sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

О «ВОСЬМОМ СОБОРЕ» (часть 3)


Двуглавый Орел. Изображение на ковше, принадлежавшем Царю Иоанну Васильевичу Грозному. XVI в.


Восьмой Вселенский собор (окончание)


...В марте 1946 года митрополит Николай (Ярушевич)
«писал в Совет по делам Русской Православной Церкви о необходимости проведения в Москве Вселенского Собора. Эта идея была полностью одобрена И. Сталиным, возлагавшим на ее осуществление большие надежды. Первоначальный замысел отличался немалым размахом. 13 января 1947 года Патриарх Алексий писал Карпову о предполагаемом проведении 1-10 октября в Москве Собора всех существовавших тогда в мiре автокефальных Православных Церквей, причем они должны были представляться своими главами.
Планировалось и участие делегаций Сиро-Халкидонской, Армяно-Григорианской, Коптской Церквей в связи с обсуждением вопроса об их соединении с Православием. 23 января начала работать подготовительная комиссия Патриархии. В программу Собора намечалось включить 9 вопросов, главные из которых носили “политический” характер – отношение к воинствующему католицизму и экуменическому движению. [...]
В середине февраля планы были откорректированы: в сентябре 1947 года намечалось проведение предсоборного совещания, основной целью которого провозглашалась подготовка созыва в 1948 году Вселенского Собора “для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской”.
Однако, все эти замыслы сразу стали рушиться. В январе 1947 года тяжело заболел и полностью отошел от дел лояльный к СССР Константинопольский Патриарх Максим. [...] Сыграла свою роль и широкая кампания в западной прессе по компрометации Русской Церкви.
В борьбу за срыв московского замысла активно включился Ватикан, роль которого в мiре явно недооценили. На Восточных Патриархов оказывалось разностороннее давление. Представители различных американских организаций подкупали их разными суммами валюты. Например, руководитель международного общества по охране свободы религии Ж. Нусбаум даже в Софии и Праге убеждал Православных иерархов отказаться от поездки в Москву, обещая значительную материальную помощь».


Вселенский Собор, начиная с 1961 г., намечался в Александрии. Как возможную дату его проведения называли 1972-1973 гг.

«В конце 1960-х годов в «Журнале Московской Патриархии» появилось много публикаций на тему подготовки к восьмому Вселенскому собору церквей. Поднимались вопросы о сокращении и полной отмене постов, о разрешении вдовым священникам вступать во второй брак, о переводе церковного календаря на новый стиль, о переводе богослужебных текстов с церковнославянского на русский язык и прочее.
Молодые монахи были очень обезпокоены этим и спрашивали совета старца, как им поступать в случае нарушения церковных канонов. Батюшка [иеросхимонах] Стефан [(Игнатенко, 1887 † 1973), великий Кавказский старец] ответил, что нужно самим твердо стоять в истине, но ни в коем случае своевольно не уходить из монастыря. Отвечая на их невысказанное тайное желание подвизаться в горных пустынях, он не благословил друзей-семинаристов нести подвиг горного пустынножития. Испытав его опытно, он считал, что в современных условиях удобнее спасаться в большом городе».


(1997): «Архиепископ Миланский кардинал Карло-Мария Мартини, которого многие считают возможным преемником [папы] Иоанна Павла II, дал понять, что он в принципе поддерживает идею созыва Вселенского собора христианской Церкви с целью разрешения основных противоречий между конфессиями. Предложение созвать Вселенский собор было высказано некоторое время назад генеральным секретарем ВСЦ Конрадом Райзером, призвавшим христиан разных конфессий отметить юбилейный 2000 г. началом «соборного процесса».


Св. Великомученик Георгий Победоносец – символ Московского Великокняжеского Дома. Чаша Князя Юрия Димитриевича Звенигородского. XV в.


Существует также мнение, что Восьмой собор уже состоялся...

«...Несомненная в православной экклесиологии мысль о том, что соборы не имеют внешней власти над Церковью, но сами должны быть засвидетельствованы Церковью в своей правоте. Например, признание каждого из 7 определенных соборов Вселенскими совершалось на следующем вселенском соборе, а VII Вселенский (787) был признан таковым на Константинопольском соборе 879-880 гг., значение которого в Православии показало себя фактически равным Вселенскому» (А.С. Хомяков. Сочинения в двух томах. Т. 2. С. 367).

Архиепископ Василий (Кривошеин, 17.7.1900 † 22.9.1985), Брюссельский и Бельгийский (1968):
«...Следует остановиться на Константинопольском Соборе 879-880 гг., созванном при Патриархе Фотии и папе Иоанне VIII, и на решениях этого Собора. Как по своему составу, так и по характеру своих постановлений этот Собор носит все признаки Вселенского Собора. На нем были представлены все пять Патриархатов тогдашней Церкви, в том числе и Римской, так что этот Собор является последним Собором, общим как для Восточной, так и Западной Церкви. На нем участвовало 383 отца, т. е. это был самый большой Собор со времени Халкидона. Он был созван как Вселенский Собор и называет себя в своих актах “великим и Вселенским Собором”.
И хотя он не был официально признан Церковью Вселенским, ибо обыкновенно такое признание делалось на последующем Соборе, а его не было, ряд видных церковных деятелей на протяжении веков называли его Восьмым Вселенским Собором: например, знаменитый канонист XII в. Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникский (XIV в.), Нил Родосский (XIV в.), Симеон Фессалоникский (XV в.), св. Марк Ефесский, Геннадий Схоларий, Досифей Иерусалимский (XVII в.) и т.д.
Более того, и на Западе, как это доказал проф. Дворник в своем известном монументальном труде “Фотианская схизма” и как это принято сейчас в исторической науке, даже римо-католической, этот Собор 879-880 гг. вплоть до XII в. тоже считался Восьмым Вселенским.
Никакого отвержения его папой Иоанном VIII и никакой “второй фотианской схизмы” (т.е. разрыва с Фотием Иоанна VIII) в действительности никогда не было; все это – легенды, выдуманные врагами Фотия и только в XII в. принятые на Западе, когда в связи со все возрастающими притязаниями пап на всемiрную юрисдикцию, папские канонисты стали считать Восьмым Вселенским Собором не Собор 879-880 гг., а антифотианский лжесобор 867 г. [...]
Представляется весьма желательным, чтобы будущий Вселенский Собор провозгласил [...] Константинопольский Собор 879-880 гг. Восьмым Вселенским Собором, как бывший таковым по своему составу и как выразивший исконную веру всей Церкви в вопросе о Символе веры и правах римского епископа в связи с возникшими тогда вопросами о прибавке Filioque и о притязании пап на всемiрную юрисдикцию. Тем самым и постановления этого Собора как Собора Вселенского получили бы всецерковную и неоспоримую авторитетность, а грядущий Вселенский Собор мог бы считаться девятым».


Профессор Д.П. Огицкий (1985):
«Отношение к соборам 869-870 и 879-880 годов также не оставалось неизменным. Первый из них, как известно, в настоящее время признается в Римско-Католической церкви “восьмым вселенским собором”. Между тем в 879-880 годах [...] собор этот был осужден, с согласия папы Иоанна VIII.
Соответствующий канон собора 879-880 годов [...] читается так: “Римский собор, бывший против Фотия, Святейшего Патриарха, при блаженнейшем папе Адриане, и собор, бывший в Константинополе против того же Святейшего Фотия, признаем всецело осужденным и отвергнутым, не подлежащим сопричислению к святым соборам и учету и не заслуживающим совершенно звания или наименования собора. Да не будет”.
Решение это долгое время уважалось и на Западе. [...] «Выводы, к которым мы пришли, пишет [чешский византолог, католический аббат] проф. Ф. Дворник, – ставят перед нами другую важную проблему. Если правда, что собор 869-870 годов был аннулирован собором 879-880 годов и решения последнего были подтверждены папой Иоанном VIII, как может Западная Церковь продолжать относить этот собор к числу вселенских?» [...]
Западные канонисты именуют собор этот «вселенским», то есть пользуются тем названием, которое собор этот сам к себе прилагал. Поначалу это делается осторожно, с оговорками, вроде: собор, “который был назван восьмым своими учредителями”, “который некоторые называют восьмым” и т.п. Для реформаторов григорианской и послегригорианской эпохи искушение поставить его в разряд вселенских было слишком велико, чтобы ему можно было противостоять. [...]
Проф. Ф. Дворник думает, что собор этот, вопреки общецерковному решению о нем, был отнесен к разряду вселенских в результате ошибки западных канонистов конца XI в. [...]
На Востоке собор 879-880 годов приравнивался к вселенским. Признавался авторитет этого собора даже греками-униатами, несмотря на все свое отрицательное отношение к Фотию. Патриарх-униат Иоанн Векк (XIII в.) называет собор “великим и вполне вселенским”. Признавал его вселенский характер даже Григорий Мамма (XV в.) [– другой Вселенский Патриарх-униат]. [...] В 1604 году иезуит Радерус назвал Собор 879-880 годов “лжесобором”.
Это наименование держалось за Свято-Софийским собором на Западе почти до наших дней. [...] Собор 869-870 годов, наоборот, приобрел на Западе неоспоримый авторитет. От русских униатов требовалось особое клятвенное признание “восьмого” собора и его решений».


Святитель Марк (1391-1392 † 1444), митрополит Ефесский, великий Исповедник:
«...Нас нельзя заставить причислить к вселенским соборы, которые не только не получили признания, но и были осуждены. Ибо собор [869-870] [...] содержит акты против Фотия [...] Но потом имел место другой собор [879-880], восстановивший Фотия и отменивший прежний собор. Собор этот, также названный «восьмым», имел место при папе Иоанне. [...] Поскольку акты того собора были тогда аннулированы, следует обращаться не к ним, а к актам собора, состоявшегося потом».

(1439): «После Седьмого Вселенского Собора собирается иной Собор снова, во время Василия, Императора Ромеев, созванный Святейшим Патриархом Фотием. Этот Собор был назван Восьмым Вселенским и имел легатов Иоанна, блаженного Папы Ветхого Рима – Павла и Евгения епископов, и Петра, пресвитера и кардинала. Этот Собор санкционировал Седьмой (Вселенский) Собор, утвердил блаженного Фотия на его престоле и дерзающих с тех пор говорить оное прибавление в Символе предал анафеме. “Если кто, – говорит он, – помимо этого священного Символа дерзнет иной писать или прибавлять или убавлять и дерзко отзываться об этом постановлении, да будет осужден и извержен из всего христианского общества”. [...] Этот Собор издал также каноны, которые находятся во всех сборниках канонов».




Однотомник книги «Россия перед Вторым пришествием» можно приобрести наложенным платежом, заказав по телефону 8-985-426-97-86
Книга большого формата, в твердом переплете, напечатана на белой бумаге крупным шрифтом. Объем 620 страниц, цветная вклейка на мелованной бумаге с изображениями святых и подвижников благочестия, чьи пророчества помещены в сборнике.
Цена – 400 рублей (без почтовых расходов).
По тому же телефону (по особой договоренности) можно заказать и двухтомное издание, которое пока что имеется в наличии, но в весьма ограниченном количестве экземпляров.
Tags: Восьмой Вселенский Собор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment