sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«КОРАБЛЬ» ДЛЯ ДУРАКОВ, или Кое-что о «народном Православии» (часть 1)

1.
Г.Е. Распутин среди петербургских трезвенников. Вверху последователи И.А. Чурикова держат в руках его портрет. Снимок предположительно сделан в Вырице в 1907 или 1908 гг. Возможно, в Троицын день.

Ведь люди судят лишь о внешнем,
А сердце знает только Бог.

Алексей МЫСЛОВСКИЙ

Скорби и гонения – это дружба с Богом,
А любовь – несение креста.

Геннадий ПОНОМАРЕВ


Сюжет

Как мы уже отмечали, одним из методов фальсификации фотографий является изменение смысла зафиксированного путем интерпретации, искажающей смысл зафиксированного безпристрастным фотоаппаратом в нужном для заинтересованной стороны направлении. Как это происходило на практике, хорошо видно на примере давно уже известного снимка, на котором Г.Е. Распутин был запечатлен с большой группой мужчин и женщин.
Первый поместивший это фото на своих страницах гучковский орган снабдил его подписью: «“Старец” Григорий Распутин в кругу своих почитателей и почитательниц». Эту интерпретацию враждебно относившейся к Григорию Ефимовичу газеты, по сравнению с тем, как ее подавали другие органы печати, можно было считать по существу даже благожелательной, поскольку в иных работали люди с гораздо большей фантазией. Вот, например, как преподносила тот же снимок либерально-буржуазная петербургская газета «День», редактировавшаяся С.П. Сковорцовым: «“Корабль” (община) тобольских хлыстов во главе с кормчим – Гр. Распутиным. Наверху почитатели “старца” держат его изображение».
Именно из этой газеты, известной своими клеветническими измышлениями о Г.Е. Распутине, черпал вдохновение председатель Думы М.В. Родзянко для своего «разоблачительного» доклада Императору. «В моем… распоряжении, – утверждал он, – имелись фотографические группы так называемого “хлыстовского корабля”».
С тех пор этот многострадальный снимок так и не был ни разу правильно интерпретирован. Так или иначе, но практически все шли по единожды проторенной клеветниками дорожке. Известный тюменский исследователь жизни своего земляка А.В. Чернышов полагал, что снимок этот, очевидно, был сделан в Покровском, а над головой Григория Ефимовича «держат икону». Не был исключением и автор этих строк, подписавший в одной из своих книг это фото следующим образом: «Г.Е. Распутин (в центре, отмечен крестом) среди его почитателей из среды петербургского рабочего люда, жившего на Охте и в Вырице. На заднем плане виден портрет Григория Ефимовича в русской рубахе, подпоясанной кушаком. 1912 г.»
Сделать верную атрибуцию позволили два обстоятельства: находка более качественной фотографии и внимательное изучение окружения Г.Е. Распутина.

2.
Фрагмент групповой фотографии с портретом.

Оказалось, что фотография в рамке – это портрет Ивана Алексеевича Чурикова (1861†1933) – основателя Общества народных трезвенников, зарегистрированного в свое время в Св. Синоде.

Легко читаются на снимке и другие приметы приверженцев «братца Иоанна», описанные очевидцами: молодые женщины «в светло-голубых (кажется, шелковых) кофточках, с светлыми однообразными чепчиками на голове. У всех их в качестве брошки были медальоны с фотографией Чурикова». Называли их «сестрицами». «…Строгость их жизни была сродни келейницам или, как их называли в народе, черничкам, т.е. тем, кто, будучи в мiру, ведет монашескую жизнь, но без приношения иноческих обетов и без церковного пострижения». Точно такие же «сестрицы» сохранились и на более поздних фотографиях 1910 или 1912 гг.

3.
Та самая фотография И.А. Чурикова, которую держат над головой Г.Е. Распутина.

4.
Эта фотография «братца Иоанна», судя по этому снимку, сделанному в молельном доме в Вырице, до сих пор популярна среди его нынешних последователей.>

Многое было схожим в жизни Г.Е. Распутина и И.А. Чурикова. Даже возраст их не очень разнился: на восемь лет Иван Алексеевич был старше Григория Ефимовича, а в остальном всё было схоже. Оба вышли из крестьян, обратились, бросив прежнюю греховную жизнь, и, вооружившись веригами, странничали. Оба понимали, что «для народушка жить нужно», что людское «горе тушить надо», претерпев на этом пути немалые гонения. Оба, в конце концов, – хотя и по-разному – погибли.

Продолжение следует.
Tags: Распутин в Петербурге, Распутин: портреты и фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments