sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ДЕРЖАВНАЯ ПРАВИТЕЛЬНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ (1)




Небесная Владычица Земного Царства Русского


Исследование истории Державной иконы Божией Матери сопровождали меня последние четверть века моей исследовательской деятельности.
Они нашли отражение во всех трех изданиях составленного мною сборника материалов к очерку Русской эсхатологии «Россия перед Вторым Пришествием», выходившего начиная с 1993 года.
В 1999 г. в московском издательстве «Паломник» вышел специально посвященный этой Православной святыне сборник «Державная Правительница Земли Русской»
.




Обнаруженные новые материалы по Державной иконе вошли впоследствии в «Царский Сборник» (М. 2000 и 2009), а также в книгу «“Скорбный Ангел”. Царица-Мученица Александра Новая в письмах, дневниках и воспоминаниях», выходившую также двумя изданиями, в 2005 и 2010 гг.
Весь этот собранный материал побудил к составлению обширного 560-страничного сборника «Царица Небесная – Державная Правительница Земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная». Службы. Акафисты. Молитвы. Сказания. Свидетельства», вышедшего в издательстве «Форум» в 2007 году – к 90-летнему юбилею Чудотворного образа.




Об обстоятельствах работы над книгой автор рассказал в интервью, напечатанном 16 марта 2007 г. в газете «Русский вестник»:
http://www.rv.ru/content.php3?id=6820

Выход сборника не остался незамеченным.
Одну из рецензий («Мистика Державной иконы») написал Р.В. Багдасаров:

http://www.nashaepoha.ru/?page=obj55917&lang=1&id=1811

Другая («Вне Чина Меллхиседекова») принадлежала Л.Е. Болотину:
http://ruskline.ru/analitika/2007/02/23/vne_china_melhisedekova/

Несколько экземпляров этого сборника еще осталось в наличии. Книгу можно заказать по почте наложенным платежом, позвонив по телефону: 8-985-426-97-86

Сборник 2007 г предваряет обширный авторский очерк, в котором впервые, насколько это возможно полно, было исследовано историческое развитие иконографии Чудотворного образа, обстоятельства чудесного его явления и – главное – приведены мнения о месте, которое занимает «Державная» икона в Божественном Домостроительстве Святой Руси – Третьего Рима.
В постах нашего ЖЖ мы перепечатываем ту часть этого очерка, которая имеет касательство к Царственным Мученикам и событиям Русской Смуты 1917 года.

Ряд фотографий Могилева взяты нами с интернет-ресурса:

http://humus.livejournal.com/3777228.html
http://humus.livejournal.com/3778913.html
http://humus.dreamwidth.org/9318123.html


Царская молитва


«…Всякия Царства или от человеческих вин погибель свою и разорение приемлют, или от суда Божия».
ВАСИЛИОЛОГИОН.


Целый ряд обстоятельств, предшествовавших явлению иконы Божией Матери «Державной», связаны с Могилевым, в котором, как известно, находилась Царская Ставка.
Город тот, следует заметить, был особый, «со смыслом». Помимо известных событий февраля 1917 г. (переломных в истории Российской Империи), впоследствии он стал «осиным гнездом октябрьского переворота».



Герб Могилевской губернии Российской Империи, Высочайше утвержденный в 1878 г. В золотом щите тройная зеленая могила, на которой три червленых с зелеными листьями колоса. Щит увенчан Императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой.

«Именно здесь была разгромлена Ставка Верховного главнокомандующего и убит генерал Духонин». И вообще «многие важнейшие революционные события вершились на Могилевщине. Недаром знавший не понаслышке местную предгрозовую обстановку Ольминский считал, что “…Могилев был в то время третьим (после Петрограда и Москвы) центром, решавшим исход революции”. Нельзя умалчивать о значительных красных силах, копившихся в этом районе» (Кузнецов В.И. Тайна гибели Есенина. По следам одной версии. М. 1998). И еврейских, прибавим мы, что в то время, впрочем, значило одно и то же.


Вид на Могилев с Днепровского моста.

«В городе, – отмечал генерал А.И. Спиридович, – почти не было интеллигенции. Вид толпы довольно серый, много евреев».


Царская Ставка размещалась в Могилеве в самом центре города на берегу Днепра. Государь (Верховный Главнокомандующий) размещался в губернаторском дворце. Штаб командования и управление генерал-квартирмейстера находились в более обширном здании губернского правления. Обе постройки, располагавшиеся полукругом на Губернской площади, были уничтожены в конце 1940-х годов. На их месте был сооружен мемориальный комплекс «Борцам за советскую власть».
Вверху – дореволюционная открытка с видом губернского правления и губернаторского дворца.
Внизу – Император проводит смотр Собственного ЕИВ Конвоя в августе 1915 г. Фото К.Е. фон Гана.



А.А. Вырубова, ближайшая подруга Императрицы Александры Феодоровны, бывавшая в Ставке, позднее писала в своих мемуарах: «Среди неправды, интриг и злобы было, однако, и в Могилеве одно светлое местечко, куда я приносила свою больную душу и слезы. То был Братский монастырь. За высокой каменной стеной на главной улице – одинокий бедный храм, где два-три монаха справляли службу, проводя жизнь в нищете и лишениях.


Богоявленская церковь и колокольня Братского монастыря. 1909 г.

Там находилась чудотворная икона Могилевской Божией Матери, благой лик Которой сиял в полумраке бедного каменного храма. Я каждый день урывала минутку, чтобы съездить приложиться к иконе. Услышав об иконе, Государыня также ездила раза два в монастырь. Был и Государь, но в нашем отсутствии. В одну из самых тяжелых минут душевной муки, когда мне казалась близка неминуемая катастрофа, помню, я отвезла Божией Матери свои бриллиантовые серьги».


Иконостас Богоявленского храма Братского монастыря.

Речь идет о Могилевской Братской иконе Божией Матери, находившейся в Богоявленском Братском монастыре в Могилеве – в описываемое время первоклассной мужской необщежительной обители, основанной в 1633 году. Монастырь неоднократно подвергался опустошительным пожарам (в 1664, 1708, 1748, 1810 1850 гг.).


Один из сохранившихся списков иконы Божией Матери Могилево-Братской. Подлинный чудотворный образ был утрачен после революции.

Перед революцией в обители было два каменных храма (летний Богоявленский с приделами Сошествия Святаго Духа, Рождества Богородицы и преп. Феодосия Печерского и зимний во имя св. Иоанна Богослова с приделом свт. Николая Чудотворца). Под управлением архимандрита было 37 человек братии.
С чудотворной иконой, пребывавшей в Богоявленском соборе обители, было связано чудесное избавление Могилева от осады его литовским гетманом князем Радзивиллом.
В монастыре совершалось два крестных хода: 19 марта (вокруг ограды) и в день Преполовения (с 1842 г.) – на Днепр. Возможно, один из этих крестных ходов был связан с празднованием, установленным в честь чудотворного образа. К сожалению, сведения о нем нам так и не удалось обнаружить даже в самых подробных справочниках об иконах Божией Матери.
Зато эта одна из четырех древних икон Могилевщины, чтимых одновременно православными и католиками, неожиданно появилась на гербе Могилевской области, разработанном местным художником П. Дмитриади и утвержденном Указом белорусского президента в январе 2005 г.




«Герб Могилевской области, – читаем в описании, – представляет собой изображение на золотом поле французского щита в овале голубого цвета Могилево-Братской Божьей Матери. Внизу размещены три зеленых холма, на которых три червленых колоса с золотыми стеблями. Щит окружен соединенным Андреевской лентой венком из золотых дубовых и лавровых листьев».
Между тем, как мы уже отмечали, посещение Государем монастыря и молитва Его перед Братской иконой связаны с особыми обстоятельствами, завершившимися чудесным явлением Державной иконы Божией Матери. (Впервые на эти обстоятельства мы обратили внимание в 1999 г. в книге «Державная Правительница Земли Русской».)
Наряду с Братской и Державной иконами в приводимых далее нами выписках из Дневника Государя и переписки Царственных Мучеников речь пойдет о двух других чудотворных образах: «Знамении» Царскосельской, а также Владимiрской чудотворной иконе, привезенной в Ставку из Москвы в канун праздника Пресвятой Троицы 28 мая 1916 г. по настоянию Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.
«Сегодня, – писал 28 мая Император Николай II Своей Дочери Великой Княжне Татьяне Николаевне, – прибыла из Москвы чудотворная икона Владимiрской Божией Матери и в 5 ч. ее торжественно перенесут в нашу церковь».



Чудотворный образ Владимiрской иконы Божией Матери.

А вот уже о Могилевской Братской иконе Пресвятой Богородицы.
6.9.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Икона в монастыре, куда Я часто ездила (Он [Г.Е. Распутин] знает этот монастырь, много лет тому назад во время своих странствований по России Он там молился), по Его словам, творит великие чудеса, и ей суждено спасти Россию. Пойди же туда как-нибудь, это так близко от дома – у Пречистой Девы такой дивный лик!»
28.9.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Здесь сейчас замечательный молодой, только что посвященный епископ Мельхиседек, которого Питирим привез с Кавказа; – он теперь епископ Кронштадтский и т. д. Когда он служит, то церковь бывает битком набита – очень “возвышенный” – (это будущий митрополит); вообрази, он долго был настоятелем Братского монастыря в Могилеве и боготворит и страшно чтит тамошний чудотворный образ Богоматери, который Мы с Тобой постоянно посещаем.
Прошу Тебя, Милый, поедем туда, возьми Меня и Бэби с Собой, Я беру с Собой лампадку, чтоб повесить ее перед образом, Я когда-то обещала это настоятелю. Мне в пятницу предстоит познакомиться с Мельх[иседеком] в ее [А.А. Вырубовой] доме, и Наш Друг будет там, – они говорят, что его беседа чудесна, она прекрасно действует, – он превосходно говорит и помогает душе на время подняться над земными печалями, но Я хочу, чтоб и Ты был здесь, чтоб пережить это вместе со Мной».



Епископ Мелхиседек (Михаил Львович Паевский, 1879†1931) – родился в с. Витулин Бельского уезда Гродненской губернии. Окончил Казанскую Духовную академию (1904). Игумен (1905). В 1905-1907 гг. настоятель Братского монастыря. Архимандрит (1907). Ректор Тифлисской Духовной семинарии (1914). Поставлен во епископа Кронштадтского, 4-го викария Петроградской епархии (8.10.1916). (Царица-Мученица в письме Вырубовой 15.12.1917 из Тобольска интересовалась судьбой Владыки.) Епископ Ладожский, викарий Петроградской епархии (17.6.1917). Епископ Минский и Туровский (с 1919). В июле 1923 г. провозглашен «митрополитом Минским и Белорусским», главой «автономной Белорусской церкви». С января 1926 г. в григорианском расколе. В июне 1926 г. принес покаяние, сложив с себя титул «митрополита». С сентября 1928 г. – архиепископ Енисейский и Красноярский. 17 мая 1931 г. вызван в Москву и назначен членом Св. Синода. В тот же день скончался в храме у престола.
Вверху – памятная доска в честь Владыки, открытая 17 мая 2011 г. на здании Института теологии Белорусского государственного университета.
Внизу – Архиерей на смертном одре, в день погребения 6 мая 1931 г. в Москве.



Из дневника Государя (12.10.1916): «В 2 ½ заехали в Братский монастырь, поклонились иконе Богородицы и поехали к старой Ставке».
Из дневника Государя (13.10.1916): «Прогулка была в тех же местах как вчера».
Из дневника Государя (16.11.1916): «Поехали на вчерашнее место, откуда Я пошел с Дочерьми и Мордвиновым к Днепру и мимо церкви наверх лесом назад».



Император Николай II на железнодорожном мосту. Могилев.

Из дневника Государя (17.11.1916): «Днем поехали туда же».
4.12.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «…Сон Нашего Друга так знаменателен! Милый, помолись у иконы Могилевской Божьей Матери – Ты там обретешь мир и крепость. Загляни туда после чая, перед приемом, – возьми туда Бэби с Собой – там так покойно, и Вы можете там поставить свечи. Пусть народ видит, что Ты – Царь-христианин, – не смущайся, – такой пример принесет пользу другим».
9.12.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Наш Друг говорит, “что пришла смута, которая должна была быть в России во время или после войны, и если Наш (Ты) не взял бы места Ник[олая] Ник[иколаевича], то летел бы с Престола теперь”. Будь бодр: крикуны угомонятся – только распусти Думу поскорее на возможно более долгий срок – верь Мне […] Отправься к любимой иконе, наберись там решимости и силы. Постоянно помни о сновидении Нашего Друга. Оно весьма, весьма знаменательно для Тебя и всех Нас».



Император Николай II со Своим братом Великим Князем Михаилом Александровичем во время посещения Государственной думы. В центре – министр Двора граф В.Б. Фредерикс. Слева председатель Думы М.В. Родзянко. Справа – английский посол Бьюкенен. Петроград. 9 февраля 1916 г.

Из дневника Государя (9.12.1916): «Едучи с Алексеем к старой Ставке, остановились и зашли приложиться к здешней чудотворной иконе Божией Матери».
10.12.1916 (Император Государыне из Могилева): «Вчера, катаясь в любимом [Архиерейском. – С.Ф.] лесу Алексея у старой Ставки, Мы вошли и минутку молились перед иконой Божьей Матери. Я доволен, что Мы это сделали, раз это было Твоим особенным желанием».
12.12.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Я очень счастлива, что Ты съездил помолиться перед дорогим образом, – там так покойно, – чувствуешь себя отрешенным от всех треволнений в ту минуту, когда изливаешь свою душу и сердце в молитве, обращенной к Той, к Которой столько людей приходит со всеми своими горестями».



Богоявленский собор Братского мужского монастыря. Фотография из журнала «Нива».

Из дневника Государя (10.12.1916): «Снег шел целый день. […] Прогулку сделал к арх[иерейскому] лесу. Сильно дул ветер, пока дошли до леса, снег залеплял глаза и правые уши. До обеда принял Трепова».
13.12.1916 (Император Государыне из Могилева): «…Я одобрил этот план [роспуска Думы 17 декабря], но взял с него [председателя Совета министров А.Ф. Трепова] торжественное обещание держаться его и довести до конца. – Я нарочно пошел помолиться перед иконой Божьей Матери до этого разговора и после этого почувствовал успокоение».



Император Николай II и офицеры перед губернским правлением в Могилеве.

Из дневника Государя (13.12.1916): «Прогулка была известная к арх[иерейскому] лесу…»
Из дневника Государя (17.12.1916): «Прогулку сделали туда же в арх[иерейский] лес».



Вид на Ратушу из окна губернаторского дворца – Резиденции Императора.

17.12.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Сегодня днем более, чем когда-либо, буду думать о Тебе – да благословит Господь все Твои замыслы и планы! Надеюсь, что Тебе удастся предварительно помолиться перед образом. Я заказала всенощную на дому». (В ночь с 16 на 17 декабря 1916 г. был, как известно, убит Г.Е. Распутин, о чем Государыня сообщает в том же письме.)


Кабинет Государя Императора в Ставке. Могилев.

13.2.1917 – первое сновидение крестьянке Андриановой об иконе Божией Матери Державной в Коломенской Вознесенской Церкви. В этот день в 1917 г. начался Великий пост. Накануне, 12 февраля, был праздник Иверской иконы Божией Матери – покровительницы России, чей Святой образ имеет особое эсхатологическое значение, будучи мистически связан с конечными судьбами мiра.


Зал для приемов в Ставке.

22.2.1917 (Императрица Государю из Царского Села): «Да хранят Тебя светлые ангелы. Христос да будет с Тобой, и Пречистая Дева да не оставит Тебя! Наш Друг [Г.Е. Распутин] поручил Нас Ее знамени. […] Пожалуйста, съезди к образу Пречистой Девы, как только сможешь. Я так много молилась за Тебя там».
25.2.1917 (Император Государыне из Могилева): «Сейчас в 2.30, перед тем, как от-правиться на прогулку, Я загляну в монастырь и помолюсь за Тебя и за Них [Детей] Пречистой Деве».
25 февраля 1917 г. Государь записей в Свой дневник не производил.



Столовая в Ставке.

25.2.1917 (Императрица Государю из Царского Села): «Пожалуйста, сходи на минуту к иконе Пречистой Девы и спокойно помолись за Себя, чтоб прибавилось сил, за Наше большое и малое Семейство».
26.2.1917 (Императрица Государю из Царского Села): «Бог поможет – это, кажется, уже предел. Вера и упование! Так спокойно от сознания, что Ты был у этого дорогого образа».
26.2.1917 (Второе сновидение Евдокии Андриановой): Этот день был последним, когда законная власть контролировала события; с этого же дня, по указу Государя, должна была прервать свои занятия Государственная дума (на следующий день она отказалась этому подчиниться).



Спальня Государя Императора и Наследника Цесаревича в Ставке.

26.2.1917 (Император Государыне из Могилева): «Я был вчера у образа Преч[ис-той] Девы и усердно молился за Тебя, Моя любовь, за милых Детей и за нашу страну, а также за Аню [Вырубову]. Скажи ей, что Я видел ее брошь, приколотую к иконе, и касался ее носом, когда прикладывался.
Вчера вечером был в церкви. Старуха, мать архиерея [епископа Мелхиседека. – С.Ф.], благодарила за деньги, которые Мы пожертвовали. Сегодня утром [т.е. 26 февраля, в день второго сновидения Евдокии Андриановой! – С.Ф.] во время службы Я почувствовал мучительную боль в середине груди, продолжавшуюся 1/4 часа. Я едва выстоял, и лоб Мой покрылся каплями пота. Я не понимаю, что это было, потому что сердцебиения у Меня не было, но потом оно появилось и прошло сразу, когда Я встал на колени перед [Владимiрским чудотворным] образом Пречистой Девы».




2.3.1917 – обретение иконы Божией Матери, именуемая «Державная».


Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Державная».

3.3.1917 (Императрица Государю из Царского Села): «У Нас был чудный молебен и акафист перед иконою Божией Матери [«Знамение» Царскосельской] [...] Поручила Их [Детей] и Тебя Ее святому попечению. Потом Ее пронесли через все комнаты [...] Все кругом черно, как ночь, но Бог над всем. Мы не знаем путей Его, ни того, как Он поможет, но Он услышит все молитвы».


Царскосельская икона Пресвятой Богородицы «Знамение».

Вот что записала в своих мемуарах А.А. Вырубова, чудом вышедшая (уже при большевиках) из заключения в Петропавловской крепости: «По странному стечению обстоятельств, единственную маленькую икону, которую мне разрешили потом иметь в крепости, была икона Божией Матери Могилевской, – отобрав все остальное, солдаты швырнули мне Ее на колени.


Братская Могилевская икона Божией Матери.

Сотни раз в день и во время страшных ночей я прижимала Ее к груди… И первое приветствие по освобождении из крепости была та же икона, присланная из Могилева монахами, вероятно узнавшими о моем заключении».


Продолжение следует.
Tags: Державная икона Божией Матери, Переворот 1917 г., Царственные Мученики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments