sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ДОСТОЕВСКИЙ: ЖЕСТОКИЕ УРОКИ (1)


Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Около 1563 г.


Сбывшийся сон Веры Павловны


Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
. . . . . . . . . . . . . . .
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!

Гимн Евросоюза. (Ода Ф. Шиллера «К радости».)



Летом 1862 г. во время первой своей заграничной поездки Ф.М. Достоевский приехал в Лондон, где побывал на Всемiрной выставке, проходившей в Хрустальном дворце.


Хрустальный дворец в Лондоне, спроектированный архитектором Д. Пакстоном из чугуна и стекла специально для Всемiрной выставки 1851 года. Площадь его превышала 90 тысяч квадратных метров. Громадный зал вмешал до 14 тысяч посетителей. В 1862 г. в нем проводилась еще одна международная выставка, которую и посетил Ф.М. Достоевский. Дворец был уничтожен пожаром 30 ноября 1936 г.


«…Выставка поразительна. Вы чувствуете страшную силу, которая соединила тут всех этих безчисленных людей, пришедших со всего мiра, в едино стадо; вы сознаете исполинскую мысль; вы чувствуете, что тут что-то уже достигнуто, что тут победа, торжество.
Вы даже как будто начинаете бояться чего-то. Как бы вы ни были независимы, но вам отчего-то становится страшно.
Уж не это ли, в самом деле, достигнутый идеал? – думаете вы; – не конец ли тут? не это ли уж и в самом деле, “едино стадо”. Не придется ли принять это, и в самом деле, за полную правду и занеметь окончательно? Все это так торжественно, победно и гордо, что вам начинает дух теснить.



Будучи вдохновленным лондонским Хрустальным дворцом, Н.Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» (1862-1863), в т.н. «Четвертом сне Веры Павловны», описал, основываясь на «Теории всемiрного единства» Ш. Фурье, жизнь людей будущего социалистического общества.
«…Чугун и стекло – только. Нет, не только: это лишь оболочка здания, это его наружные стены; а там, внутри, уж настоящий дом, громаднейший дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром […] Какая легкая архитектура этого внутреннего дома, какие маленькие простенки между окнами, а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей! […] Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? серебро? платина? да и мебель почти вся такая же, – мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего ж вся остальная мебель, потолки и полы? […] Эта металлическая мебель легче нашей ореховой. […] Везде алюминий и алюминий, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами. […] И повсюду южные деревья и цветы; весь дом – громадный зимний сад».


В. Милашевский. Четвертый сон Веры Павловны. 1937 г.


Вы смотрите на эти сотни тысяч, на эти миллионы людей, покорно текущих сюда со всего земного шара, – людей, пришедших с одною мыслью, тихо, упорно и молча толпящихся в этом колоссальном дворце, и вы чувствуете, что тут что-то окончательное совершилось, совершилось и закончилось.
Это какая-то библейская картина, что-то о Вавилоне, какое-то пророчество из Апокалипсиса, в очию совершающееся.
Вы чувствуете, что много надо вековечного духовного отпора и отрицания, чтоб не поддаться, не подчиниться впечатлению, не поклониться факту и не обоготворить Ваала, то есть не принять существующего за свой идеал...



Башня Татлина. Памятник III Коминтерну. 1919-1920 гг.

[…] …Если бы вы видели, как горд тот могучий дух, который создал эту колоссальную декорацию, и как гордо убежден этот дух в своей победе и в своем торжестве, то вы бы содрогнулись за его гордыню, упорство и слепоту, содрогнулись бы и за тех, над кем носится и царит этот гордый дух.
При такой колоссальности, при такой исполинской гордости владычествующего духа, при такой торжественной оконченности созданий этого духа, замирает нередко и голодная душа, смиряется, подчиняется, ищет спасения в джине и в разврате и начинает веровать, что так всему тому и следует быть.



Олег Горохов. Десятый сон Веры Павловны. 2002 г.

Факт давит, масса деревенеет и прихватывает китайщины, или если и рождается скептицизм, то мрачно и с проклятием ищет спасения в чем-нибудь вроде мормоновщины.
А в Лондоне можно увидеть массу в таком размере и при такой обстановке, в какой вы нигде в свете ее наяву не увидите«.


Ф.М. Достоевский.«Зимние заметки о летних впечатлениях».


«Мультикультурализм« в Европе. Слова и …дела.
Tags: Мысли на обдумывание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments