то, что по неотступному молению преданного нами на смерть со всей Его Семьей и до сих пор непрославленного нами же Царя-Мученика не отвернула Она от нас Пресветлый Лик Свой, но стала править нами, пусть и прикровенно, как Земная Царица. (Написано это, напомним, было в 1999 г., еще до прославления. Однако то, как прославили, как ныне чтят и позволяют это делать нам, – всё это заслуживает отдельного разговора.)
Так что же, спросят, не будет больше на Руси Царя? – Будет. Но в многочисленных пророчествах православных святых и подвижников благочестия говорится о последнем Царе, а не о вос(у)становлении Династии; о Царе, предъизбранном Самим Господом, а не об избрании Его по многомятежному человеческому хотению, пусть даже и на земском соборе.
Не нужно тешить себя «бытоулучшительными» иллюзиями. Как говорил архиепископ Полтавский Феофан (Быстров), «времена тихие, спокойные кончились».



Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник.

Собственно, о том же напряженно размышлял архимандрит Константин (Зайцев): «Вне всецело-покаянного обращения к Богу всякая мысль о нашем будущем оказывается прожектерством, самое благонамеренное направление мысли силой вещей превращающим в риторику и мечтательство, только отвлекающие от единственно возможного направления воли истинного христианина с момента возникновении Апостасии. Это распространяется даже на такое явление как Православное Царство! “Монархизм”, “легитимизм”, как таковые, есть риторика и мечтательство, поскольку они получают, в условиях “Апостасии”, самостоятельную ценность: так отвлекается лишь сознание верующих от единственного доброго пути. Как мы не так давно отмечали, есть основания предполагать, что иные старцы высокого духовного подъема предрекали восстановление России. Такое упование для нас всех законно. Но что может оно нам дать, если не одно только большее устремление к Богу, как во имя спасения души своей, так и во имя умножения и углубления этой же направленности сознания у других русских людей! Все остальное было бы именно прожектерством, только оттесняющим и затрудняющим единственно действенное в условиях Апостасии направление сознания – покаянное обращение к Богу» (Православная Русь. Джорданвилль. 1970. № 3. С. 2-3).


Архимандрит Константин (Зайцев) и Н.Д. Тальберг в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

И в другом месте: «Восстановление Православного Царства представимо только в плане некоего Сверх-Чуда покаянного перерождения Русского народа, и это в такой силе и в таком масштабе, который позволил бы Богу счесть Апостасию несостоявшейся, чем открыта была бы новая эра жизни на Земле, а тем самым и всего Космоса, в его целом» (Там же. 1970. № 17. С. 2).
Но, похоже, сбывается над нами пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 14-15).
Но да не будет сего! Да услышим, узрим и примем всем сердцем нашим! Да исцелит нас Господь!




Дева Святая прияла державу,
Скипетр, порфиру и муки Царя;
Строг и суров Ея взгляд величавый,
Болью душевной, укором горя…

Ждет покаянья в грехе совершенном, –
Крови пролитой невинных людей, –
В страхе живущих, с душой оскверненной
Властью безбожной своих палачей.

Надежда ДИССКАЯ.
Tags: Державная икона Божией Матери, Мысли на обдумывание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments