sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«КОРАБЛЬ» ДЛЯ ДУРАКОВ, или Кое-что о «народном Православии» (часть 8)

10.
И.А. Чуриков. Снимок 1920-х годов.


Не мытьем, так катаньем (окончание)

Время от времени И.А. Чуриков давал о себе знать. В январе 1916 г. состоялась, например, наделавшая много шума акция по публичному сожжению трезвенниками новомодных граммофонов, как греховных орудий. Однако в целом движение шло на спад.
С обострением отношений с духовенством «участились случаи отказа священников не только причащать, но иногда даже исповедывать трезвенников. Так что в последние годы деятельности Братца его слушатели не слышат от него настоятельного призыва непременно посещать храмы и причащаться Святых Тайн. Так Св. Причащение постепенно отходило на задний план в духовной жизни трезвенников. […] Хотя Братец в своих беседах отмечал грехи и священнослужителей, и мiрян, не соответствующих по своему образу жизни ни своему сану, ни званию, но, восставая против греха, порабощающего чад Церкви, он никогда не учил против Св. Церкви, ее иерархии, Таинств и обрядов. Братец не мог мириться с грехом, даже если его носитель облачен в священнические одежды, и он мужественно говорил об этом, о чем свидетельствуют его прошения церковным и светским властям».
Иеромонах Вениамин, священник Иоанн Колесников и миссионер И.Г. Айвазов, каждый на своем месте, выполнили то, что сегодня пытается делать «миссионер» А.Л. Дворкин (личные цели которого, правда, далеко не те, что у его предшественников): все они способствовали выдавливанию из Церкви наиболее пассионарных, независимых и авторитетных фигур, не всегда удобных для «священноначалия». (Именно благодаря последнему обстоятельству такая, часто весьма сомнительной честности, деятельность, как правило, остается не только безнаказанной, но еще и вознаграждается.)
Прошлые обиды и суровая реальность послереволюционной России толкнула И.А. Чурикова к демагогам-обновленцам. В результате переговоров с А.И. Введенским и А.И. Боярским 1 декабря 1923 г. он и его последователи присоединились к «Живой церкви». Однако вскоре, узнав поближе «живцов» Иван Алексеевич разочаровался в них и порвал с ними всякие контакты.
Не сложились и его отношения с новыми властями, не раз напоминавшими ему о поддержке его П.А. Столыпиным. Арестованный, И.А. Чуриков скончался в 1933 г. в Ярославском политизоляторе.

11.
Условная могила И.А. Чурикова на одном из петербургских кладбищ.

В представлении современных исследователей дальнейшие события развивались следующим образом: «С годами эти взаимные мнения укрепились, наслаиваясь, обрастая дополнительными подробностями и домыслами. Каждый новый архиерей в этом вопросе полагался на уже сложившееся мнение клира о трезвенниках. […] В свою очередь, последующие поколения трезвенников усваивали от своих предшественников обиду на священников и их несправедливое отношение к Братцу. А через это, как казалось, и пренебрежительное отношение к делу отрезвления народа».
Так росла стена взаимного непонимания и отчуждения. Так, в конце концов, действительно появилась секта, принявшая уродливые формы «культа обожествления» Братца Иоанна, который сам при жизни неизменно отрицал такого рода «почести», вносившие в движение трезвенников антихристианский, противоцерковный дух.
В настоящее время в Петербурге действуют четыре общины «чуриковцев».
Рассматривая все эти печальные зигзаги, следует учитывать, что трезвенническое движение в России, одним из видных представителей которого был И.А. Чуриков, вышло буквально из толщи народной. В силу этого оно несло на себе все плюсы и минусы этой стихийности. Не вина, а беда Ивана Алексеевича (и в еще большей степени тысяч его последователей) заключалась в том, что не оказалось рядом с ним авторитетного да к тому же высокой духовности священника, который мог не только поддержать молитвой и словом, но дать мудрый совет, наставить в духе Святых отцов.
Мы нисколько не обеляем И.А. Чурикова и его последователей. Но не замечать вреда, нанесенного ревновавшими не по разуму иерархами, священниками и миссионерами, тоже не можем. Той и другой стороне не хватило ни терпения, ни смирения, а еще больше – Любви во Христе. Официальные представители Церкви, получившие, в отличие от малограмотных крестьян и рабочих, специальное образование, похоже, не воспользовались ни полученными знаниями, ни церковным воспитанием. А ведь именно им следовало бы быть всё же мудрее и дальновиднее.
Прибегая там, где они не могли ничего добиться ни своим словом, ни личным авторитетом, к силе государства (войскам, полиции, судам, психиатрическим лечебницам и т.п.), они предали, в конце концов, и само это государство в лице Государя. Как показала дальнейшая история, все эти гонения на имяславцев и хлыстов (иоаннитов) оказались фикцией. Достаточно вспомнить, как Патриарх Тихон после 1917 г. снимал с них наложенные ранее прещения, лично рукополагая некоторых в священный сан. Другое дело, что почивших к тому времени без должного покаяния и отпевания было уже не вернуть, так же как и повернуть некоторые смятенные и озлобившиеся в результате гонений сердца….

Продолжение следует.
Tags: Распутин в Петербурге
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments